Бережное отношение, любовь к природе – аргументы ЕГЭ. Отношение человека к природе Природа и мы отношение человека природе




Сочинение по тексту:

К чему приводит жестокое, безответственное отношение человека к природе? Достигло человечество той черты, за которой грозит ему самоуничтожение или ещё есть слабая надежда разбудить души и сердца людей для того, чтобы сохранить наш уникальный и неповторимый мир? Над этими вопросами заставил меня задуматься текст В.П. Астафьева, известного российского писателя.

Автор обращается к проблеме варварского отношения человека к природе. Сегодня уже не: может быть сомнений в том, что этот вопрос является жизненно важным для всего человечества. Люди XXI века в погоне за развлечениями, выгодой утрачивают возможность видеть боль природы, исчезает потребность в бережном отношении ко всему живому. Писатель с болью говорит о том, что «оглохла земля, коростой покрылась». Это и в прямом смысле короста: грязь, нечистоты, в смысле выделения которых, по мнению В.П. Астафьева, нет никого равного человеку. Это и другая короста: глухота души, эгоизм человека, необъяснимая жестокость и даже определённый вызов всему живому. Автор считает, что несчастный, заживо замученный отдыхающими суслик, чьи лапки и хвостик так беспомощно торчат из узкой консервной банки, это молчаливый укор всем нам, допустившим настоящее бесчинство вандалов-людей. Как многозначительно последнее предложение текста: «Смеётся, заливается, хохочет мальчик...» Автор убеждён: если и дети, самые беззащитные из людей, самые ранимые, способны смеяться над смертью маленького беззащитного зверька, то действительно близка экологическая и нравственная катастрофа.

Главная мысль текста состоит в том, что современный человек не может, не имеет права варварски относиться к природе. Пока ещё не всё разрушено, не всё в природе безвозвратно потеряно, нужно приложить огромные усилия, чтобы сохранить нашу красавицу Землю.

Невозможно не согласиться с мыслями автора: вандализм человека по отношению к природе достигает сегодня своего апогея, за которым может быть только одно — страшная и мучительная гибель человечества.

Проблема отношения человека к природе — одна из главных проблем русской литературы. Так, Б. Васильев в романе «Не стреляйте в белых лебедей» говорит о том, что сегодня, когда взрываются атомные станции, когда по рекам и морям течёт нефть, исчезают целые лесные массивы, человек обязан остановиться и задуматься над вопросом: что же останется на нашей планете? В произведении звучит мысль автора об ответственности человека за природу. Главного героя романа, Егора Полушкина, волнует поведение приезжих «туристов», опустевшее от рук браконьеров озеро. Роман воспринимается как призыв ко всем беречь нашу землю и друг друга.

Другой известный русский писатель, С.Т. Аксаков, в очерке «Буран» признавался, что никогда не мог равнодушно видеть ни вырубленные рощи, ни даже падение от старости одного большого дерева. В этом он чувствовал что-то невыносимо грустное, тягостное. Трудно не согласиться с писателем. Ведь многие десятки лет достигает дерево полной силы и красоты и в несколько минут гибнет, нередко от пустой прихоти человека! Такое варварское отношение человека к природе недопустимо.

Таким образом, можно сделать вывод: человек в ответе за сохранение природы, за её первозданную чистоту и нетронутость. Нельзя допустить, чтобы «изуродованная, пораненная, битая, обожжённая» природа страдала от рук того, кто должен беречь и лелеять её красоту.

Текст Виктора Петровича Астафьева:

(1)Смеётся, заливается, хохочет мальчик... (2)Овсянский остров напоминал когда-то голову — туповатую с затылка и заострённую, чубатую со лба. (3)В любое время года была та голова в окладе венца — бледная зимняя плешь обмётана чернолесьем; весной плешь острова начёсано путалась серо-свалявшейся отавой, взятой в кольцо багряно-мерцающих тальников, которые не по дням, а по часам погружались в глубину вспененного черёмушника. (4)Пока черёмуха кружилась, метелила по берегам острова, в середине его вспыхивала и, стряхнув в себя рыхлый цвет, оробело останавливалась прибрежная гуща, утихали листом тальники, ольхи, вербы, черёмухи, отгородившись от пожара полосой небоязного к огню смородинника...

(5)Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода, и стал Овсянский остров полуостровом. Захудала на нём некошеная трава, усохли кустарники. (6)По оголившейся отлоге и пологим берегам налёт зелёного помета — цветёт малопроточная вода. (7)Перестала цвести и рожать черёмуха, обуглились, почернели её ветви и стволы; не полыхают более цветы: они вытоптаны или вырваны с корнем. (8)Лишь живучий курослеп сорит ещё жёлтой перхотью средь лета, да жалица и колючий бурьян растут по оподолью бывшего острова.

(9)Прежде были в заречье деревенские покосы и пашни, но где они были — уже не найти. (10)Нынче сооружён здесь деревянный причал. (11)Валом валят на эти берега хозяйственные дачники, чтобы холить на личных огородах и в теплицах редкую овощь, цветы, ягоды. (12)В субботу и воскресенье — пароход за пароходом, теплоход за теплоходом, катер за катером, «Ракета» за «Ракетой» прилипают к причалу и выделяют из себя жизнерадостный народ.

(13)Под бравую песню «То ли ещё будет...» расползаются они по затоптанному клочку земли, глядя на который ещё раз убеждаешься, что в смысле выделения мусора и нечистот никто сравниться с высшим существом не может — ни птица, ни зверь... (14)Берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене — гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят, и никто, никто не прибирает за собою, да и в голову такое не приходит — ведь они приехали отдыхать от трудов.

(15)Оглохла земля, коростой покрылась. (16)Если что и растёт на ней, то растёт в заглушье, украдкой, растёт кривобоко — изуродованное, пораненное, битое, обожжённое...

(17)Хохочет мальчик на берегу. (18)Увидел что-то не просто смешное, а потешное, вот и хохочет.

(19)Подхожу, обнаруживаю: возле вчерашнего, воскресного кострища, средь объедков и битого стекла, стоит узкая консервная баночка, а из неё торчит хвостик суслика и скрюченные задние лапки. (20)И не просто так стоит банка с наклейкой, на которой красуется слово «Мясо», на газете стоит, и не просто на газете, а на развороте её, где крупно, во всю полосу нарисована художником шапка: «В защиту природы...»

(21)Шапка подчёркнута не то красным ломаным карандашом, не то губной помадой, через всю полосу шатающиеся, промоклые красные буквы, из них составлено слово: «Отклик».—(22)Что же ты смеёшься, мальчик?! —(23)Хво... хво... хвостик! (24)Да, хвостик суслика смешон - напоминает он ржаной колосок, из которого выбито ветром зерно, жалкий, редкостный хвостик — не сеют нынче в заречье хлеба. (25)Дачными ягодами суслику не прожить, вот с голоду и подался крошки по берегу подбирать, тут его поймали весёлые гуляки и засунули в банку, судя по царапинам на обёртке, засунули живого. (26)И «отклик» на газете, догадываюсь я, написан не карандашом, а кровью зверушки.
(27)Смеётся, заливается, хохочет мальчик...
(По В. Астафьеву)

Сегодня человечество вынужденно решать глобальные экологические проблемы и выработать такую концепцию взаимодействия с природой, которая обеспечивала бы выход из кризисной ситуации и дальнейшее прогрессивное развитие человечества. В связи с этим происходит переосмысление позиций по самым ключевым вопросам, в частности, о взаимоотношении Природы и Человека.

В западной культуре традиционно противопоставление Человека и Природы, преобладает унитарно-практическое отношение к ней. При этом характерно доминирование ценности человеческой личности над ценностью природы. В восточной же культуре человек рассматривается как особая, одухотворённая часть природы, при этом господствует идеал минимального вмешательства в природные процессы. Ценность природы доминирует над ценностью человека.

В то же время, современный этап развития человеческой цивилизации переживает процесс диалога культур, соприкосновения разных философий. С этой позиции особого внимания заслуживает философия русского космизма, который представлен именами Н.А. Бердяева, И.В. Киреевского, В.С. Соловьёва, К.Э. Циолковского и других. Для идеологов данного течения природа и человек - равновеликие ценности. Идеал - гармоничное развитие человека и природы.

Так, академик В.И. Вернадский все ступени развития человеческой культуры рассматривал в качестве естественного процесса развития планеты: «Изменённая культурой земная поверхность не есть что-то чуждое природе и в ней наносное, но есть естественное и неизбежное проявление жизни как природного явления». «Человек, - отмечает он далее,-… как и все живые организмы, как всякое живое вещество, есть определённая функция биосферы». В.И. Вернадский приходит к выводу о том, что человечеству, как части живого вещества придётся взять на себя ответственность за будущее развитие биосферы .

Таким образом, в современной культуре всё более отчётливо определяются контуры нового взгляда на мир, в рамках которого складывается новое видение человека как органической части природы, а не как её властителя. Поэтому последние годы система экологического воспитания рассматривается как социоприродное явление. При этом подразумевается не только единство социального и биологического в самом человеке, но и единство ребёнка, социума и окружающей природной среды, как компонентов системы экологического воспитания.

Анализ философско-культурологических исследований позволяет сделать вывод о том, что экологическая проблематика включает в себя все базовые компоненты культуры: человека и систему его отношений с окружающей средой, соотношение возможностей человека и его свободы, сиюминутные и преходящие ценности, а решение экологических проблем лежит на пути созидания новой культуры взаимоотношений, позволяющей человеку преодолеть своё отчуждение от природы.

Воспитание человека «как органической части природы», прежде всего, неразрывно связано с категорией «отношение». Общефилософская трактовка этой категории звучит так: «взаимосвязь элементов в определённой системе» .

Либо, это «способ сопричастного бытия вещей как условие выявления и реализации скрытых в них свойств».

В некоторых литературных источниках категория «отношение» рассматривается широко, например, во взаимосвязи с категорией «Мировоззрение»: «Мировоззрение является, с одной стороны, отражением мира, с другой стороны - ценностным отношением к нему человека и выступает в качестве метода познания» . При этом ценностное отношение - внутренняя позиция личности, отражающая взаимосвязь личностных и общественных значений. Ценностное отношение в философии трактуется также как значимость того или иного предмета, явления для субъекта, определяемая его осознанными или неосознанными потребностями, выраженными в виде интереса или цели. Ценностное отношение исторически рассматривается как один из атрибутов социокультурного существования человека, носителя ценностного отношения.

В большинстве литературных источников понятие «отношение» рассматривается в близкой связи с понятием «личность». Так, И.Ф. Харламов даёт следующее определение понятия «отношение»: «отношение можно трактовать как выражение определённых связей, которые устанавливаются между личностью и другими людьми, а также различными сторонами окружающего мира и, которые, затрагивая сферу её потребностей, знаний, убеждений, поступков и волевых проявлений, так или иначе сказываются на её поведении и развитии» . При этом, как подчёркивает автор, закрепившееся и ставшее привычным отношение, которое определяет устойчивость поведения человека в любых изменяющихся условиях - есть личностное качество.

Понятие «отношение» рассматривается как составляющая категории «личность» и в других источниках. Так, автор «Педагогической психологии воспитания» (Лишин О.В.) говорит о том, что «личность - есть не столько то, что человек умеет и чему обучен, сколько его отношение к миру, к людям, к себе, сумма желаний и целей» .

И.Д. Зверев, И.Г. Суравегина также рассматривают отношение школьников к природе как аспект становления ответственности в качестве устойчивой черты личности.

Иная трактовка понятия «отношение» (без категории «личность») представлена в работах Щурковой Н.Е. «Ценностное отношение - это устойчивая, избирательная, предпочтительная связь субъекта с объектом окружающего мира, когда этот объект, выступая во всём своём социальном значении, приобретает для субъекта личностный смысл, расценивается как нечто значимое для жизни и общества и отдельного человека» .

Интересна трактовка понятия «отношение» в «Психологии отношений» (автор В.Н. Мясищев) «Отношения человека - это не часть личности, а потенциал его психических реакций в связи с каким-либо предметом, процессом или фактором действительности». Он определил следующие типы отношений человека к окружающей действительности: к миру вещей, явлениям природы, к людям, явлениям социума, к самому себе, выделил виды психических отношений человека к окружающей действительности - это потребности, вкусы, склонности, вкусы, принципы, эмоции, интерес, убеждения, действия .

Рассматривая динамику отношения, В.Н. Мясищев определил уровни его развития:

Условно-рефлекторный. Характеризуется наличием первоначальных положительных или отрицательных реакций на различные раздражители.

Конкретно-эмоциональный. Где реакции вызываются условно и выражаются отношением любви, привязанности, вражды, боязни и т.д.

Конкретно-личностный, возникающий в деятельности и отражающий избирательные отношения к окружающему миру.

Собственно-духовный, на котором социальные нормы, моральные законы становятся внутренним регулятивом поведения.

П.И. Пидкасистый в своих работах подчёркивает, что распространенная ошибка практики воспитания - подмена отношений к ценностям современной жизни набором качеств личности. «Качество личности - это следствие существующих у личности отношений к чему-либо, а формирование желательного следствия к чему-либо - бесперспективно» . Отношение, по мнению автора, - это связь, установленная в сознании субъекта с объектом окружающего мира, проявляющаяся в форме рациональной (вербальной), эмоциональной (переживания и состояния), практической (поведения, действия, деятельности). При этом, как считает автор, ценностные отношения носят обобщающий характер, они включают в себя всю сумму значимого для человеческой жизни.

Ценностное отношение к природе, по мнению Пидкасистого П.И., предполагает осмысление человеком значимости природы по следующим критериям: для жизни и счастья, для присутствия красоты в жизни, для радости общения с представителями флоры и фауны, для созидания продуктов и сырья, для физического и психологического комфорта, для ощущения себя частью природы и продуктом природы.

Несколько иное звучание понятие «отношение» приобрела в работах Дежниковой Н.С., Яковлевой Е.В., Симоновой Л.П. Учёные рассматривают качество отношений ребёнка к природе, людям самому себе как показатели развития его экологической культуры. Так, Симонова Л.П. рассматривает ценностное отношение к природе как компонент экологической культуры наряду с такими категориями как экологические знания и умения, экологическое мышление и экологически оправданное поведение. Автор подчёркивает, что истоки экологической культуры берут своё начало в многовековом опыте народа - в традициях бережного отношения к природе, природным богатствам родной земли. «Они понимали, что, разрушая природу, человек разрушает своё будущее. Тысячелетиями складывались народные традиции, создавалась народная педагогика, направленные на сохранение всего живого на земле» .

Данный подход в педагогике имеет давние традиции (Я.А. Коменский, Ж-Ж. Руссо и др.). «Зовите меня варваром в педагогике,- писал К.Д. Ушинский,- но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное значение на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога» .

Понятие «отношение» имеет, как правило, два варианта своего качественного наполнения: либо «ответственное», либо «бережное» отношение к природе. Формирование ответственного отношения к природе выдвигается в качестве ведущей воспитательной задачи в концепции экологического образования школьников, разработанной Симоновой-Салеевой Л.П., Южаковой Т.П., Зверевым И.Д., Суравегиной И.Т. «Бездушный рационализм, которым порой поражают нас дети в начальной школе, часто является следствием наших же педагогических усилий. Да, знания важны. Без них нет экологической культуры человека. Они - фундамент формирования экологической ответственности.… Но, согласитесь, ответственность за природу не равна любви к ней».

Чувство ответственности имеет социальную природу, оно обусловлено требованиями общества к личности, что позволяет говорить об экологической ответственности за существование земной цивилизации и жизни на земле, продолжение человеческого рода, ответственности перед будущими поколениями людей. При этом если следовать идее гармоничного развития личности, чувство ответственности тогда и только тогда может свидетельствовать о высоком уровне экологической воспитанности, когда оно созвучно другим свойствам и качествам личности .

В середине 90-х годов 20 века возникло новое методологическое направление в педагогической науке - экологическая психопедагогика, в рамках которого разрабатываются критерии отбора содержания, а также подходы к созданию принципов, методов и форм экологического образования. Целью экологического образования является формирование экологического сознания личности. Воспитание отношения к природе, по мнению авторов, выступает как одна из основных задач, наряду с такими задачами, как формирование адекватных экологических представлений, а также формирование системы умений и навыков (технологий) взаимодействия с природой.

Авторы «Экологической педагогики и психологии» (Дерябо С.Д., Ясвин В.А.) предлагают термин «субъективное отношение» как показатель сформированности ценностного отношения к природе. Под субъективным отношением в психологии понимается субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями мира, являющееся фактором, обуславливающим поведение.

природные объекты относятся ею к сфере «человеческого», равного ей в своей самоценности и, соответственно, взаимодействие с ними включается в сферу действия этических норм, правил;

природные объекты могут выступать для неё в роли референтных лиц, меняющих её взгляды, оценки, отношения к себе, вещам, природе, другим людям;

природные объекты могут выступать для неё в качестве полноправных партнёров по общению и совместной деятельности.

Широта. Одного человека привлекают только отдельные животные или растения (небольшая широта объективного отношения), другого привлекают самые разнообразные природные объекты.

Интенсивность. Субъективное отношение к природе может проявляться с различной силой.

Осознанность. Люди в разной степени могут осознавать свою привязанность к природе.

Эстетическом освоении природных объектов и их комплексов;

Познавательной деятельности, обусловленной интересом к жизни природы, удовольствия от самого процесса познания.

Практическом взаимодействии с природными объектами, в основе которого лежит не желание получить какой-либо «полезный продукт», а потребность в общении с ним.

Участии в природоохранной деятельности, продиктованное не соображениями «дальнего прагматизма» (необходимо сохранить природу, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения), а потребностью заботиться о природе ради неё самой.

Вышеуказанные сферы взаимодействия, являются содержательной характеристикой ценностного отношения к природе, и определяются С.Д. Дерябо как модальность этого отношения.

Таким образом, понятия «отношение» и «ценностное отношение» широко представлены в различных литературных источниках. Эти понятия рассматриваются с точки зрения разных наук (философии, педагогики, психологии) по-разному. В одних литературных источниках они трактуются через категорию «личность» (или как «часть сознания субъекта»), в других - как «потенциал психических реакций», либо в третьих - как часть культуры человека. Думается, что для данного исследования наиболее целесообразной будет модель воспитания ценностного отношения к природе, разработанная авторами «Экологической педагогики и психологии» (Дерябо С.Д., Ясвин В.А.). Как показатели для определения уровня сформированности ценностного отношения к природе у младших школьников нами выбраны с одной стороны - уровень субъектификации природных объектов, а с другой стороны - модальность отношения к природе, подразумевающая отношение к природным объектам, как к:

объектам красоты,

объектам охраны,

объектам познавательной деятельности,

объектам практического взаимодействия.

В чем проявляется неразумность отношения человека к природе, Вы узнаете из этой статьи.

В чем проявляется отношение человека к природе?

Человек в процессе своей эволюции был наделен разумом. Но это не обозначает, что он совершает только разумные поступки. В первую очередь, это проявляется в отношении людей к природе. Человек считает, что ему позволено хозяйничать на планете бесконтрольно и на свое усмотрение. Такое поведение не может остаться безнаказанным – мы и наши потомки будут расплачиваться.

Но почему же человек не бережет свою естественную среду обитания? Почему мы, высшие существа, поступаем так глупо – разрушаем, то, что так долго создавалось еще до нас? Можно пофантазировать и представить, что человечество придумает свой искусственный инопланетный или подземный мир, где будут созданы при помощи техники все условия для существования. Но ведь тогда мы потерям значительно больше, потеряем то, что вернуть уже будет практически не реально – нашу природу.

Раньше человек более бережно относился к природе, порой богобоязненно и уважительно. С развитием технологического процесса, новых механизмов и роботизированной техники мы позабыли о том, что не всемогущи, хоть и кажемся себе такими. Чрезмерное использование ресурсов планеты приводит к ее истощению. Чрезмерные выбросы отходов в воду, воздух и землю загрязняют среду нашего обитания, делают ее непригодной для жизни.

А природа отвечает человеку взаимностью: глобальное потепление, извержение вулканов, цунами и землетрясения, бури и ураганы. И это только малая часть. Стоит ли говорить о том, что неразумное отношение человека к природе приводит к уменьшению животного и растительного мира. Возможно, наши предки увидят синичку или лисицу, кита или жабу только на картинке. Поэтому человеку стоит задуматься о своем отношении к окружающей среде и принимать меры для сохранения природы для наших же детей.

Человек и природа неразделимы. Мы неразрывно связаны с окружающим нас животным и растительным миром и в немалой степени зависим от него. Не случайно проблема взаимоотношений человека и природы настолько злободневна.

Наше кровное родство со всем сущим очевидно. Об этом написал Николай Рубцов в стихотворении «Тихая моя родина»:

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Для многих из нас природа является предметом восхищения, душа расцветает от общения с ней. находил прелесть даже в непогожих днях поздней осени:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса…

Виссарион Григорьевич Белинский называл природу «вечным образцом искусства». Её красоту изображали в своих произведениях писатели, поэты, художники, музыканты. Для творческих людей природа нередко становилась источником вдохновения. В рассказе Константина Георгиевича Паустовского «Скрипучие половицы» повествуется о том, как сочинял свои произведения Пётр Ильич Чайковский. Любовь к родным, знакомым с детства местам вдохновила русского композитора на создание прекрасной музыки.

Известно немало случаев, когда природа исцеляла человека, давала жизненные силы. В рассказе О. Генри «Последний лист» героиня тяжело заболевает. Лёжа в постели, она считает листья на старом плюще. Джонси кажется, что, когда упадет последний лист, она умрет. Но лист отчаянно сопротивляется непогоде. И девушка тоже борется за свою жизнь.

Связь с природой действует на человека благотворно: тот, кто живёт в гармонии с окружающим миром, не может не обладать внутренней красотой. Вспомним Олесю, героиню одноимённой повести Александра Ивановича Куприна. Девушка, выросшая на лоне природы, в Полесье, привлекает нравственной чистотой и цельностью характера.

Однако не всегда взаимоотношения человека и природы складываются гармонично. Иногда мы забываем о том духовном начале, которое заложено в окружающем нас мире. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник,» — говорит Евгений Базаров, герой . Наверно, в чём-то молодой нигилист прав. Однако его суждение, на мой взгляд, слишком одностороннее. Нельзя воспринимать природу лишь как пространство для деятельности человека и источник материальных благ. Такое потребительское отношение приводит к непоправимым последствиям, и мы уже имеем возможность в этом убедиться.

Неразумные, а иногда и варварские действия людей спровоцировали исчезновение редких видов животных и растений, загрязнение воздуха и воды. В некоторых районах планеты бурное развитие промышленности стало причиной настоящей экологической катастрофы.

А ведь в мире взаимосвязано всё, и вред, который мы наносим природе, рано или поздно обернётся против нас…

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Введение.

1. Человек и природа.

2. Специфика взаимодействия человека и природы.

2.1. Труд как способ взаимодействия человека и природы.

2.2. Ступени развития труда как нарастание опосредованности во взаимодействии общества и природы.

3. Масштабы воздействия человеческого фактора на природу.

Список использованной литературы

Введение

Едва ли можно назвать в наши дни более важную глобальную проблему, чем рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей природной среды. Ее решение возможно только на основе экологических знаний. Невозможно охранять природу, использовать ее богатства, не зная, как она устроена, по каким законам существует и развивается, как реагирует на воздействие человека, какие предельно допустимые нагрузки может позволить себе общество, чтобы не разрушить их. Все это является предметом экологии.

В идеале экология стремится раскрыть и понять все многообразие взаимосвязей между населяющими нашу планету живыми существами, растениями и средой их обитания, хотя практически это вряд ли возможно ввиду сложности этих связей.

Использование богатств природы осуществлялось человечеством при крайне недостаточном знании ее законов. В результате, неожиданно для себя, мы оказались на грани катастрофы, избегнуть которую можно, только познав законы экологии и подчинив дальнейшую жизнедеятельность выполнению этих требований.

1. Человек и природа.

С тех пор как человек существует на Земле, он непрерывно взаимодействует с окружающей его природой. Природа является его местообитанием и источником всех благ, необходимых ему для жизни и производственной деятельности.

Технические достижения последних лет создали иллюзию обособленности от природы и даже господства над ней. Однако на самом деле все обстоит как раз наоборот. С научно-техническим развитием зависимость человека от природы только усиливается: ведь все машины тоже ее создания. Их двигатели сжигают нефть и кислород, для выплавки стали нужна железная руда, уголь, вода и кислород, т.е. продукты природы. Причем в конечном итоге для удовлетворения своих биологических потребностей, которые практически не изменились, современный человек нуждается в значительно большем количестве природных ресурсов, чем раньше.

Трудовая деятельность, дав человеку колоссальные преимущества в борьбе за выживание перед остальными животными, в то же время поставила его перед опасностью стать со временем силой, способной разрушить природную среду своей собственной жизни. Всю предыдущую историю можно рассматривать в экологическом смысле как шедший с ускорением процесс накопления тех изменений в науке, технике и в состоянии окружающей среды, которые, конце концов, переросли в современный экологический кризис. «Парниковый эффект», «озоновая дыра», «кислотные дожди», нехватка чистой воды и продуктов питания, сырьевые и энергетические кризисы, загрязнение Мирового океана - все эти проблемы встали перед человечеством, грозя гибелью и требуя немедленного решения.

Экологическая проблема поставила человечество перед выбором дальнейшего пути развития: быть ли ему по-прежнему ориентированным на безграничный рост производства или этот рост должен быть согласован с реальными возможностями природной среды и человеческого организма, соразмерен не только с ближайшими, но и с отдаленными целями социального развития.

Таким образом, настало время критического пересмотра всех направлений человеческой активности и тех областей знаний и духовной культуры, которые их обслуживают. Человечество в целом держит экзамен на подлинную разумность перед лицом тех новых требований, которые предъявляет ему биосфера. Этими требованиями являются:

Биосферосовместимость на основе знания и использования законов сохранения биосферы,

Умеренность в потреблении природных ресурсов, преодоление расточительности потребительской структуры общества,

Взаимная терпимость и миролюбие народов планеты в отношения друг с другом,

Следование общезначимым, экологически продуманным и сознательно поставленным глобальным целям общественного развития.

Но для этого требуются совместные усилия всех людей, независимо от места жительства и рода занятий. Необходимо соответствующее перераспределение средств, отказ от некоторых материальных благ в пользу экологических программ, перестройка образа жизни и мышления. И от экологического воспитания и образования населения во многом будет зависеть, произойдут ли необходимые перемены во взаимоотношениях общества и природы достаточно быстро и безболезненно.

2. Специфика взаимодействия человека и природы.

2.1. Труд как способ взаимодействия человека и природы.

Хорошо известен афоризм «труд создал самого человека». Но что такое труд как не постоянное взаимодействие человека с объектами природы в их естественном или преобразованном состоянии? Однако с объектами природы постоянно взаимодействует любой живой организм, да и тела неживой природы находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. Следовательно необходимо выявить специфику труда как особого способа взаимодействия человека с природой.

Благодаря изготовлению и применению орудий труда человек пошел в своей эволюции не столько по пути приспособления к окружающим условиям, сколько по пути их изменения соответственно своим нуждам и потребностям. Таким образом, человек нашел качественно новый способ разрешения противоречия между тем состоянием, в котором объекты находятся в природе, и тем, в каком они ему необходимы.

Биологическая эволюция человека с появлением цивилизации не прекратилась. Она продолжается, и изменения, происшедшие в организме людей даже со времени античного периода, очень велики. Буквально за последние 25 лет отмечены существенные сдвиги как в соматическом, так и в психическом развитии, особенно молодых людей (акселерация). Иначе и не может быть. Человек своей деятельностью вносит столь существенные изменения в окружающую среду, что это непременно отражается на его физической и тем более психической организации. Биологическая эволюция человека приобрела явно опосредованный характер и определяется социотехническими факторами.

Биологическая эволюция человека не ведет теперь к образованию новых видов Homo sapiens, поскольку благодаря применению технических средств человек создает искусственную среду своего обитания и тем самым преодолевает изолированность экологических ниш как важного фактора видоизменения в органическом мире.

Труд с момента появления человека стал основным способом взаимодействия общества с природой. Все остальные формы этого взаимодействия отступили на второй план. В отношении природы выработался своеобразный утилитарный взгляд: «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Труд привыкли рассматривать как фактор, обслуживающий только потребности человека. Попробуем взглянуть на процесс труда с другой стороны, уяснить его место и роль в природных явлениях.

Человеческое общество участвует в процессе движения вещества на планете, но делает это необычно для природы. Основным способом преобразования вещества для человека стал труд, а основным источником энергии служат продукты фотосинтеза прошлых эпох - горючие ископаемые. Человек выступает как исключительно многокачественный фактор изменения природных явлений, может оказывать на природу механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное воздействие.

Еще одна черта современного производства в плане сопоставления его с процессами движения вещества в природе - необычайная расточительность в отношении природных ресурсов. Пока объем производства был относительно небольшим и основывался на материалах естественного происхождения, отрицательные последствия производственной деятельности людей были не столь заметны. Однако по мере ускорения темпов индустриального развития и увеличения масштабов производства, механизмы природной саморегуляции стали давать срывы. Можно с полным основанием сказать, что, помимо биологического и геологического круговоротов, за время развития общества под воздействием производственной деятельности людей возник более мощный антропогенный круговорот. Он не существует отдельно, а включен в структуру природных круговоротов - в движение масс воды, воздуха, смещения почвы и пород. Необходимо тщательно изучать законы движения круговоротов вещества как естественно сложившихся, так и вызванных трудовой деятельностью человека. Нужно позаботиться о совмещении указанных круговоротов, так как через них обеспечивается саморегуляция природного равновесия.

В свете задач рационального природопользования значительно расширяется не только сфера труда по деструкции вещества, но и сфера по реконструкции и воспроизводству природных ландшафтов и ресурсов. То, что раньше перекладывалось на плечи природы, должно теперь выполняться самими людьми. Этот новый вид созидательной трудовой деятельности людей можно назвать природотворчеством.

2.2. Ступени развития труда как нарастание опосредованности во взаимодействии общества и природы.

Иногда неточно говорят, что первой формой труда наших предков была охота на крупных животных и разделка туш. В действительности первой специфической формой труда явилось изготовление орудий труда для охоты и разделки туш. Главным в средствах труда с самого начала была и остается их созидательная суть.

Труд сообщил качественно новый характер формам поведения и общения человека. Прежде всего, труд потребовал новых форм коллективных действий людей. Коллективное применение орудий труда, а тем более их изготовление, потребовало новых форм разделения труда между членами общины и новых форм общения.

С появлением в обществе классов именно интерес господствующего класса стал движущим фактором производства. Непосредственной целью производства стало не удовлетворение потребностей самих трудящихся, а получение прибыли собственником средств производства. Потребление же, ради которого производство исторически возникло, стало выступать как побочная его цель. Вот почему в современном обществе, где все подчинено наживе, реализуются лишь те проекты, которые сулят ближайший и наиболее ощутимый результат, в то время как достаточно полное управление природными процессами требует зачастую отказа от этих принципов и предполагает вложения средств без непосредственной отдачи в ближайшее время.

3. Масштабы воздействия человеческого фактора на природу.

В XX веке произошел количественный скачок в масштабах антропогенного воздействия, приведший к качественным изменениям во взаимоотношениях человека и биосферы. Человек превратился решающую силу, воздействующую на все природные процессы, на все экологические компоненты биосферы даже в тех случаях, когда его деятельность прямо не направлена на них. Это влияние распространяется на все важнейшие компоненты биосферы: атмосферу, водные ресурсы, почву, недра, животный и растительный мир. Рассмотрим подробнее.

Атмосфера. Ежегодно в мире сотни миллионов загрязняющих веществ выбрасываются в воздух предприятиями и транспортом. От значительной части этих веществ атмосфера освобождается, так как под действием силы тяжести или с осадками они поступают в почву или воду, загрязняя их. Однако этот процесс самоочищения все больше отстает от процесса поступления отходов, которые взаимодействуя друг с другом, образуют новые, иногда еще более вредные соединения.

Очень опасно увеличение в атмосфере содержание углекислого газа, являющегося следствием, с одной стороны, массового сжигания органического топлива, а с другой - вырубки лесов. Результатом этого может стать глобальное потепление климата под воздействием «парникового эффекта».

Другую серьезную опасность представляет истончение озонового слоя и появление озоновых дыр не только над полюсами планеты, но и вблизи экватора и в средних широтах. Разрушению озона способствуют такие процессы, как широкое применение азотных удобрений, выбросы продуктов сгорания высотной авиацией и космической техникой. Но главной причиной считается массирование применение фреонов, используемых в качестве растворителей в аэрозолях, в морозильных камерах.

Еще одна острая проблема - кислотные дожди. Основной причиной выпадения кислотных дождей является попадание в воздух оксидов серы и азота - отходов сгорания любого ископаемого топлива, особенно низкосортного угля и мазута. Образуясь в результате загрязнения атмосферы, кислотные дожди, в свою очередь, загрязняют и губят другие компоненты биосферы - водоемы, леса, почвы, их живое население.

Водные ресурсы. Вода - важнейший минерал на Земле, который нельзя заменить никаким другим веществом. Она является средой обитания многих организмов, определяет климат и изменение погоды, способствует очищению атмосферы от вредных веществ, растворяет, выщелачивает горные породы и минералы и транспортирует их из одних мест в другие. Казалось бы, пока воды хватает. Но, во-первых, вода нужна не только людям, во-вторых, распределена она на Земле крайне неравномерно и большая ее часть приходится на реки и озера, расположенные в малонаселенных местах. К тому же, вырубая леса и осушая болота, человек способствует перераспределению воды между водоемами суши и океана в пользу последнего. Ну а массированное загрязнение рек, озер и грунтовых вод промышленными и сельскохозяйственными отходами окончательно подрывает нашу водообеспеченность.

Не менее важной является проблема сохранения качества воды. Если в начале века науке было известно всего 17 загрязнителей природных вод, то сейчас их более 2,5 тысяч. Это пагубно влияет на здоровье населения и ведет к гибели рыб, водоплавающих птиц и других животных, усыханию и снижению продуктивности растений.

Значительно снижает проточность, а значит, и способность к самоочищению строительство гидротехнических сооружений - плотин, водохранилищ, шлюзов.

Почва. Почва, т.е. поверхностный слой земной коры толщиной в несколько десятков сантиметров, обладающий плодородием, образуется из продуктов разрушения горных пород под влиянием климата и жизнедеятельности многих поколений растительных и животных организмов. Плодородный почвенный слой образуется очень медленно - 1 см за 200-300 лет.

Важной проблемой является снижение плодородия почв. При культивировании сельскохозяйственных культур и уборке урожая естественный процесс возвращения в почву питательных веществ, потребляемых растениями, нарушается. Приходится возмещать эти ежегодные потери путем внесения органических и минеральных удобрений. Но при игнорировании закона минимума это приводит к загрязнению почвы, к накоплению в растениях таких вредных для человека веществ, как нитраты. Населяющие почву организмы стремятся переработать попадающие в нее вещества-загрязнители, но если последних слишком много или они ядовиты для самих редуцентов, то земля может потерять способность к плодородию. Этот процесс, а также водная и ветровая эрозии почв приводят к опустыниванию.

Растительный мир. Растения играют в жизни человека важнейшую роль: поставляют кислород и поглощают углекислый газ, служат продуктом питания ему или поедаемым им животным, являются лекарственным и производственным сырьем и т.д. Велико хозяйственное значение лесных ресурсов. Бурное развитие науки и техники не вытеснило древесину, а, наоборот, расширило границы ее применения. В результате варварского отношения - вырубок, превышающих темпы восстановления, пожаров, кислотных дождей, пылегазовых загрязнений воздуха, изменения уровня и загрязнения грунтовых вод - ежегодно гибнет до 1 % от общей площади лесов планеты.

Животный мир. Дикие животные обогащают атмосферу углекислым газом, используемым растениями при фотосинтезе, удобряют почву навозом и останками, способствуют перекрестному опылению и расселению растений, разреживают излишне густые травостои и насаждения и т.п. Люди используют их для получения продуктов питания, кожи, пушнины, лекарственного сырья, а также как генетический фонд для селекционной работы - создания новых видов сельскохозяйственных животных. Однако в результате прямого (охота, рыбалка, промысел) и косвенного (уничтожение местообитания или изменение экологических факторов) истребления многие виды стали редки или исчезли совсем за последние несколько веков. Массовому уничтожению, приведшему к резкому сокращению популяции, вплоть до полного исчезновения, подвергались животные в Африке со времен ее колонизации и до наших дней. Слонов, носорогов, антилоп и других животных убивали не столько ради мяса, сколько ради охотничьих трофеев и сувениров, из военно-политических соображений и просто для развлечения. А ведь ни один вид растений или животных, особенно крупных, не погибает в одиночку, а тянет за собой связанных с ним более мелких (а иногда и крупных, если исчезнувший вид был основным объектом их питания) организмов. Освобождающиеся экологические ниши и звенья в цепи питания в ходе экологического дублирования занимаются другими видами, которые могут оказаться нежелательными для человека в хозяйственном или медицинском отношении. Если же из-за резкого видового обеднения природа не найдет подходящего материала для замены, то это может привести к полной гибели экосистем вплоть до опустынивания.

Человек индустриального общества стремится использовать природу: быстрое развитие экономики требует все больше и больше энергии и сырья, в то время как технических возможностей для добычи становится все больше и больше. К сожалению, на этой стадии развития человечества, в котором мы и находимся сейчас, экономика доминирует над экологией, и через несколько десятилетий экосистема окажется под угрозой уничтожения. Только наступление постиндустриальной эры, когда ноосфера начнет преобладать над техносферой, способно предотвратить неминуемую катастрофу.

Некоторые могут сказать, что в настоящий момент мы и находимся в постиндустриальном периоде: устанавливаются очистительные сооружения, ограничивается потребление близких к исчерпанию ресурсов, разводятся близкие к исчезновению животные, очищаются грязные водоемы. Но ведь все это производится не повсеместно и под видом очищения окружающей среды наоборот происходит усугубление ситуации.

Заключение.

Любое слишком резкое изменение человеком экологических факторов может иметь непредсказуемые катастрофические последствия из-за слабой изученности цепных реакций, происходящих в природе. В настоящее время масштабы антропогенного воздействия на биосферу так резко возросли, что реальной стала угроза недопустимого видового обеднения, опустынивания и термодинамического и теплового кризисов. Научно-технический прогресс сопровождается усилением зависимости человечества от количества и качества природных ресурсов при одновременном их исчерпании и загрязнении. Избежать экологической катастрофы можно только обеспечив переход биосферы в стадию ноосферы, то есть в стадию разумного управления антропогенными процессами, целью которого должна стать не победа над природой, что в принципе невозможно и безнравственно, так как все мы ее дети, а проникновение в сущность действующих в ней экологических законов и организация всей деятельности в соответствии с их требованиями.

Список использованной литературы.

1. Т.А.Демина «Экология, природопользование, охрана окружающей среды». Аспент Пресс, Москва,2000,

2. С.А.Боголюбов «Экология». Знание, Москва, 1999,

3. Э.В.Гирусов, С.Н.Бобылев, А.Л.Новоселов, Н.В.Чепурнов «Экология и экономика природопользования». Юнити, Москва. 1998,

4. В.В.Денисов, И.А.Денисова «Экология». МарТ, Москва - Ростов-на-Дону, 2003.