Как правильно натянуть цепь на бензопиле. Как натянуть цепь на бензопиле Как правильно натянуть цепь на штиле




Практически в каждом современном домохозяйстве сегодня есть цепная электро или бензопила. Рано или поздно большинство владельцев пилы задумываются, как правильно ее обслуживать и эксплуатировать, чтобы инструмент был исправен и не потерял производительность работы.

Большинство пользователей проявляет достаточную заботу, по отношению к двигателю, при этом забывая уделить внимание другим важным узлам бензопилы, от исправности которых в большой мере зависит ее производительность и долговечность. Должный уход за всеми узлами бензопилы сэкономит ваши средства и позволит продлить срок службы устройства.

Темой нашего сегодняшнего разговора станет пильный аппарат, который состоит из ведущей звездочки, шины и цепи. От исправности этих деталей производительность бензопилы зависит даже больше, чем от характеристик двигателя. Ведь ни для кого не секрет – пилит не мотор, а цепь, надетая на шину и приводимая в движение ведущей звездочкой. Давайте посмотрим, какие сюрпризы могут ожидать после нескольких недель или месяцев эксплуатации, как правильно выбирать и обслуживать узлы нашей цепной бензопилы.

Основные характеристики

Несмотря на свою небольшую стоимость, цепь играет важнейшую роль при эксплуатации бензопилы. От того насколько она правильно наточена и натянута во многом зависит не только ее производительность, но и сохранность других узлов.

Классифицируют цепи по следующим параметрам:

  • Шаг. Под этим термином принято подразумевать расстояние (измеряется в дюймах) между первой и третьей соединительными заклепками, разделенное пополам. Фактически все существующие пильные цепи подразделяются на пять групп: ¼», 0,325″, 3/8″, 0,404″ и ¾». При выборе следует учитывать: чем больший шаг – тем большая производительность, но при этом значительно возрастают нагрузки на движок;
  • Толщина хвостовика ведущего звена. Речь идет о глубине посадки на паз шины, по которому она движется в процессе пиления. Чем глубже посадка, тем меньшая вероятность, что цепь может слететь с шины.

Производители предлагают следующие модификации:

  • 1,1 мм - для миниатюрных инструментов;
  • 1,3 мм – оборудовано большинство бензо и электропил бытового класса;
  • 1,5 мм – полупрофессиональные модели;
  • 1,6 мм – применяется на бензопилах профессионального назначения;
  • 2,0 мм – промышленные цепные бензопилы;

Другие параметры цепи:

  • Профиль. Имеется в виду высота режущей кромки цепи над шиной. По этому показателю пильные цепи распределяются на два типа: низкопрофильные и высокопрофильные. Цепи с низким профилем более безопасны в использовании, тогда как высокий профиль обеспечивает высокую производительность работы. Кроме того, цепи распределяются по профилю режущих зубьев: полудолотообразные, долотообразные, закругленные и зубья с победитовой напайкой.
  • Глубина резки. Другими словами зазор между пильным зубом и ограничителем. В бензопилах бытового уровня правильно использовать цепи с зазором 0,025″ и 0,03″. Цепи с зазором до 0,07″ устанавливаются на профессиональных и промышленных моделях.
  • Количество звеньев. Выбирая цепь для бензопилы, ориентируйтесь на длину шины. Например, если у вас бытовая китайская пила с шиной на 14″, скорее всего, вам необходима цепь на 52 звена.

Важно! Правильный подбор цепи на бензопилу осуществляется в соответствии с параметрами, указанными в руководстве по эксплуатации.

Причины неисправности цепи

Как и всякая деталь, пильная цепь требует внимания и правильного обслуживания. В первую очередь, эти слова относятся к периоду обкатки бензопилы и пильной гарнитуры. Впрочем, следить за их исправностью следует на протяжении всего эксплуатационного периода.

Основные причины неисправности цепи:

  • Плохое качество металла на бюджетных моделях;
  • Стиль работы оператора;
  • Неправильное натяжение;
  • Неисправность или чрезмерный износ ведущей звездочки;
  • Неисправности в системе автоматической смазки;
  • Погнутости, замусоренность или другие поломки пильной шины;
  • Использование некачественных материалов;
  • Несвоевременная заточка рабочих кромок;
  • Уровень эксплуатационных нагрузок на бензопилу;

Все это может приводить к довольно печальным обстоятельствам, и значительным тратам на покупку новых запчастей и ремонт бензопилы:

  • Ухудшение эксплуатационных возможностей и производительности труда;
  • Безопасность оператора при проведении распиловочных работ;
  • Преждевременный износ отдельных узлов и деталей и всей бензопилы;

Обслуживание и эксплуатация шины

Важной деталью в пильном аппарате бензопилы является шина. Именно от ее исправности, во многом, зависит производительность и качество работы устройства.

Преждевременный износ шины, чаще всего наступает из-за неправильной работы автоматической системы смазки. В пильной зоне возникает сильное трение, которое приводит к нагреванию и деформации металла. Как правило, первой выходит из строя ведомая звездочка. Также для предотвращения преждевременного износа важно почаще переворачивать шину – это способствует равномерному стиранию роликов ведомой звездочки.

Важно: используйте шину с параметрами, указанными производителем вашей цепной пилы. Это продлит срок службы, как самой пильной гарнитуры, так и всей бензо или электропилы.

Основные неисправности шины:

  • Деформация или повреждение тела шины;
  • Стирание зубьев или полная поломка ведомой звездочки;
  • Износ посадочного паза и хвостовика;
  • Критические повреждения каналов для подачи масла;
  • Поломка или полный износ натяжителя;

Укорочение цепи своими руками

Как и любая другая деталь, цепь бензопилы постепенно изнашивается, а постоянные нагрузки и работа в разных температурных режимах приводит к ее удлинению. В этом случае ее невозможно правильно натянуть, она периодически слетает с шины. Можно ли отремонтировать такую деталь в домашних условиях. Как показывает практика, для этого не нужны специальные устройства, навыки или высокая квалификация. Впрочем, следует позаботиться о наличии тисков, надфиля, молотка, плоскогубцев и пробоя.



Если у вас есть все эти инструменты, можете смело приступать к разборке:

  • Определяем насколько увеличилась длина цепи;
  • Фиксируем цепь в тисках;
  • Надфилем или напильником стачиваем выступающие головки заклепок, при этом стараемся не задеть боковых частей звеньев;
  • Демонтируем заклепки при помощи пробоя или выжимной струбцины;

Важно: при разъединении звеньев обязательно нужно посчитать направляющие выступы на внутренней стороне. Между ними и ведущей звездочкой должно быть соответствие.

  • Убираем нужное количество звеньев и соединяем концы цепи. Для этого используем старые заклепки;
  • Развальцовываем головки заклепок легкими ударами молотка;
  • Напильником или надфилем удаляем заусеницы и неровности;

Важно: расклепать и заклепать звенья можно достаточно быстро, однако следует помнить, что они после ремонта будут ослаблены и не смогут долго прослужить.

Правильная регулировка цепи

Качество работы бензопилы в большой мере зависит от правильной регулировки и натяжения цепи. Если цепь имеет нормальную длину, то этот процесс не отнимет много времени и усилий.

Важно: во время работы металл нагревается и расширяется, что приводит к удлинению цепи. Периодически проверяйте натяжение и корректируйте его.

Процесс подтяжки выглядит достаточно просто и выполняется на протяжении нескольких минут:

  • Ослабьте гайки на защитной крыше;
  • Регулировочным винтом правильное натяжение;

Важно: Правильно натянутая цепь легко перемещается по шине небольшим усилием руки, не издавая при этом посторонних звуков и не стопорясь. В то же время при правильном натяжении звенья не должны провисать.

  • Затяните гайки и проверьте натяжение, при необходимости – откорректируйте;

Видео обзор

Обзор укорачивания цепи

Обзор как правильно расклепать и склепать соединительные звенья

После того, как вы какое-то время поработали бензопилой, наступит момент, когда натяжка цепи ослабнет. Это происходит из-за ее растягивания и нагрева. Многие не знают, как натянуть цепь на бензопиле, поэтому начинают искать ответ в инструкции либо в Интернете. Что же, в этой статье вы узнаете, как это делается правильно. Натяжка осуществляется примерно одинаково для любых бензопил: хоть Stihl, хоть Husqvarna, хоть Champion, хоть еще какая-либо другая.

Что крутить на бензопиле для натяжки цепи?

В целом для всех бензопил порядок действий будет выглядеть так: ослабляем крепление боковой крышки и вращаем натяжитель цепи. Но сами крепление крышки и натяжитель могут быть разными на разных бензопилах.

Самый простой вариант — это прикрепленная с помощью одной или двух гаек боковая крышка и натяжитель в виде болта под отвертку (либо шлицевую, либо крестовую). В этом случаем просто ослабляем гайки и крутим болт по часовой стрелке. Болт может располагаться либо сбоку в крышке, либо спереди — опять же в боковой крышке, либо же в корпусе самой бензопилы.



Но также существует бесключевая натяжка цепи — это когда для ослабления крепления боковой крышки и вращения натяжителя не требуются ни ключи, ни отвертка. У разных производителей эти системы выглядят по своему. Ниже можете посмотреть на рисунках, что они из себя представляют, и что крутить.



Как должна быть натянута цепь на бензопиле?

Правило по тому, как должна быть натянута цепь, звучит так: цепь должна свободно двигаться по шине, но при этом не провисать. Чуть больше, чуть меньше — не важно. Главное, чтобы свободно ходила и не провисала. При этом, если потянуть цепи от шины, схватив ее на середине шины, она должна доставаться на высоту входящих в шину звеньев.


Во время работы следите, чтобы цепь не провисала. Если заметите провисание, сразу же подтягивайте. А после работы цепь лучше ослабить. Сделать это нужно по причине того, что цепь нагревается во время работы и растягивается (в том числе из-за этого ее и приходится подтягивать), а затем, остывая, съеживаться. В результате чего она может и сама порваться, и шину испортить, и увести подшипник вала, на котором держится ведущая звездочка.

Вот собственно и все правила по натяжке цепи на бензопиле. Спасибо за внимание!

На чтение 6 мин. Опубликовано 04.07.2019

Вне зависимости от класса бензопилы под воздействием интенсивных регулярных нагрузок происходит ослабление цепи. Определить это можно по появлению характерных зазоров в соединениях звеньев, изменению звука работы и увеличению вибрации. Подтянуть натяжение пильной гарнитуры можно самостоятельно с помощью специального механизма. Это позволяет избежать серьезных поломок и травм во время работы с деревом.

Для чего необходимо натяжение цепи?

Цепь выполняет сразу две функции – непосредственно режет древесину и фиксирует шину, препятствуя ее произвольному движению. Правильное положение и натяжение цепи бензопилы позволяет полноценно эксплуатировать инструмент, избежать опасных травм при работе. Если пильная гарнитура установлена неправильно, во время пиления она легко слетает, нанося вред оператору. Даже при незначительном ослаблении она постепенно разбивает паз шины, что приводит к выходу из строя зубьев ведомой звездочки.

При этом излишнее напряжение приводит к увеличению нагрузки на ротор, сокращению ресурса работы пилы. Поэтому важно регулярно проверять натяжение, при необходимости подкручивать специальный механизм на корпусе инструмента.

Важно ! Провисание может произойти вследствие износа деталей. Обычно это стертость зубьев звездочек, поломки внешней кромки паза шины.

Как проверить правильную натяжку?

Рисунок 1 – Как проверить натяжения цепи

Чтобы проветрить качество натяжения, следует плавно оттянуть ее в средней части шины.

Допустимый уровень выхода хвостов режущих звеньев должен быть не более 2/3 их длины.

Определить необходимость подтяжки можно и по следующим признакам:

  • появление скрипа и скрежета в области расположения основной ведущей звездочки;
  • ослабление затяжки защитного механизма, крепежа шины;
  • заедание при пилении, усиление вибрации и шума.

У бензопилы снижается продуктивность и увеличивается время работы. Даже при пилении мягких сортов древесины цепь начинает застревать в пазе, снижаются обороты и плавность хода.

Механизмы натяжителей


Рисунок 2 – Механизмы натяжения

В зависимости от конструктивных особенностей инструмента механизм натяжения гарнитуры может отличаться.

В бюджетных моделях бензопил для регулировки цепи используют классический болт с прямой резьбой, который находится сбоку на корпусе.

В таком варианте в комплектацию входит специальный ключ для подтяжки или имеется внешний паз для шлицевой отвертки.

Все профессиональные модели оснащены более удобными регулировочными механизмами. С помощью них натянуть цепь можно одним движением рычага или поворотом специального диска. Их конструкция состоит из встроенного натяжителя, фиксация при повороте достигается за счет контргайки. В некоторых моделях регулировка осуществляется за счет блокировки шины в определенном положении крышки инструмента. Вне зависимости от способа напряжение цепи нужно корректировать только в охлажденном состоянии. Натяжение горячей цепи приводит к появлению провисания в процессе остывания.

Как правильно отрегулировать цепь?

Установить цепь и отрегулировать ее напряжение можно своими руками, не обращаясь в сервисный центр вне зависимости от класса бензопилы, ее возраста. Перед началом работы следует полностью проверить каждое звено, так как провисание может быть связано и износом зубьев или звездочек. Пошаговый алгоритм правильной натяжки Штиль 180, Хускварна, Чемпион, Партнер и других моделей:

  • расположить инструмент на столе так, чтобы ее гарнитура находилась сверху. Открутить резьбовые крепления защитного чехла, демонтировать шину и тщательно очистить каждый элемент (удобно использовать пылесос или баллон со сжатым воздухом);
  • определить правильное положение цепи. Зубья должны находиться сверху, идти в противоположную сторону от корпуса;
  • надеть ее непосредственно на шину. Зафиксировать болтовой механизм, убедиться в наличии достаточного запаса свободного хода.

Прежде чем искать ответ на вопрос, как натянуть цепь на бензопилу, следует изучить какие способы существуют. Распространено два метода натяжения – быстрый и фронтальный. Первый способ предусматривает использование затяжного болта. Его нужно закручивать по часовой стрелке, в конце обязательно проверить барашковую гайку и опустить ручку.


Рисунок 3 – Быстрый способ натяжки

Фронтальный метод более сложный, основные шаги:

  • отвинтить гайки, с помощью которых фиксируется шина на бензопиле. Ослабить и слегка потянуть вверх за край гарнитуры;
  • регулировочным винтом натянуть до нужного уровня, обратно зафиксировать шину с помощью гаек;
  • проверить натяжение цепи пальцами, при необходимости еще подтянуть гайку.

Вне независимости от особенностей натяжителя нельзя допускать чрезмерного напряжения цепи – это не менее опасно, чем ее ослабление. После установки и регулировки пильного механизма инструмент рекомендуется запустить на холостом ходе. Внимательно проверить плавность движения цепи, наличие провисаний и посторонних свистящих звуков.

Важно ! При покупке следует уточнять тип натяжения цепи в конкретной модели инструмента. Проверять наличие ключа для подтяжки гарнитуры, он всегда должен входить в комплектацию.

Если натяжение не помогает

При правильной установке цепи не должно быть провисания, при оттягивании зубья выходят из пазов не более 4-6 мм. После работы прокрутить ее вдоль шины по направлению вращения, ход должен быть плавным и легким. Если коррекция натяжения не помогает, причина недостаточного напряжения может быть связана со следующими факторами:

  • несовместимость модели цепи (шаг зубьев, длина, размер) и пильной гарнитуры вашей модели бензопилы;
  • выход из строя направляющих звездочек;
  • поломка натяжителя, регулировочного винта;
  • недостаток смазки (проблема решается дополнительным использованием масла);
  • механические повреждения нижней части зубьев, пазов в гарнитуре.

Рисунок 4 – Чрезмерное растяжение

Если не удается добиться достаточного натяжения цепи, инструмент категорически нельзя эксплуатировать. Следует проверить совместимость всех составляющих, при возможности обратиться в сервисный центр для устранения поломки. Использование бензопилы без качественной настройки может приводить к опасным последствиям.

Возможные риски при неравномерной натяжке

Любые изменения пильной гарнитуры (провисание, поломка зубьев, перенапряжение) могут приводить к проблемам во время работы. Риски эксплуатации инструмента с провисанием:

  • снижение продуктивности при пилении, валке леса;
  • цепь застревает в пазе, слетает с шины во время запуска;
  • поломка гарнитуры, повреждения направляющих звездочек;
  • высокая нагрузка на ротор, снижение срока эксплуатации инструмента;
  • получение серьезных травм во время работы.

Перед началом работы важно качественно проверять все движущиеся механизмы, затяжку регулировочного болта. Использовать специальное масло для смазывания зубьев, пильной гарнитуры. Настройку цепи и непосредственно пиление нужно проводить в защитной одежде, надевать перчатки и очки, чтобы избежать травм.

Гарнитура бензопилы – важный конструктивный элемент, отвечающий за продуктивность и качество работы. Перед началом эксплуатации следует проверить натяжение, убедиться в ее правильной установке. Напряжение корректируются с помощью специального болта или рычага на корпусе. Провисание или избыточное натяжение могут приводить к серьезным последствиям – поломке пилы, травмам во время распила древесины.

Мобильное приспособление для резки древесины является непременным атрибутом практически любого дачного участка или частного дома. Особенной популярностью в этом отношении пользуются электропилы, дающие возможность работать как на улице, так и внутри помещения. Для того чтобы инструмент работал качественно и исправно, время от времени потребуется подтягивать или менять его цепь.

Проверка совместимости

Обычно пильную цепь меняют в случае ее крайнего износа, когда заточка или ремонт уже бесполезны.

Отправляясь в магазин за новой комплектующей деталью, необходимо вооружиться следующими рекомендациями:

  • Меняя любую деталь электропилы, желательно покупать изделие того же производителя, что и сам инструмент. Это гарантирует наибольшее соответствие.
  • Важно учесть тип задач, которые предстоит решать. Для значительных нагрузок предназначены цепи с шагом 3/8 дюйма. Если пила используется редко, достаточно будет и 0,325 дюйма.
  • Большое значение имеет угол заточки зубьев: распил больших объемов сухой древесины удобнее проводить режущими кромками с углом заточки 30 градусов. Для работы с сырым или промерзлым материалом более подойдет заточка в 10 градусов. Это же касается и продольной распиловки – небольшой угол заточки в таких случаях значительно сокращает степень износа режущего приспособления.
  • При подборе длины цепи нужно ориентироваться на размеры шины.

Как правильно установить цепь на электропилу

Процедура установки новой цепи имеет некоторые особенности, в зависимости от типа ее натяжения на конкретном инструменте.

На инструментах, имеющих боковое натяжение, действовать нужно таким образом:

  1. Отпустить тормоз. Это достигается натягиванием на себя защитной планки до щелчка.
  2. Ослабить натяжку. Для этого отверткой нужно повернуть натяжной винт, после чего зажимная гайка начнет свободно вращаться.
  3. Поднять крышку, под которой находятся пильные элементы. Чтобы снять цепь, ее нужно извлечь с направляющих звездочки (заодно демонтируется направляющая шина). Если сделать это не удается, нужно еще больше расслабить натяжной винт.
  4. Установку новой комплектующей удобнее начинать с верхней части шины. Она надевается поверх звездочки, после чего шину можно вставить обратно, ориентируясь на направляющие.
  5. Для подтяжки цепи используется натяжной винт: она при этом должна слегка провисать.
  6. Окончательный зажим гайки проводится после установки на место защитной крышки.

Важно! Данным типом регулировки оснащаются такие недорогие модели, как ELITECH ЦЕП 2000 С40 или STIHL MSE 220 C. Несмотря на некоторую сложность замены, эти системы славятся большей надежностью, по сравнению с быстрозажимными патронами.

Последовательность установки новой цепи на инструментах с «быстрым натяжением»:

  1. Первым делом нужно снять пилу с тормоза.
  2. Раскрыть рукоятку гайки, пока она не застопорится.
  3. Назначением барашковой гайки в таких конструкциях является не только фиксация щитка, но и зажим направляющей шины. Вращать гайку нужно против часовой стрелки.
  4. Сняв защитный корпус со звездочки, нужно сместить шину в обратном направлении. Это позволит провести демонтаж старой цепи. Ведомая звездочка освобождается от нее в первую очередь.
  5. При заправке нового изделия начинают тоже со звездочки. На этом этапе важно разобраться с направлением установки: в нижней части шины ее режущая кромка должна «смотреть» в корпус инструмента.
  6. Натяжение выставляется регулировкой направляющей.
  7. После установки крышки звездочки гайку крепления нужно закрутить, но не зажимать.
  8. Барашковая гайка завинчивается вручную в самом конце процедуры, вслед за натяжным колесом.

Особенности регулировки натяжения цепи

По ходу эксплуатации электрической пилы необходимо внимательно следить за степенью натяжения ее цепи. Самый простой способ – потянуть за зубец цепи вверх (для проверки избирается верхняя часть шины, примерно по центру). Нормальный уровень натяжения позволяет во время натяжки 1/3 острия оставаться внутри посадочного места (при условии, что цепь свободно вращается вручную).

Для регулировки натяжения цепи в разных моделях электропил Макита могут использоваться натяжители в виде винта или барашковой гайки:

  • В первом случае потребуется отвертка для затягивания натяжного винта: его вращение разрешается проводить при расслабленных боковых гайках. По ходу увеличения натяжки необходимо проводить проворачивание цепи вперед для устранения шарнирного люфта и проверки плавности ее хода.
  • На инструментах с «быстрым натяжением» щиток звездочки фиксируется барашковой гайкой. Под крышкой имеется специальное колесо: для натягивания цепи его нужно вращать вправо, для ослабления – влево. Этот вид натяжителей более удобен, так как дает возможность проводить регулировку непосредственно по ходу работы.

Важно! Во время данной процедуры электропилу необходимо отключить от сети.

Чтобы заменить цепь на электропиле или отрегулировать ее натяжение, совсем необязательно обращаться в сервисный центр. Эти манипуляции можно провести самостоятельно, соблюдая представленные выше рекомендации.

Цепная передача мотоцикла, в отличие от трансмиссии автомобиля, требует периодической регулировки, заключающейся в изменении степени натяжения. Натяжка позволяет избавиться от свободного хода трансмиссии, за которым обычно следует сильный удар, разрушающий важнейшие узлы мотоцикла. Однако нужно понимать, что чрезмерная натяжка приведёт к быстрому износу самой цепи, поскольку при работе задней подвески она будет сильно растягиваться, постепенно теряя свою форму. Поэтому каждому мотоциклисту стоит знать о методике выполнения такой процедуры.

Проверка

Вначале стоит определить, нуждается ли ваша цепь в натяжении — для этого необходимо провести контрольное измерение. Мотоцикл нужно установить на боковую подножку, сняв с него кофры и другие посторонние предметы. В качестве инструмента стоит взять рулетку, линейку или достаточно большой штангенциркуль. Убедитесь, что нагрузка на подвеску отсутствует, и приступайте к выполнению измерений.

Очень часто возникает вопрос, как должна быть натянута цепь, чтобы избежать ускоренного износа компонентов мотоцикла? Лучше всего свериться с инструкцией по эксплуатации, разработанной производителем мототехники, поскольку для конкретного транспортного средства нормативный показатель может быть индивидуальным. Если же такая возможность отсутствует, стоит воспользоваться усреднёнными значениями, равными:

  • 15-25 мм ;
  • 30-45 мм для отечественной техники и дорожных мотоциклов средней мощности;
  • 35-50 мм с большим объёмом двигателя;
  • 50-60 мм и внедорожной техники.

При проверке может обнаружиться, что фактический показатель выходит за допустимые рамки. При этом необходимо срочно провести натяжку цепи, чтобы избежать поломки мотоцикла в ближайшее время. Кроме того, стоит выполнить ещё одну проверку, оценив техническое состояние цепи. Постепенно прокручивая заднее колесо, определите степень провисания в каждой её точке — если этот показатель будет существенно различаться, деталь срочно нужно заменить. Если у вас сильно растянулась цепь, но нужно доехать до магазина или сервисного центра, то для регулировки вам нужно выбрать положение с минимальным провисанием.

Натяжение

Существует два основных механизма регулирования провисания цепи, которые используются различными производителями. Сложность процедуры в обоих случаях будет приблизительно одинаковой, однако стоит обратить внимание на основные рекомендации, связанные с натяжением. От правильного выполнения такой операции будет зависеть долговечность трансмиссии, а также других важнейших узлов мотоцикла.

Продольное перемещение

Чаще всего встречается система с продольными прорезями в маятнике — они позволяют перемещать ось, регулируя расстояние между ней и валом коробки передач. Для выполнения работы вам понадобится два ключа — 17*19 и 13*14. Установив мотоцикл на центральную подножку или подвес, большим ключом отверните крепления вала колеса — при этом удастся существенно ослабить его, что является необходимым условием для регулирования натяжения. Следом нужно взять в руки меньший ключ и отвернуть контргайки по обе стороны колеса.

Теперь вам необходимо будет узнать, как натягивать цепь — с двух сторон расположены регулировочные болты, которые перемещают колесо по прорези. Сильное натяжение с одной стороны может привести к перекосу колеса, в результате чего придётся полностью разбирать задний маятник. Поэтому специалисты рекомендуют поворачивать болты поочерёдно, совершая 1-2 оборота. Не забывайте периодически проверять степень натяжения цепи, оттягивая её пальцем — вы можете перестараться, что заставит потратить много времени на поиск нужного положения. На некоторых мотоциклах используются специальные натяжители — для установки оптимального положения их нужно переместить отвёрткой или просто подвинуть руками.

Когда вам удастся найти оптимальное положение заднего колеса, необходимо будет закрепить его, исключив дальнейшее перемещение. Вначале затягиваются контргайки, и только потом фиксируется ось мотоцикла. Внимательно проверьте, чтобы все соединения обеспечивали максимально плотное крепление и не позволяли колесу перемещаться. После этого вновь измерьте натяжение и попробуйте, как мотоцикл ведёт себя на ходу.

Эксцентриковый механизм

Некоторые производители предполагают использовать более сложный, но надёжный эксцентриковый механизм. Работать с ним абсолютно не тяжело, но вам потребуется большая сноровка, чем в описанном выше варианте. Чаще всего эксцентриковый механизм применяется для регулирования натяжения цепи в односторонних консольных маятниках, хотя встречаются и исключения.

Очень важно знать, как правильно выполнять регулировку — для этого вам не потребуется откручивать болты или контргайки. Из инструментов нужно подготовить только крупный шестигранник — его размер определяется каждым производителем индивидуально и может различаться в зависимости от конкретной модели мототехники. Поворачивая регулировочный винт, вы перемещаете ось по эксцентрично просверлённому отверстию, изменяя степень её натяжения.

К сожалению, часто приходится сталкиваться со случаями окисления регулировочного механизма — в особенности если мотоцикл эксплуатировался в морском климате. В таком случае вам придётся применить грубую силу. Чтобы повернуть шестигранник, ударьте по нему резиновой или деревянной киянкой. Будьте осторожны, поскольку чересчур сильный удар может сорвать резьбу механизма, после чего вам придётся ремонтировать маятник.

Дополнительные действия

Если вы знаете, как подтянуть цепь мотоцикла, вам не помешает проверить состояние звёздочек и других деталей трансмиссии. При обнаружении признаков существенного износа менять их стоит незамедлительно, поскольку поломки такого типа серьёзно влияют на надёжность и долговечность трансмиссии мототехники. Если же вы обнаружили сильное растяжение цепи от неё лучше сразу избавиться — в особенности если вы любите ездить на высокой скорости или выполнять трюки, опрокидывая мотоцикл на заднее колесо.

Кроме того, при плановой подтяжке цепи её также стоит очистить и смазать. Лучше пользоваться специальными средствами в баллончиках, которые подаются под большим давлением — они эффективно вымывают все посторонние отложения, а также проникают во все внутренние части цепной передачи, способствуя её эффективному смазыванию. Процедуры также выполняют при поднятой задней части мотоцикла, что позволяет быстро прокручивать колесо при необходимости. Существуют и специальные приспособления для очистки цепи. Устройство закрепляется на передаточном механизме транспортного средства, после чего остаётся только включить первую передачу и обеспечить непрерывную подачу чистящего вещества в приёмную трубку.

Проводят приблизительно каждые 500-2000 километров, что позволяет обеспечить надёжность и долговечность всех механизмов. При каждой очистке и смазке стоит проверять степень натяжения цепи, чтобы исключать её серьёзное провисание. Специалисты говорят, что в среднем натяжку приходится выполнять каждые 2-5 тысяч километров в зависимости от условий эксплуатации мототехники. Полностью менять цепь стоит каждые 10-15 тысяч километров либо чаще при агрессивном стиле езды или при частых выездах на бездорожье. Несоблюдение этих сроков ведёт к ускоренному износу трансмиссии и приближению дорогостоящего ремонта мотоцикла.

Профессиональный подход

Очень многие мотоциклисты относятся к натяжке цепи, как к обыденной процедуре, при выполнении которой можно делать значительные допуски и регулировать положение заднего колеса «на глаз». Такой подход при установке нужного натяжения цепи недопустим — все операции нужно выполнять максимально аккуратно и точно, пользуясь специальными инструментами. Если вы хотите продлить срок эксплуатации цепи и избежать сильного износа трансмиссии при использовании мотоцикла в экстремальных условиях, вам стоит приобрести специальный лазерный измеритель для установки оптимального положения колеса. В наиболее сложных случаях, если вы не можете разобраться в устройстве регулировочного механизма или не можете ослабить его, стоит обратиться к специалистам мотоциклетного СТО. Они выполнят все необходимые работы, предоставив вам гарантию качества результата и надёжности мотоцикла.