Рекомендации по проектированию автомобильных дорог. Проектирование автодорог и магистралей
В современном мире автомобильные дороги являются настоящими артериями, объединяющими все крупные города и малые населенные пункты в единую сеть. Значение автомобильных дорог для развития промышленности, торговли и сельского хозяйства сложно переоценить.
Нередко только благодаря улучшению транспортной связи удаётся увеличить товарооборот. По дорогам на своих легковых автомобилях спешат люди, а водители-дальнобойщики везут миллионы тонн самых разных грузов. Нагрузки на дороги просто огромны.
Поэтому проектирование автомобильных дорог является очень сложным занятием, справиться с которым могут только настоящие профессионалы.
Вообще проектирование дорог представляет собой сложный комплекс изыскательных работ, в которые входят не только проектно-конструкторские расчёты, но и расчётно-экономические.
Первоначально проводятся всесторонние исследования целевой местности. Таким образом, изыскание и проектирование автомобильных дорог неразрывно связаны между собой, ведь местность должна обладать соответствующими техногенными, климатическими и геологическими условиями.
Разработка проекта и непосредственно комплекс строительных работ определяются и регулируются нормативно-правовой документацией. При этом нормы проектирования автомобильных дорог подразумевают кроме создания дороги ещё и комплекс дополнительных сооружений, разработку плана коммуникаций, лесонасаждений и т.д.
Создание проекта дороги
Также специалисты должны определить технические параметры, подсчитать оптимальное количество строительных материалов, привлечь соответствующее количество спецтехники и рабочих, установить этапы и сроки строительства, рассчитать сроки окупаемости всех средств, затраченных во время строительства.
Выполнить все работы необходимо не только в кратчайшие сроки, но и максимально правильно – допущения нескольких малейших ошибок вполне достаточно, чтобы сроки строительства были сорваны, а сами дороги вышли из строя за считанные месяцы.
С чего начинается проектирование земляного полотна автомобильных дорог
Комплекс строительных работ предусматривает рытьё дорожного корыта, непосредственно устройство дорожного полотна, а также установку бордюров и брусчатки, но самое главное при выборе покрытия – функциональное назначение дороги, а как следствие – плотность потока транспорта и ориентировочная скорость движения.
Проектирования трасс общего пользования
Автомагистрали, как городские, так и загородные, постоянно находятся под воздействием постоянных и временных механических нагрузок, а также множества климатических факторов. Особенно это заметно в нашей стране, где количество циклов «заморозка-разморозка» за год может достигать десятков.
Также на дорожное полотно разрушительно воздействуют снежные заносы, осадки, грунтовые воды и ряд прочих факторов. Это и является основной причиной, по которой проектирование автодорог представляет собой столь сложную работу, доверять которую можно только опытным и достаточно квалифицированным инженерам.
Для разработки проекта, воплощение которого позволит решить транспортный вопрос в конкретном регионе, специалист должен иметь определенный объём информации. Только в этом случае можно гарантировать нужный уровень безопасности и удобства эксплуатации трассы для пассажирских и грузовых перевозок.
Как проектируется трасса
Проектируя автомобильную дорогу, инженер всегда учитывает, что она не только объединяет между собой федеральные и административные пункты, но и должна соответствовать стандартам безопасности для водителей, пассажиров и пешеходов. Для этого нужно учитывать определённые нормы проектирования автомобильных дорог, обеспечивающие нужный уровень удобства и безопасности.
Если во время проектирования были допущены ошибки в расчётах перспективного использования дорог, это приводит к возникновению неполадок. Если они не будут устранены путём проведения качественного ремонта в кратчайшие сроки, дорога будет быстро разрушена.
Поэтому при проектировании автодороги, необходимо рассчитывать не только нагрузки, существующие в настоящий момент, но и перспективный план, рассчитанный на двадцать лет. В случае если план создан без учёта перспективы, он считается некачественным.
Читайте также
Проекты многоэтажных жилых домов
Перспективный план строительства дороги
Особое значение необходимо уделить технической классификации трассы. От этого зависит вид дорожного полотна, число полос и ряд других параметров, характерных для каждой дороги. Поэтому особенно важно определить статус дороги. Здесь также очень важно рассчитать нагрузки от автомобильного потока, который наверняка с годами будет увеличиваться.
После завершения расчётов, результат оформляется в виде рабочего проекта. В него обязательно должна быть включена техническая и сметная документация, а также подробные чертежи, содержащие в себе данные об используемых бордюрах, тротуарах, знаках, дорожной разметке и других важных элементах автомобильной дороги.
Рабочий проект также комплектуется пояснительной запиской. В ней подробно обосновывается каждое решение, которое будет использоваться при строительстве.
Пояснительная записка к плану строительства дорогиТакже в них содержатся рекомендации по прокладке коммуникаций, инженерных сетей, локальные сметы и многое другое. Обязательно содержатся все необходимые данные по ландшафтному проектированию и созданию условий, позволяющих гарантировать безопасность окружающей среды.
На этом работа не заканчивается. Рабочий проект проверяется несколькими специалистами, которые не только проверяют, соответствует ли проект ГОСТ-ам и СНИП-ам, но и подвергают его нескольких экспертизам. При этом могут присутствовать эксперты из государственной инспекции, а также инспекции района, где будет возведена новая автомобильная дорога, расчёты по которой ведутся.
СНиПы и нормы проектирования автомобильных дорог
Стоит понимать, что основы проектирования автомобильных дорог предусматривают грамотное и наиболее рациональное и бережное расходование доступных природных ресурсов, минимизацию вреда окружающей среде, а кроме того применение современных методик, снижающих общую стоимость строительства, а также обслуживание таких дорог и энергопотребление.
В частности, СНиП, регламентирующий проектирование автомобильных дорог и их сооружение, имеет номер 2,05,02-85. Соответствующее пособие к этому СНиПу содержит рекомендации методического характера по разработке проекта и строительным работам. Кроме того, это пособие по проектированию дорог содержит также основные нормы и правила вместе с технической классификацией дорог.
Любые пособия разрабатываются в дополнение к СНиПам. Данные пособия содержат рекомендации и нормы проектирования автомобильных дорог для различных условий.
Стоит учесть такой важный момент: проектирование земляного полотна дорог должно принимать в расчёт особые условия, например, слабый грунт, ведь характеристики дороги должны соответствовать сложившимся условиям, иначе о приемлемом сроке службы трассы говорить даже и не приходится.
Познавательное видео о проектировании дороги в программе AutoCAD.
До недавнего времени нормы и основы проектирования автомобильных дорог в России основывались на устаревших СНиПах, которые уже не соответствовали реальной картине загруженности дорог и транспортного потока. Примерно с 2006 года стала заметна устойчивая тенденция к совершенствованию системы классификации автодорог. С того времени начали внедрять новые ГОСТы и пособия для проектирования.
На что необходимо обратить внимание при подготовке к прокладке дороги
При выполнении всех работ по изысканию и проектированию автодорог, эксперты уделяют особое внимание грунтовым условиям и особенностям климата в данном регионе, в первую очередь – количеству осадков в холодное время года.
Исследования грунта позволяют не только уточнить несущую способность грунта (и, соответственно, решить вопрос о необходимости уплотнения имеющегося грунта), но и выяснить, насколько глубоко залегают грунтовые воды в разные времена года.
Если уровень залегания вод достаточно глубок, он не способен оказать значительного влияния на дорогу. При малой глубине залегания может иметь место «игра» грунта, при которой его поверхность резко меняется в зависимости от времени года.
В таком случае строительство автомобильных дорог ведётся при использовании дополнительных материалов, обеспечивающих прочность и надёжность основания. Работая на месте будущего строительства, инженер оценивает ландшафт и подбирает оптимальные места для постройки мостов, а также укладки подземных коммуникаций.
Гидрологические данные в сумме с климатическими особенностями района позволяют ему подобрать толщину дорожной одежды, которая позволит с одной стороны снизить расходы, а с другой – гарантировать надёжность и долговечность автомобильной дороги даже при интенсивном движении тяжелогружёных грузовиков.
Компания «Доргеопроект» оказывает полный спектр услуг по проектированию дорог в Новосибирске и НСО. Кроме того, мы производим согласование проектов во всех государственных органах.
Проектирование подъездных автодорог
Подъездные дороги – важнейшая составляющая практически каждого масштабного проекта. Совершенно не принципиально, о чем идет речь — о строительстве удаленного загородного поселка в окрестностях Новосибирска или об оптимизации какого-то промышленного объекта — и в том, и другом случае мы профессионально сформируем единственно правильное и экономически-целесообразное расположение будущих автомобильных дорог, их стыковку с крупными трассами и магистралями. Мы учтём технические и эксплуатационные характеристики участка, компоновку и расположение всех инженерных сетей и другие факторы.
Согласование проекта
Компания «Доргеопроект» выполняет сбор исходных данных и оформление исходно-разрешительной документации на строительство дорог. По окончании проектных работ выполняется согласование проектно-сметной документации с надзорными органами.
Дорожное проектирование в деталях
Процесс строительства дорог включает в себя несколько этапов. Один из них – проектирование, при котором учитываются особенности грунта, а также все детали ландшафта (реки, ручьи, уклоны и подъемы, другие неровности местности и т.д.). Такое строительство невозможно вести без подробного проекта, который включает в себя всю необходимую документацию. Специалисты компании «Доргеопроект» оказывают услуги по проектированию, подготовке пакета соответствующих документов и, собственно, строительству дорог в Новосибирске и Новосибирской области.
На предварительном этапе, в процессе подготовки к прокладке дороги, специальные проектные организации обязательно проводят геологические работы на месте будущего строительства. При этом учитываются особенности грунта в различных картографических точках. К таким работам обязательно привлекаются квалифицированные специалисты с различной квалификацией: геодезисты, картографы, кадастры и другие. Их задача: обследование поверхностей на устойчивость к нагрузкам, учет состояния земель, составление подробного плана и многое другое.
При проектировании дорог учитываются следующие параметры местности:
- геологические особенности грунтов в разных точках будущего строительства;
- геологические особенности прилегающих территорий;
- уровень грунтовых вод;
- степень возможной деформации и усадки грунта с течением времени.
Все расчеты оснований, проекты и планы основываются на особенностях данной конкретной местности, с учетом каждого квадратного метра. Если грунт признают слабым, то перед прокладкой дороги обязательно проводятся работы по его укреплению. Предварительная процедура, составление документов с учетом всех особенностей местности, является технологически верной и позволяет избежать деформации, разрушения дорожного полотна в процессе эксплуатации.
Компания «Доргеопроект» имеет богатый и многогранный опыт в безукоризненном проектировании и прокладке дорог на грунтах любой сложности. Обращайтесь к нам, и Вы получите квалифицированную консультацию, а так же полный пакет услуг по проектированию, прокладке, ремонту дорог любой степени сложности.
При проектировании автомобильных дорог разрабатывают следующие разделы проектной документации.
Проектирование автомобильных дорог. Раздел 1. Общая пояснительная записка.
1.Общие сведения.
2.Характеристика действующей дороги (фотоматериалы), данные паспорта дороги.
3.Природно - климатические факторы.
4.Перспективная интенсивность и состав движения в соответствии с утвержденным обоснованием инвестиций (если обоснование инвестиций проводилось).
5.Обоснование проектных решений:
5.2.Схема вариантов трассы (при вариантном проектировании).
5.3.Подготовка территории строительства. Необходимость разборки существующих искусственных сооружений, сноса или переноса зданий, сооружений и насаждений. Мероприятия по переустройству или защите коммуникаций.
5.4.Земляное полотно. Типы земляного полотна. Грунты земляного полотна. Укрепление земляного полотна.
5.5.Дорожная одежда. Варианты конструкции дорожной одежды.
5.6.Водоотвод с проезжей части, полотна дороги и прилегающей территории. Обоснование. Сводная ведомость искусственных сооружений.
5.7.Искусственные сооружения. Обоснование.
5.7.1.Инженерно - геологические и гидрогеологические условия.
5.7.2.Технические условия проектирования. Габариты и расчетные нагрузки на сооружения. Габариты мостов и путепроводов.
5.7.3.Вариантные проработки и обоснование конструктивных решений.
5.7.5.Смотровые приспособления.
5.7.6.Водоотводные сооружения, лестничные сходы, укрепительные работы. Выбор и обоснование типа барьерного ограждения.
5.8.Принятые методы строительства.
5.9.Специальные инженерные сооружения.
5.10.Пересечения и примыкания.
5.11.Обстановка, обустройство, безопасность движения.
5.12.Природоохранные мероприятия.
5.13.Новые технологии, конструкции, материалы.
5.14.Организация строительства. Основные положения по организации строительства. Организация движения на время производства работ. Решения по охране труда и безопасности.
5.15.Стоимость строительства объекта.
5.16.Организация работ по содержанию и эксплуатации автомобильной дороги.
5.18.Основные технико - экономические показатели. Таблица сравнения основных технико - экономических показателей объекта, удельных показателей, основных объемов работ и стоимости на единицу протяжения дороги, на единицу площади искусственного сооружения.
Проектирование автомобильных дорог . Раздел 2 . Документы согласований.
1.Перечень технических условий и документов согласований.
2.Копии технических условий и документов согласований.
Проектирование автомобильных дорог. Раздел 3 . Отвод земель.
1.Пояснительная записка. Обоснование ширины полосы отвода, придорожной полосы.
2.Акты выбора земельных участков с приложением проекта их границ, каталога координат поворотных точек полос отвода и высот нивелирных пунктов, а также решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
3.Ведомость площадей земель, подлежащих отводу в бессрочное и срочное пользование с распределением по землепользователям и угодьям.
4.Ведомость строящихся и переустраиваемых объектов подлежащих передаче на баланс сторонних балансодержателей.
5.Ведомость имущества строящихся и переустраиваемых объектов, относящихся к имуществу федеральных дорог.
6.Расчет убытков, полученных за счет убыли земель из фонда.
7.Отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков и объектов недвижимого имущества, подлежащего выкупу для целей строительства (реконструкции) автомобильной дороги.
8.Соглашения с собственниками земельных участков и недвижимого имущества.
Проектирование автомобильных дорог. Раздел 4 .
Разделение собственности и стоимости строительства (реконструкции) по балансодержателям.
Проектирование автомобильных дорог. Раздел 5 . Охрана окружающей среды.
1.Пояснительная записка (при необходимости).
2.Обоснование природоохранных мероприятий.
3.Ведомость строительства запроектированных сооружений.
4.Рекультивация земель.
5.Объемы работ.
6.Перечень чертежей. Чертежи природоохранных сооружений (при наличии).
7.Инженерно - технические мероприятия гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций (при наличии специальных требований).
Проектирование автомобильных дорог. Раздел 6 . Строительные решения по автомобильной дороге.
6.1 . Подготовительные работы:
Сводный план переустройства коммуникаций;
Спецификация оборудования (при необходимости);
Ведомости пересечений и сближений с инженерными коммуникациями, сноса, переноса зданий и сооружений, переустройства коммуникаций, рубки леса, корчевки и т.д.;
Объемы работ;
Перечень чертежей. Чертежи (при необходимости).
6.2 . План дороги, земляное полотно и дорожная одежда:
Пояснительная записка (при необходимости);
Генеральный план дороги в М 1:1000 (при необходимости) - 1:2000. водоотводные сооружения;
Продольный профиль;
Земляное полотно и водоотвод, поперечные профили типовых конструкций земляного полотна с учетом местных условий, попикетные поперечные профили, покилометровые ведомости объемов земляных работ, укрепительных работ с распределением по пусковым комплексам;
Дорожная одежда, ведомость проектируемой дорожной одежды, ведомость укрепления обочин, поперечные профили конструкций дорожных одежд с укреплениями обочин и разделительной полосы, ведомость водоотводных сооружений с поверхности дороги, ведомости работ с подразделением по пусковым комплексам;
Малые искусственные сооружения, ведомости и объемы работ с распределением по пусковым комплексам, конструкции искусственных сооружений, чертежи.
6.3 . Транспортные развязки:
Пояснительная записка (при необходимости);
Схема интенсивности и состава движения, типы пересечений, варианты транспортных развязок;
Принятый вариант, очередность строительства, ведомость пересечений и примыканий;
Ведомости объемов работ с распределением по объектам и пусковым комплексам;
Перечень чертежей, чертежи плана с таблицей объемов работ, поперечные и продольные профили, конструкции земляного полотна, дорожной одежды.
6.4 . Обстановка дороги, организация и безопасность движения:
Пояснительная записка (при необходимости);
Схема размещения дорожных знаков, ограждений и разметки;
Ведомости автобусных остановок и площадок отдыха;
Ведомость устройства технологической связи;
Ведомость устройства освещения дороги;
Графики оценки проектируемой дороги по скорости движения, пропускной способности;
Перечень чертежей, чертежи.
6.5 . Подъезды:
Пояснительная записка (при необходимости);
Планы, поперечные и продольные профили трассы подъезда, конструкции земляного полотна и дорожной одежды, другие чертежи (при необходимости);
Ведомость искусственных сооружений;
Ведомости работ по пусковым комплексам;
Перечень чертежей.
6.6 . Здания и сооружения дорожной службы:
Пояснительная записка (при необходимости);
Схема размещения комплексов существующей дорожно - эксплуатационной службы (ДЭС), предложения по развитию;
Генеральные планы проектируемых комплексов ДЭС с планами внешних сетей;
Схема размещения пунктов весового контроля, учета движения, метеорологических наблюдений и другие чертежи;
Ведомости работ;
Перечень чертежей, чертежи.
Проектирование автомобильных дорог. Раздел 7 . Строительные решения по искусственным сооружениям:
Пояснительная записка (при необходимости);
Ведомости работ;
Чертежи и результаты расчетов, в т.ч.:
План мостового перехода в М 1:500;
Общий вид моста, общие и местные размывы, регуляционные сооружения, укрепления;
Общие виды опор с размерами, указанием нагрузок на грунт или на свайное основание, несущей способности грунтов, армирования, данные о материалах, тип опорных частей;
Общий вид пролетных строений с размерами, поперечным сечением, с данными о материалах, армировании, в случае индивидуального проекта - результаты расчетов;
Водоотвод с искусственного сооружения, водоотвод по откосам насыпи.
Проектирование автомобильных дорог. Раздел 8 . Организация строительства:
Пусковые комплексы, последовательность и сроки ввода пусковых комплексов;
Строительный генеральный план дороги;
Календарные графики строительства автомобильной дороги, мостов и путепроводов;
Ведомость потребности в основных ресурсах, строительных конструкциях, изделиях, материалах, оборудовании;
Ведомость источника получения основных строительных материалов;
Технические условия на временное подключение к источникам водо - и энергоснабжения, график выполнения работ и очередность строительства;
Генеральные планы площадок для строительных материалов, места утилизации отходов;
Инженерные коммуникации, энергоснабжение строительства;
Перечень чертежей, чертежи;
Схема организации движения на время строительства;
Сводка объемов работ.
Проектирование автомобильных дорог. Раздел 9 . Сводный сметный расчет (уровень цен определяется заданием):
Пояснительная записка;
Сводка затрат с учетом иных балансодержателей;
Сводные сметные расчеты по пусковым комплексам;
Сводный сметный расчет на полное развитие;
Единичные расценки по видам работ в текущем уровне цен, разработанные в соответствии с утвержденными техническими спецификациями;
Обосновывающие материалы.
Проектирование автомобильных дорог. Раздел 10 .
Локальные и объектные сметные расчеты, в т.ч. ресурсные (раздельно по каждому пусковому комплексу при их наличии).
Проектирование автомобильных дорог. Раздел 11 . Организация работ по содержанию дороги.
Проектирование автомобильных дорог. Раздел 12 . Внедрение новых технологий, техники, конструкций и материалов.
Проектирование автомобильных дорог. Раздел 13 . Тендерная документация:
Пояснительная записка;
Документы конкурсных торгов;
Проектная документация, чертежи;
Технические спецификации;
Ведомость объемов работ по объектам.