Пророк даниэль. Великие предсказатели: Даниил пророк Под властью римлян




В 606 году до н. э Навуходоносор завоевал Иерусалим, где и проживал будущий великий пророк. Даниил в возрасте 15 лет вместе с другими иудеями попал в плен к Вавилонянам. Даниил вместе с другими способными юношами попал в специальную школу по подготовке к службе при дворе Вавилонского царя.

Вместе с Даниилом в школе обучались три его близких друга: Азария, Мисаил и Анания. Вавилоняне были язычниками, однако, Даниил и его товарищи не изменили вере своих предков и категорически отказывались принимать языческую пищу. Они уговорили своего воспитателя выдавать им растительную простую пищу. Наставник согласился, но с условием, что через десять дней он проверит их самочувствие. В конце испытательного срока выяснилось, что все юноши чувствуют себя прекрасно и даже гораздо лучше, чем те ученики, которые употребляли в пищу мясо с царского стола.

По окончании учебы, Даниил вместе со своими друзьями стал служить при дворе царя Вавилонского, и получил звание придворного сановника.

Пророчества Даниила

Царю Навуходоносору приснился странный сон, в котором он увидел огромного и очень страшного истукана, сделанного из четырех металлов. Большой камень, скатившийся с горы, разбил истукана и превратился в великую гору. Даниил пророк сказал царю, что уродливый истукан – это четыре царства, где правят язычники, которые будут сменять друг друга, а камень – это Мессия. Образовавшаяся гора – вечное царство Мессии (Церковь).

Даниил служил при дворе во все время правления Навуходоносора и пяти его приемников. Во время царствования царя Валтасара, на стене появилась таинственная надпись: «Мене текел упарсин». Даниил пророк сумел расшифровать ее значение и предрек Валтасару конец Вавилонского царства. «Ты ничтожен, и твое царство поделят мидяне и персы» (Дан. 5, 25). Так и случилось. Мидийский царь Дарий покорил Вавилонское царство, а Валтасар был убит.

В годы правления Валтасара Даниил предсказал грядущее пришествие «Сына человеческого». Получается, что более чем за пятьсот лет, он предрек приход Иисуса Христа на Землю.

При императоре Дарии Даниил занял важный государственный пост, но завистливые языческие вельможи оклеветали его перед Дарием. Пророка Даниила бросили на съедение разъяренным львам, но Господь оставил своего пророка невредимым. Дарий разобрал дело клеветников, и приказал подвергнуть их подобной казни. Львы сразу же растерзали завистников.

Во время царствования Кира пророк Даниил также оставался при дворе. Предсказатель принял большое участие в создании закона об освобождении еврейского народа из плена. Даниил показал Киру предсказания пророка Исаии, который жил за двести лет до этого времени. Царь Кир был потрясен этим пророчеством и приказал построить храм в честь Бога Иеговы.

Известно, что пророк Даниил дожил до глубокой старости. Книга его пророчеств состоит из 14 глав.

В своих беседах с учениками Иисус Христос два раза ссылался на пророчества Даниила.

Пророк Даниил происходил из знатного рода. При завоевании Навуходоносором Иерусалима в 606 году до Р. X. юный Даниил вместе с другими иудеями попал в вавилонский плен. Там 15-летнего Даниила и других самых способных юношей определили в школу для подготовки к службе при царском дворе.

С Даниилом учились три его друга: Анания, Мисаил и Азария. В течение нескольких лет они изучили местный язык и разные халдейские науки. При поступлении в школу этих трех юношей переименовали в Седраха, Мисаха и Авденаго. Однако, с принятием языческих имен, юноши не изменили вере своих отцов. Боясь оскверниться языческой пищей, они упросили своего воспитателя выдавать им пищу не с царского стола, окропленную идоложертвенной кровью, но простую, растительную. Воспитатель согласился, с условием, что после десяти дней питания растительной пищей, он проверит их здоровье и самочувствие. В конце пробного периода эти юноши оказались здоровее других, питавшихся мясом с царского стола, и воспитатель им разрешил вкушать пищу по своему усмотрению. За преданность истинной вере Господь наградил юношей успехами в науках, и вавилонский царь, присутствовавший на экзамене, нашел, что они сообразительнее его вавилонских мудрецов.

После окончания занятий Даниил с тремя друзьями был определен на службу при царском дворе и здесь оставался в звании придворного сановника во все время царствования Навуходоносора и его пяти преемников. После покорения Вавилона он стал советником царей Дария мидийского и Кира персидского.

Бог наделил Даниила способностью понимать значение видений и снов, и эту способность он проявил, объяснив Навуходоносору два его сна, которые сильно смутили царя (Дан. 1 и 4). В первом сне Навуходоносор видел огромного и страшного истукана, сделанного из четырех металлов. Камень, скатившийся с горы, разбил истукана в прах и сам вырос в большую гору. Даниил объяснил царю, что истукан символизировал четыре языческих царства, которые должны были сменить друг друга, начиная с вавилонского и кончая римским. Таинственный камень, сокрушивший истукана, символизировал Мессию, а образовавшаяся гора - Его вечное Царство (Церковь).

В своей книге (носящей его имя) пророк Даниил повествует о подвиге своих трех друзей, которые отказались поклониться золотому идолу (Мардуку), за что по приказу царя Навуходоносора были брошены в раскаленную печь. Но ангел Божий сохранил их невредимыми в огне.

Подробностей о деятельности пророка Даниила в течение 7 лет царствования трех преемников Навуходоносора не сохранилось. Убийца Лавосоардаха, Набодид, сделал своего сына Валтасара своим соправителем. В первый год Валтасара Даниил имел видение о четырех царствах, после чего он увидел Бога в образе «Ветхого Днями» и грядущего к нему «Сына Человеческого», т. е. Господа Иисуса Христа.

В своей книге пророк Даниил записал несколько пророческих видений, относящихся к концу мира и ко второму пришествию Христову. По своему содержанию его книга имеет много общего с Откровением Евангелиста Иоанна Богослова, помещенного в самом конце Библии.

При Данииле во время царствования Валтасара мидийский царь Дарий завоевал Вавилон (539 г. до Р. X.). Тогда же и погиб Валтасар, как ему предсказал Даниил, объяснивший значение надписи на стене, сделанной таинственной рукой: «Мене текел упарсин» (ты ничтожен, и твое царство поделят мидяне и персы) (Дан. 5, 25).

При Дарии мидийском Даниил занял важный правительственный пост. Завидуя Даниилу, языческие вельможи оклеветали его перед Дарием и добились, чтобы Даниила бросили на съедение львам. Но Бог сохранил своего пророка невредимым. Разобрав дело, Дарий повелел клеветников Даниила подвергнуть этой же казни, и львы моментально растерзали их. Немного спустя Даниил получил откровение о 70 седьминах, в котором указано время первого пришествия Мессии и основания его Царства (Церкви)(См. Дан. 9).

В царствование Кира Даниил остался в том же придворном звании. Не без его участия в 536 году царь Кир издал указ об освобождении евреев из плена. Согласно преданию пророк Даниил показал Киру предсказание о нем в книге пророка Исаии, который жил лет двести до этого (Ис. 44, 28-45; 13). Пораженный этим пророчеством, царь признал над собою власть Иеговы и повелел евреям построить в честь Него храм в Иерусалиме (Езд. 1). При этом же царе Даниил был снова спасен от смерти, которая ему угрожала за умерщвление дракона, обоготворявшегося язычниками.

В третий год царствования Кира в Вавилоне Даниил удостоился получить откровение о дальнейшей судьбе народа Божия и четырех языческих империй (Дан. 10-12). Предсказания Даниила о гонениях на веру относятся к гонениям Антиоха Епифана и, одновременно, к пришествию антихриста. О последующей судьбе пророка Даниила ничего не известно, кроме того, что он скончался в глубокой старости. Его пророческая книга состоит из 14 глав. Господь Иисус Христос в своих беседах с иудеями дважды ссылался на пророчества Даниила.

Книга Даниила содержит как биографию пророка Даниила, так и многие пророчества на будущее.

Даниил писал эту книгу под вдохновением Бога, находясь в Вавилоне, закончил около 536 г. до н.э. Значительная часть книги Даниила написана на арамейском языке.
Изучить пророчество Даниила о последнем времени и найти полезные уроки и советы для себя очень интересно и даже жизненно важно.
Если вы ни разу не читали эту книгу Библии, обязательно прочтите ее. О самом пророке Данииле и книге, названной его именем, можно прочитать и в Википедии, в которую частично занесено то, что написано в Библии.

Если вы не любите читать, есть аудиокнига Даниила, можно послушать онлайн или посмотреть хотя бы фильм о книге Даниила, хотя режиссеры часто могут вносить что-то свое и истина, содержащаяся в пророчествах Даниила, может искажаться. Вы бы какой фильм, а для детей мультфильм о пророке Данииле порекомендовали посмотреть онлайн, который более точно соответствует написанному в Библии?

Да, всем просто необходимо иметь представление об этой пророческой книге.

Пророк Даниил и Апокалипсис

Апокалипсисом принято называть конец света. Это слово чем-то созвучно со словом коллапс. Но на самом деле слово апокалипсис переводится как откровение. Последняя книга Библии именно так и названа - "Откровение" = "Апокалипсис". А книга пророчеств Даниила во многом пересекается с последней книгой Библии Откровение, которую написал Иоанн.

Но мы в этой статье не будем рассматривать пророчества, о них вы можете прочитать лично в Библии, а сосредоточимся на уроках, которые могут извлечь люди, которые хотят служить единственному, истинному, живому Богу. Сначала краткое содержание этой книги, чтобы разогреть ваш интерес, если вы не прочитали еще эту книгу полностью.

Книга Даниила краткое содержание:

В главах с 1 по 6 изложены события из жизни Даниила и трех его друзей.
В главах с 7-12 записаны пророческие сны, видения, предсказания пророка Даниила, которые он получил от Бога.
  • Видения о зверях. Взлет и падения четырех мировых держав.
  • Видение, как Царство Бога заменит все человеческие державы и правительства.
  • Понимание пророчества, что иудеи обязательно вернуться из плена.
  • Ангел открывает важные подробности о Мессии.
  • Пророк Даниил. Мерзость запустения о которой говорил своим ученикам Иисус Христос.
  • Видение о будущем. Значительная часть пророчества посвящена борьбе, противоборству двух царей за господство. Исполнения этого пророчества охватывает и наши дни. Последнее пророчество Даниил. Северный царь.

Каким образом Бог заменит все человеческие державы и правительства, открывает пророчество Даниила, видение об истукане.

Внимайте пророчеству Даниила и урокам, находящимся в этой книге

Книга Даниила 2 глава

2:8,9 – Царь не был во всем доверчивым, проверял полученную информацию - пример для нас, особенно, если она негативная.

4:24 – Иегова всегда заранее дает шанс измениться, исправиться, не игнорируй его.

5:23 – Много богов, много тостов. Много тостов, много вина. Много вина, много тщеславия. Много тщеславия, мало разума.

6:4 – Так христиане должны исполнять свои обязанности на работе и в семье.
6:10 – Даниил, узнав, что нельзя молиться, сразу пошел и помолился. 1 Кор 10:13 – молитва поможет найти выход из сложившейся ситуации.
6:20 – Не верил, что Бог спасет, хотя говорил, что спасет (стих 16).
6:26,27 – Наш пример верности поможет другим захотеть узнать такого Бога, как Иегова.

Книга Даниила 7 глава

7:10 – У Бога много ангелов, но у каждого свое задание, своя роль. У нас в собраниях тоже у каждого своя роль, не должно быть скучно. Если не знаешь, чем заняться, спроси ответственных, кому можно помочь, служи с пожилыми, уделяй время детям.

9:2 – Хорошие духовные привычки.

Книга Даниила 10 глава

10:12 – То, что Бог не сразу отвечает на молитвы, не означает, что он их не слышит.
10:13 – Показывает, насколько важно полагаться на Бога в борьбе с Дьяволом - если ангел не мог с ним справиться, тем более я.
10:13 – Хотя это был ангел, но он счел необходимым объяснить причину своего опоздания. Хороший урок для нас. А в случае Даниила, который ждал помощи, не осуждать, т.к. не знаем всех обстоятельств опаздывающего.
10:18,19 – С усталостью Бог помог справиться через ангела. Сегодня Бог помогает через соверующих и ответственных братьев в собрании - цени, помогай другим, когда видишь, что устали.
10:19 – Когда я здороваюсь с соверующими в собрании, видно ли, что я желаю мира (евр. Шалом - не просто отсутствие войны, когда терпят друг друга, а гораздо больше - истиный мир и единство) по улыбке, выражению глаз, пожатию руки?

Иудеи и Новый Вавилон. Недолго просуществовали поодиночке Израиль и Иудея. Сначала Израильское царство было уничтожено ассирийцами. Иудее удалось откупиться от ассирийского царя. Спустя сто с лишним лет Ассирия погибла и на ее развалинах возникло другое могучее царство, названное Новым Вавилоном. Основано оно было семитскими племенами халдеев, поэтому его называют еще и Халдейским. Халдейский царь Навуходоносор (Набу-кудурри-усур) захватил и уничтожил Иерусалим. Был разграблен и сёожжен храм Яхве, а все его сокровища вывезены в Вавилон. Все евреи, кроме крестьян-бедняков, были переселены в Двуречье. Такова же была судьба жителей Израиля. Для еврейского народа, лишенного своей родины, наступили тяжкие времена.

"Сон снился мне, и тревожится дух мой". Однажды халдейскому царю приснился сон, после которого он встал с тяжелой головой и в дурном настроении. Царь смутно чувствовал, что сон этот очень важен, но, как ни старался, вспомнить его не мог. Тогда он вызвал к себе всех халдейских мудрецов и сказал им: “Сон снился мне, и тревожится дух мой; желаю знать этот сон”. Мудрецы отвечали: “Царь! Во веки живи! Скажи сон рабам твоим, и мы объясним значение его”. Однако Навуходоносор пришел в ярость: “Слово отступило от меня; если вы не скажете мне сновидение и значение его, то в куски будете изрублены, и дома ваши обратятся в развалины. Если же расскажете сон и значение его, то получите от меня дары, награду и великую почесть”.

Мудрецы вновь ответили: “Да скажет царь рабам своим сновидение, и мы объясним его значение”. Царь опять потребовал, чтобы они не тянули время и немедленно сказали, какой сон ему снился и в чем его смысл. Халдеи, чувствуя смертельную угрозу для себя, старались убедить царя, что он требует невозможного: “Нет на земле человека, который мог бы открыть это дело царю, и потому ни один царь, великий и могущественный, не требовал подобного. Дело, которого царь требует, так трудно, что никто другой не может открыть его царю, кроме богов...”

Рассвирепевший царь приказал истребить всех мудрецов. Должны были убить и Даниила. К нему пришел начальник царских телохранителей, и недоумевающий Даниил спросил его: “Почему такое грозное повеление от царя?” Когда тот объяснил, в чем дело, Даниил попросил подождать с казнью, пошел к себе и вместе с друзьями-израильтянами стал молиться Богу. Яхве услышал их молитву и ночью послал Даниилу объяснение царского сна.

Даниил истолковывает сон царя. Утром Даниил потребовал, чтобы его привели к царю, и сказал Навуходоносору: “Тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на небесах Бог, раскрывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни”.

Даниил рассказал, что царю снился огромный и страшный сверкающий истукан [то же самое, что идол или кумир] . Голова истукана была из чистого золота, грудь и руки из серебра, живот и бедра медные, голени железные, а ступни из железа и глины. И вдруг с горы сам собою сорвался камень, ударил в ноги истукана и разбил их. Статуя рухнула, рассыпалась в пыль, которую развеял ветер. Камень же, разбивший статую, стал огромной горой и заполнил всю землю.

Даниил так объяснил значение сна. Золотая голова истукана — сам царь Навуходоносор, “царь царей, которому Бог Небесный даровал царство, власть, силу и славу”. Серебро — следующее за Новым Вавилоном царство, после которого придет медное. “А четвертое царство будет крепко, как железо, ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать”. Следующее царство, наподобие железа, смешанного с глиной, будет частью крепкое, частью хрупкое. “И во дни тех царств Бог Небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу: оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно, так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после этого. И верен этот сон, и точно истолкование его!”

Выслушав Даниила, пораженный царь вскочил с трона, низко поклонился молодому пророку и сказал: “Истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны, когда ты мог открыть эту тайну!” И Даниил был поставлен править всей Вавилонией, а заодно быть начальником халдейских мудрецов. Но тот упросил царя поручить управление Вавилонией трем своим друзьям, а сам остался при царском дворе.

"Мене, мене, текел, упарсин". Прошло много лет. Умер Навуходоносор, состарился Даниил, а Халдейским царством правил Валтасар. [Библия называет его сыном Навуходоносора, и это верно, но автор Книги Даниила путает умершего в 562 г. до н.э. завоевателя Иудеи с одним из его преемников, Набонидом (Набу-наид). Чтобы удержаться у власти, Набониду пришлось усыновить Валтасара (Бел-шарру-уцур), младшего сына Навуходоносора II.] Однажды он устроил огромный пир для тысячи своих вельмож. Когда царь выпил много вина, разум его помутился, и он приказал принести из царской сокровищницы те золотые и серебряные сосуды, что когда-то Навуходоносор захватил в иерусалимском храме Яхве.

Сосуды были принесены, все пили из них вино “и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных”. Вдруг на стене прямо перед царем человеческая рука стала писать какие-то слова. Увидев это, царь изменился в лице, затрясся от страха, стал громко звать мудрецов. Мудрецы пришли, но не могли сказать ничего определенного. И тогда царица вспомнила, что в Вавилоне есть человек, который способен объяснить любую загадку.

Привели Даниила. Царь Валтасар рассказал ему о странном происшествии и пообещал: если Даниил объяснит значение написанных на стене слов, то будет облачен в царскую одежду с золотой цепью и после царя и царицы станет третьим властелином на царстве.

Даниил отвечал: “Дары твои пусть останутся у тебя, и почести отдай другому; а написанное я прочитаю царю и значение объясню ему”. И сказал, что Валтасар провинился перед Богом, и за это Яхве послал кисть человеческой руки, которая написала: МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН, что означает: “Подсчитано (Бог подсчитал царство Валтасара и положил ему конец), взвешено (царь взвешен на весах и найден очень легким), продано (царство Валтасара отдано врагу)”. [В более точном переводе с арамейского эти слова означают: “Исчислен, исчислен, взвешен и разделен”.]

Выслушав это, Валтасар надел на Даниила царскую одежду, золотую цепь и провозгласил его третьим властелином на царстве. В ту же ночь Валтасар, царь халдейский, был убит, а Вавилон захвачен персами.

Завоевание Кира. Из слов Библии неясно, почему Даниил был провозглашен третьим, а не вторым человеком в царстве. Оказывается, как выяснили историки, дело было в том, что официально царем Вавилона являлся Набонид, его приемный сын Валтасар был соправителем, так что Даниилу действительно оставалось только третье место. После захвата Вавилона и убийства Валтасара Набонид добровольно сдался в плен и был отправлен в почетную ссылку, где и окончил свои дни.

Даниил во рву со львами. Когда Кир позволил иудеям вернуться домой, Даниил был уже слишком стар для такого путешествия. Он остался в Вавилоне и дожил до царствования персидского царя Дария. Дарий так уважал Даниила, что сделал его одним из главных помощников по управлению огромным царством.

Многие завидовали Даниилу, и нашлись люди, которые решили погубить его. Они подсунули царю на подпись указ, по которому каждый, кто в течение месяца будет просить о чем-либо кого-то еще, кроме самого Дария, должен быть казнен.

А Даниил три раза в день молился Богу у себя дома, открыв окна, обращенные в сторону Иерусалима. Так он делал и после объявления нового царского указа. Враги подсмотрели, как он просил у Бога милости для себя, и донесли царю. Царь опечалился и хотел спасти Даниила, но те люди сказали: “Знай, что по закону никакое определение и постановление, утвержденное царем, не может быть изменено”.

Дарий был вынужден распорядиться, чтобы Даниила бросили в ров, где жили львы. При этом он с робкой надеждой сказал: “Бог твой, которому ты неизменно служишь, Он спасет тебя!” Отверстие, куда опустили Даниила, заложили камнем, и царь приложил свою печать, чтобы ночью никто не мог отвалить его.

Всю ночь Дарий не спал, ему грезились кошмарные сцены растерзания Даниила. На рассвете царь побежал ко рву и жалобным голосом позвал: “Даниил, раб Бога живого! Бог твой, которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?” Живой и здоровый Даниил отозвался: “Царь! Во веки живи! Бог мой послал ангела своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался перед Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления”.

Обрадованный царь приказал вытащить Даниила и бросить в ров его обвинителей. Не успели они долететь до дна, как были растерзаны львами.

Даниил и четыре зверя. Однажды Даниилу приснился странный сон: будто на море налетели четыре вихря, и из моря вышли четыре зверя, которые стали бороться между собой, пока не пришел сам Бог Яхве и не уничтожил их всех. Затем к нему был подведен как бы Сын человеческий, которому Бог передал вечную власть над всей землей.

Даниил спросил одного из стоявших у трона Бога, что значит все это, и тот объяснил, что четыре зверя — это четыре царства, после которых установится вечное царство Бога.

Даниил и архангел Гавриил. В другой раз, еще во времена вавилонского плена, когда Даниил горячо молился Богу, чтобы тот сжалился над израильским народом и вернул ему свою милость, к пророку прилетел архангел [главный ангел] Гавриил и сказал, что еврейский народ возвратится на родину и храм будет восстановлен, но в трудное время. Пройдет еще много лет и явится Христос Владыка. [Христос — переведенное на древнегреческий язык еврейское слово “мессия” — “посланник, помазанник Божий”.] Затем Христос погибнет, город и храм будут вновь разрушены, и на месте Иерусалима воцарится “мерзость запустения”.

Последнее пророчество. И еще одно пророчество дано было Даниилу: о многочисленных войнах, из-за которых наступит такое тяжкое время, какого не видали никогда. И народ, избранный Богом, едва не погибнет, но поднимется “Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего…”. Тогда проснутся многие из давно умерших, Бог будет судить их, одних наградит вечной жизнью, других обречет на новую гибель.

Даниилу было велено скрывать это пророчество до тех пор, пока ему не придет срок исполниться. Он должен был прожить остаток своей жизни, умереть, а в конце времен встать из земли и узнать от Бога свою участь.

Книга пророка Даниила. Как считает библеистика, Книга пророка Даниила написана между 167 и 164 гг. до н.э. Описанные в ней события относятся ко времени Нововавилонского царства и начала персидского господства, т.е. имели место примерно за четыре века до времени создания этого произведения. Неудивительно, что автор плохо представляет себе ту историческую эпоху, о которой ведет речь. Так, царь Навуходоносор спутан с Набонидом. Дарий Мидянин — лицо, неизвестное науке, цари с этим именем жили позже и были персами, а не мидянами. Валтасар, как уже указывалось, будучи приемным сыном и наследником Набонида, не имел царского титула, родным же его отцом был Навуходоносор II.

Пророк Даниил ветхозаветный праведник и мудрец является автором канонической «Книги пророка Даниила», в которой запечатлены его видения и богатая событиями судьба. Даниил жил в эпоху вавилонского пленения израильтян, и вместе с тремя другими иудейскими юношами знатного происхождения был доставлен в Вавилон ко двору царя Навуходоносора. Там он, сообразно вавилонским обычаям, получил новое имя - Валтасар (вспомните дарование египетского имени Иосифу, находившемуся в услужении фараона). За то, что пророк Даниил при царском дворе вел очень скромный образ жизни и питался в соответствии с иудейскими предписаниями питания, Яхве наградил его не только мудростью, но умением толковать различные видения и сны. Именно этот дар и сыграл ключевую роль в легендарной биографии пророка.

Подобно Иосифу, который был единственным, кто смог истолковать вещий сон фараона, пророк Даниил рассказывает и поясняет сон, приснившийся вавилонскому правителю Навуходоносору: царь видел огромного страшного истукана с головой из золота, грудью и руками из серебра, животом и бедрами из меди, голенями из железа, ногами из железа и глины; оторвавший от горы камень разбил ноги истукана, после чего раздробилось и было развеяно ветром все остальное. Пророк Даниил толкует этот сон как пророчество о пяти грядущих мировых державах, последняя из которых - царство Божие - не разрушится вовеки. Пораженный царь поклоняется пророку Даниилу, признает Яхве богом богов и назначает праведника главным начальником над всеми вавилонскими мудрецами. Спустя некоторое время пророк истолковывает еще один вещий сон Навуходоносора, согласно которому царь будет отлучен от людей на семь лет и станет жить со зверями, питаясь травой, пока не постигнет величие Всевышнего.

Еще один эпизод «Книги пророка Даниила» повествует о том, как он разгадал таинственные письмена, появившиеся на стене во время последнего пира вавилонского царя Валтасара. На этом пиршестве гости пили из золотых сосудов, захваченных в иерусалимском храме, и восхваляли вавилонских богов. Надпись «Мене, мене, текел, упарсин» не могли истолковать придворные прорицатели и халдеи, и по совету царицы Валтасар обратился к пророку Даниилу. Пророк Даниил предрек скорую гибель царя и падение Вавилона под натиском персов и мидян (надпись расшифровывалась следующим образом: «мене» - исчислил бог твое царство и положил конец ему; «текел» - ты взвешен на весах и найден очень легким; «упарсин» - разделено царство твое и дано персам и мидянам (Книга пророка Даниила, 5, 26 - 28). Персидский правитель Дарий, захвативший Вавилон, оставил пророка Даниила при своем дворе, а также пророк застал царствование Кира.

Вторая часть «Книги пророка Даниила» содержит апокалиптические видения и пророчество о приходе мессии: «с облаками небесными шел как бы сын человеческий, дошел до Ветхого днями, и подведен был к нему. И ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили ему; владычество его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство его не разрушится» (Книга пророка Даниила, 7, 13 - 14). Примите во внимание, что в древнееврейском подлиннике книги пророка Даниила говорится о пришествии «мошиах ханогид» - мессии-богача, причем слово «ногид» можно понимать в переносном смысле - «сильный, богатырь». Эти слова относятся к некоему избраннику, помазаннику, и в них нет упоминания о конкретной личности Христа.

© Святослав Горский