Правила этикета в школе для учащихся. Правила поведения учащегося в школе




Описание темы:
3 подтемы: речевой этикет; деловой этикет; этикет был всегда

Этикет - это не просто правила поведения, которые приняты и поддерживаются в определенной группе людей. Это способ самоидентификации общества, возможность создать определенный стиль поведения, который принято считать подобающим. И для того, чтобы вписаться в любое общество, необходимо учитывать правила этиката.

Речевой этикет

Именно речь отличает человека от животного. Способность делиться своими мыслями позволила нашему виду достигнуть небывалого доминирования на планете. Слово - одновременно мощный, могущественный и очень опасный инструмент, который может как принести великое благо, так и существенный вред.

Речевой этикет - это способ держать слова под контролем и применять их так, как это принято и уместно в определенном обществе. Каждый микросоциум - это отдельная лингвистическая вселенная, где есть свои законы и особенности. В суде, в банке, на светском рауте, на сталепрокатном заводе, на молодежной вечеринке, - в каждом случае существует определенный речевой этикет, который следует соблюдать. Иначе человек будет выглядеть по меньшей мере странно.

Потому каждому необходимо учиться двум ключевым основам мастерства речевого этикета: понимать особенности социума, в котором ты находишься и уметь контролировать свою речь в соответствии с этими особенностями.

Деловой этикет

Правила поведения в современном обществе выходят далеко за пределы базовых норм приличия. Деловой этикет - это целая система понятий и норм о том, как подобает себя вести человеку в деловой среде. Манеры, речь, внешность, допустимые способы ведения бизнеса, - все эти категории охватываются деловым этикетом.

Ключевой особенностью делового этикета является четкое распределение ролей: каждый участник делового процесса на разных его этапах может занимать различные позиции, и вести себя должен соответствующим образом. Роли подчиненного, руководителя, представителя компании, клиента, партнера и прочие обычные для делового мира позиции, из которых приходится действовать участникам экономических отношений, имеют определенные нормы, которых принято придерживаться. Несоблюдение делового этикета может быть не просто воспринято с осуждением, но и стать причиной вполне ощутимых финансовых убытков.

Также следует отметить, что деловой этикет - понятие многогранное. Ведь речь идет не только о правилах поведения для отдельных людей, но и для компаний в целом. Этикет регулирует нормы, которых должны придерживаться юридические лица, чтобы достойно существовать в экономической среде. В этом случае правила этикета формируют своеобразную «матрешку», где правила для коллектива накладываются на индивидуальные правила для отдельных людей.

Знание и соблюдение делового этикета - необходимые элементы любого бизнес-взаимодействия в современном обществе.

Этикет был всегда. Правила хорошего тона

Человечество задавало общепринятые правила поведения на протяжении тысяч лет. Сами правила менялись, трансформировались исторические условия, но сам факт присутствия правил этикета всегда был незыблемым.

Простой пример: еще каких-то двести лет назад женщина в брюках была чем-то невозможным и неприемлемым, а при встрече было принято снимать шляпы и кланяться. Сегодня же женщины повсеместно ходят в брюках, а шляпы носят лишь единицы. Однако сам факт наличия правил, регулирующих стиль одежды, нормы поведения и приемлемые речевые обороты в том или ином обществе всегда были.

Исходя из этого, следует понимать, что бунтовать против этикета - бессмысленно. Общество всегда имело свойство относиться негативно к тем, кто игнорирует общепринятые нормы. А значит, наиболее эффективный и простой способ взаимодействия с любым обществом - это игра по его правилам.

Современный этикет - это целый комплекс правил поведения и хороших манер, который учит, как нужно знакомиться, здороваться, как вести себя в общественных местах, как ходить в гости, как правильно накрывать на стол и вести себя во время приема пищи и так далее. Правила этикета в школе начинают прививать с самого детства.

Общие для учащихся

1. В школу нужно приходить заранее, примерно за 15 минут до уроков.

2. Внешний вид должен соответствовать учебному заведению, одежда должна быть чистой и опрятной.

3. У учащегося с собой всегда должна быть сменная обувь, которую, как и верхнюю одежду, нужно снимать в школьном гардеробе.

4. Перед началом урока ученик должен подготовить все необходимое к предстоящему уроку, проверить наличие дневника, ручки, тетради, учебника и так далее.

5. Строго запрещено проносить на школьную территорию любой вид оружия, алкоголь, сигареты, наркотические и ядовитые вещества и тому подобное.

6. Нельзя без спроса покидать учебное заведение во время уроков и переменок. Пропуск занятий по уважительным причинам должен быть подтвержден справкой от врача (в случае болезни), либо объяснительной запиской от родителей.

7. Правила поведения учащегося в школе базируются на принципах уважения к более старшим по возрасту и заботливом отношении к учащимся младших классов.

8. Учащимся необходимо беречь и сохранять в первозданном виде школьное имущество, в том числе мебель, книги и так далее.

Поведение учащихся во время урока

Учащиеся непосредственно на самом уроке также должны соблюдать определенные правила вежливого поведения в школе. Как только преподаватель заходит в кабинет, ученики стоя приветствуют учителя либо другого взрослого, заглянувшего в класс. Во время урока вести себя нужно прилично, не шуметь, не кричать, не заниматься посторонними делами, тем более без разрешения не покидать свое рабочее место и не гулять по классу. В случае возникновения необходимости все же выйти из класса, предварительно необходимо спросить разрешения у учителя. Правила поведения детей в школе одинаковы абсолютно для всех. Если нужно о чем-либо спросить преподавателя, нужно поднять сначала руку, а не выкрикивать с места.

Такие простые правила

Ученик должен стараться выражать свои мысли при ответе четко, ясно и понятно, используя все необходимые для этого наглядные материалы. В день, когда в расписании занятий есть такой предмет, как физическая культура и здоровье, с собой необходимо иметь спортивную форму и обувь. Заходить в спортзал можно только с позволения учителя. Учащиеся, которые по различным причинам освобождены от уроков физкультуры, все равно должны быть в спортзале. Считается, что звонок в конце урока звенит для преподавателя, а учащиеся покидают класс после объявления учителя о завершении занятия.

Школьный этикет

Правила этикета в школе обязуют иметь это касается одежды, прически, разумного использования косметических средств и аксессуаров. Школьный этикет подразумевает доброжелательное отношение учащихся друг к другу. Вежливые учащиеся приветствуют и здороваются со всеми учителями, а не только с теми, с кем знакомы лично. Друг друга следует называть по имени, не использовать обидные прозвища.

Правила поведения учащегося в школе подразумевают также самодисциплину. Мусорить на территории учебного заведения (и не только) запрещается, для этого существуют урны. Культурно нужно вести себя не только на уроках, но и на переменах. Бегать, кричать и толкаться запрещается, следует осторожно вести себя на лестницах. Цивилизованно должны вести себя дети также в столовой, кушать только в отведенном для этого месте, а после трапезы убирать за собой посуду.

Правила этикета в начальной школе

Уроки этикета в начальной школе обязательно включаются в план по воспитательной работе с учащимися. Очень важно с самого детства прививать ребенку основы правильного поведения в той или иной ситуации. Неотъемлемой составляющей поведения должно быть взаимоуважение. Начиная с первого класса детей учат быть благодарными, знакомят со словами «спасибо» и «пожалуйста». Этикет предполагает уважительное отношение к старшим, обращение к которым должно быть обязательно на «Вы».

Существует также так называемый Если ребенок звонит своему преподавателю или классному руководителю, первым делом нужно поздороваться и назвать свое имя. В где обычно много людей, по телефону стоит разговаривать, не привлекая к себе большого внимания, а в таких местах, как музей, театр или кинозал, мобильник вообще лучше отключить.

  • Чтобы комфортно чувствовать себя на уроках, обязательно нужно выполнять заранее заданное на дом задание.
  • Школьный дневник лучше иметь заполненным на две недели вперед, вести его нужно аккуратно и держать на парте во время уроков.
  • Сумку или школьный рюкзак должны быть собраны заранее, обязательно проверить наличие учебников, тетрадей, ручек и карандашей и других необходимых вещей.
  • Мобильник во время занятий должен быть выключен или поставлен на беззвучный режим. Позвонить или отправить смс можно и на перемене.
  • Прилично вести себя нужно не только на уроках, но и на улице, дома и в общественных местах. Это не просто правила поведения учащегося в школе, которые нужно соблюдать, это должно стать неотъемлемой частью личности образованного современного человека.
  • Покидать школу без ведома и позволения учителя или медсестры строго-настрого запрещается.
  • Опрятным нужно быть всегда, чистоту следует поддерживать во всем, в своем внешнем виде, на рабочем месте.
  • В обязанности ученика входит дежурство в классе в порядке очереди. Выполнять эту обязанность стоит добросовестно.
  • На время перемены из класса лучше выйти и дать возможность учителю проветрить помещение. Это, кстати, очень хороший способ пройтись и размяться

Уроки этикета: в школе и в жизни

Этикет в школе - это не только свод правил, которые необходимо соблюдать в школьных стенах. В первую очередь это формирование и развитие навыков культурного общения, это уроки учтивости, внимательности и доброты. Эти качества просто необходимы для развития полноценной гармоничной личности в будущем.

Правила этикета в школе включают в себя правильное отношение к разным группам людей. Всем известно, что дам следует пропускать в первую очередь, а женщинам в положении, а также пожилым людям и инвалидам стоит уступать место в общественном транспорте. Этикет в школе и вне ее соблюдать следует также и взрослым, ведь именно на них в первую очередь равняются дети.

Чтобы учеба приносила полезные знания и радость общения, необходимо соблюдать определенные правила этикета в школе, которые сделают комфортным пребывание в стенах учебного заведения всех участников учебного процесса.

Тематика рефератов



  1. Общее и разное в народной педагогике и этнопедагогике.

  2. Межэтнические отношения. Национальные стереотипы и предрассудки. Этнические предрассудки.

  3. Русский национальный характер.

  4. Природа и народная педагогика.



  5. Действенность символов. Люди-символы, события - символы.

  6. Универсальные нравственные принципы и системы нравственных ценностей всех религий мира.

  7. Природосообразность народной педагогики.





  8. Русский фольклор и его роль в воспитании.



  9. Мораль и этика буддизма.


  10. Семья как идеал народной педагогики. Особенности воспитания в семьях разных религиозных верований.


  11. Обрядность в народной педагогике.

  12. Народные приметы и поверья.

  13. Народные заговоры.



  14. Традиционное и инновационное в духовной культуре ка­зачества.

  15. Народная педагогика и идея всеединства философа В.С. Со­ловьева.

  16. Народная педагогика и «Этика» П.А. Кропоткина.

  17. Гуманизм народной педагогики.

Примерный перечень вопросов к зачету

(6 семестр)


  1. Понятие о народной педагогике.

  2. Общее и разное в народной и этнопедагогике.

  3. Этнопедагогика как составная часть культуры.

  4. Содержание этнической, национальной психологии, ее структура.

  5. Этнопедагогические особенности общения и социальной регуляции поведения.

  6. Межэтнические отношения. Национальные стереотипы и предрассудки. Этнические конфликты.

  7. Этнопедагогическая ха­рактеристика народов России.

  8. Истоки народной педагогики.

  9. Природа и народная педагогика. Какому этикету нас учит сама природа.

  10. Религия как источник народной этики.

  11. Нравственный идеал как цель народной педагогики.

  12. Действенность символов. Люди-символы, события - симво­лы.

  13. Универсальные нравственные принципы и системы нрав­ственных ценностей всех религий мира.

  14. Гуманизм народной педагогики. Природосообразность народной педагогики.

  15. Основные факторы народной педагогики.

  16. Педагогические воззрения разных народов на воспитание и обучение детей.

  17. Особенности православной педагогики.

  18. Этические основы христианства - источник нравственно­го воспитания русских, украинцев, белорусов, поляков, армян, греков.

  19. Православный христианский этикет.

  20. Русский фольклор и его роль в разностороннем воспита­нии.

  21. Воспитательная роль русской обрядности.

  22. Основы народной дипломатии и ее роль в сохранении мира.

  23. Особенности казачьей народной педагогики.

  24. Воспитательные традиции мусульман.

  25. Мораль и этика буддизма.

  26. Воспитательные традиции иудаистов.

  27. Основные средства народной педагогики.

  28. Семья как - идеал народной педагогики. Особенности воспитания в семьях разных религиозных верований.

  29. Мусульманский праздники.

  30. Нравственный аспект Великого Поста.

  31. Обрядность в народной педагогике. Весенняя обрядность и ее воспитательное значение.

  32. Языческое и христианское в Масленице.

  33. Народные приметы и поверья.

  34. Народные заговоры.

  35. Народный этикет и проблемы его возрождения.

  36. Легенды и их нравственно-воспитательный смысл.

  37. Этическое начало в народной обрядности.

  38. Традиционное инновационное в духовной культуре казачества.

Список литературы

Основная:


  1. Бережнова, Л.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для вузов по спец. 033400 (050701) - Педагогика/ Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. - 2-е изд., стер.. - М.: Академия, 2008. - 240c.

  2. Бережнова, Л.Н. Этнопедагогика: учебник для вузов / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов.- 3-е изд., перераб. и доп.- М. : Академия, 2013 .- 240 с.

  3. Этническое самосознание и методы его изучения: [учебно-методические рекомендации] / О.В. Калиниченко.- Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2008 .- 80 c

Дополнительная:


  1. Бороноев А.О. Павленко В.Н. Этническая психология. Л., 1994.

  2. Бромлей Ю.В. Очерки теории Этноса.- М., 1981.

  3. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа.- Чебоксары, 1970.

  4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991.

  5. Доржиева И.Е. народные традиции национального трудового воспитания у бурят. – Новосибирск, 1980.

  6. Измайлов А.Э. Народная педагогика. – М.. 1991.

  7. Костомаров Н. Русские нравы. – М., 1995.

  8. Крысько В.Г. и др. Этнопсихология. Ч.1 и 2. –М., 1992.

  9. Агапова Н.С., Слепцова И.С., Морозов И. А. Народные игры для детей.-М., 1995.

  10. Аничкин Е. В. Весенняя и обрядовая песня на Западе и у славян. - СПб, 1903, ч.

  11. Антология дагестанской поэзии. Том I. Песни народов Дагестана/Сост. К. И. Абуков, А. М. Вагидов, С. М. Хайбулла-ев.-Махачкала: Дат. кн. изд-во, 1980.

  12. Антология педагогической мысли Древней Руси и Рус­ского государства XIV-XVII вв./Сост. С. Д. Бабушкин, Б. Н. Митюров.-М., 1985.

  13. Арутюнян В. X. Идеи воспитания в армянских народных сказках: Автореф. дисс. канд. пед. наук.-Ереван, 1962.

  14. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на при­роду. В 3-х т.-М., 1969.

  15. Бахтин В. От былин до считалки.-М., 1989.

  16. Белов В. Лад: Очерки о народной эстетике.-М., 1982

  17. Богатырев П. Г. Русское народное творчество.-М., 1966.

  18. Васильцова 3. П. Мудрые заповеди народной педагоги­ки.-М.: Педагогика, 1983

  19. Гачев Г. Д. Наука и национальные культуры.-Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1992.

  20. Гришин Д. М., Панарина Г. П. Народные традиции в воспитании.-Калуга, 1992.

  21. Гусейнов А. А. Социальная природа нравственности.- М., 1974.

  22. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли.-Л.: Гид-рометеоиздат, 1990.

  23. Далгат У. Б. Героический эпос чеченцев и ингушей.- Грозный, 1979.

  24. Пословицы русского народа.-М., 1957

  25. Дубнов С. М. Краткая история евреев.-СПб: Общес­твенная польза, 1912.

  26. Дубровин Н. Ф. Черкесы.-Нальчик, 1991.

  27. Духнович А. Народная педагогика в пользу ученых и учителей.-СПб: 1857.

  28. Желобовский А. И. Семья по воззрениям русского на­рода, выраженным в пословицах и др. произведениях наро­дно-поэтического творчества.-Воронеж, 1982.

  29. Иващенко В. И. Особенности учебно-воспитательной работы с цыганскими детьми.-Ростов н/Д, 1993.

  30. Иващенко В. И. Цыганские дети в семье и в школе.- Ростов н/Д, 1993.

  31. Измайлов А. Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана.-М., 1991.

  32. Кириллова О. В. и др. Этнопсихология чувашского на­рода: некоторые факторы, затрудняющие ее разработку//Мир на Северном Кавказе через языки, образование и культуру. Симпозиум 3. Этнопсихология и интегратпвная антропология.- Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1996.

  33. Киричек М. С. Армянская школа//Таганрогская прав-дз, 1994, №268.

Электронные информационные образовательные ресурсы


  1. Современная этнопедагогика: проблемы и перспективы развития: Материалы межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых (Уфа, 16 апреля 2010 г.). - Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2010. - 208 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/738/77738

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГДЕ ЗАРОЖДАЛСЯ ЭТИКЕТ
ПОНЯТИЕ ОБ ЭТИКЕТЕ
ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИКИ
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ПОЛЕМИКЕ
ХОРОШИЕ МАНЕРЫ
ВЕЖЛИВОСТЬ
ТАКТИЧНОСТЬ И ЧУТКОСТЬ
СКРОМНОСТЬ
ПРАВИЛА РАЗГОВОРА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Введение
Этикет беседы относится, по своей сущности к этике- науке о морали и нравственности.
В современном мире, когда в деловой сфере, быту, правительственных кругах, на производстве, в международных отношениях, возникают конфликты, все чаще разрешение их ведется путем деловой беседы, переговоров.
Сущность конфликтов, причины их возникновения в деловых сферах и пути улаживания конфликтов относятся к науке управления - менеджменту.
Менеджеры даже провели классификацию конфликтов: « конфликты цели, конфликты познания, чувственный конфликт (эмоций)» и разработали методы их разрешения.
Основой разрешения несогласий и конфликтов являются методы переговоров, которые по стратегии разделяются на три типа: мягкий, ;жесткий и принципиальный. Мягкий метод заключается в стратегии уступок, жесткий- в состязании воли, принципиальный- объединяет и то и другое и решает проблемы по их сути, давая возможность достичь цели в рамках приличия.
На результаты переговоров, а также споров влияет много факторов: восприятие, эмоции, позиции разных сторон и другие.
Для решения различных споров очень важным бывает выяснение образа мысли, мышление оппонентов, что очень способствует успешному ведению переговоров.
Важным моментом в ведении переговоров имеют также эмоции, которые необходимо подавлять так называемым методом « выпуска пара», что позволяет освободится от чувства гнева, страха возникающих в спорах. Кроме того, враждебную ситуацию снимают извинения, выражения сожаления, обмен рукопожатиями, недорогие подарки.
Поведение принципиальных переговоров включает в себя два вопроса: как разработать объективные критерии? Как их применять в спорах.
Объективные критерии должны быть законными и практичными, независимо от желания сторон.

Где зарождался этикет
Англию и Францию называют обыкновенно: "классическими странами этикета". Однако, родиной этикета назвать их никак нельзя.Грубость нравов, невежество, поклонение грубой силе и т.п. в XV столетии господствуют в обоих странах.О Германии и прочих странах тогдашней Европы можно вообще не говорить,одна лишь Италия того времени составляет исключение. Облагораживание нравов итальянского общества начинается уже в XIV веке. Человек переходил от феодальных нравов к духу нового времени и этот переход начался в Италии раньше чем в других странах. Если сравнивать Италию XV века с другими народами Европы, то сразу же бросается в глаза более высокая степень образованности, богатства, способности украшать свою жизнь. А в это же время,Англия, закончив одну войну вовлекается в другую, оставаясь до середины XVI века страной варваров. В Германии свирепствовала жестокая и непримиримая война Гусситов, дворянство невежественно,господствует кулачное право, разрешение всех споров силою.Франция была порабощена и опустошена англичанами,французы не признавали никаких заслуг, кроме воинских, они не только не уважали науки, но даже гнушались ими и считали всех ученых самыми ничтожными из людей.
Короче говоря, в то время как вся остальная Европа утопала в междоусобицах, а феодальные порядки держались еще в полной силе, Италия была страной новой культуры.Эта страна и заслуживает по справедливости быть названной родиной этикета.

Понятие об этикете
Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми.Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические,культурные отношения, ибо нельзя существовать не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.
Этикет - слово французского происхождения,означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.
Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения,обусловленные общественным строем страны,спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.
Различают несколько видов этикета, основным из которых являются:
-придворный этикет -строго регламентируемый порядок и формы обхождения,установленные при дворах монархов;
-дипломатический этикет- правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах с друг другом на различных дипломатических приемах,визитах, переговорах;
-воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;
-общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.
Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается большее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.
По мере изменений условий жизни человечества, роста образований и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным,становиться общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места,времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах,быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.
Нормы этикета,в отличие от норм морали являются условными,они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым,а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека,его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов,способствует достижению взаимопонимания,создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.
Следует отметить,что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях,но и дома. Подлинная вежливость,в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается актом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.
К сожалению, встречаются люди с двойным стандартом поведения: один - на людях, другой - дома. На работе, со знакомыми и друзьями они вежливы, предупредительны, а дома же с близкими не церемонятся, грубы и не тактичны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании.
Современный этикет регламентирует поведение людей в быту,на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях,переговорах.
Итак этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры,нравственности морали,выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости,человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.

История формирования этики
Этика- это наука об отношениях, существующих между людьми и об обязанностях вытекающих из этих отношений.
Этика одна из древнейших наук, возникшая как составная часть философии еще в период рабовладельческого общества.
По мнению греческого философа Аристотеля- этика помогает познать, что следует делать, а от чего следует воздержаться.
Широк круг людей, проявляющих интерес (научный, деловой, социологический) к упорядочению человеческих отношений.
Это и экономист А. Смит- автор теории нравственных чувств, и русский физиолог И. Мечников, изучавший природу человека, английский философ Спенсер- автор теории стресса, нормативов биологических законов.
О значении этики в эффективности руководства хозяйством писал еще немецкий философ И. Кант, что без такой общественной науки не мыслимо руководить людьми.
В современном мире интерес к этике усилился в связи с проблемой психологического климата в коллективе, влияющего на успех в деятельности предприятий и в бизнесе.
Один из специалистов в области этики С. Ф. Анисимов, реанимируя взгляды И. Канта писал, что « Этика- это наука о правильном (и не правильном) поведении».
Вопросами управленческой этики, служебного этикета, этики поведения людей, управлением психологического климата в коллективе занимаются в настоящее время в основном менеджеры.

Правила поведения в полемике
Полемизируя, мы зачастую выходим из себя. Но для достижения эффективного результата необходимо придерживаться в спорах ряда правил. Дейл Карнеги в книге «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей» сформулировал некоторые из них. В данной работе мы рассмотрим общие принципы поведения в полемике.
Хорошие манеры
Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому ничто не цениться окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность. Но в жизни нам нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к личности другого человека. Причина здесь в том,что мы недооцениваем культуру поведения человека, его манеры.
Манеры - способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми,употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика.
В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми. Дурными манерами принято считать привычки громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, проявляемые в откровенной недоброжелательности к окружающим,в пренебрежении к чужим интересам и запросам,в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражении,в намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в бестактности, сквернословии, употреблении унизительных кличек прозвищ.
Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом. Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям,безотносительно к их должности и общественному положению. Он включает в себя учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения к старшим, формы обращения и приветствия,правила ведения разговора, поведение за столом. В целом этикет в цивилизованном обществе совпадает с общими требованиями вежливости, в основе которых лежат принципы гуманизма.

Вежливость
Всем известны выражения: "холодная вежливость", "ледяная вежливость", "презрительная вежливость", в которых эпитеты, прибавленные к этому прекрасному человеческому качеству, не только убивают его сущность, но превращают ее в свою противоположность.
Эмерсон определяет вежливость как "сумму маленьких жертв", приносимых нами окружающим нас людям, с которыми мы вступаем в те или иные жизненные отношения, а конкретно в полемику.
К сожалению, совершенно затерто прекрасное высказывание Сервантеса: "Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость." Истинная вежливость может быть лишь доброжелательной, так как она - одно из проявлений искренней, бескорыстной благожелательности по отношению ко всем другим людям, с которыми человеку приходится встречаться на работе, в доме, где живет, в общественных местах. С товарищами по работе, со многими знакомыми в быту вежливость может перейти в дружбу, но органическая благожелательность к людям вообще - обязательная база вежливости. Подлинная культура поведения - там, где поступки человека во всех ситуациях, их содержание и внешнее проявление вытекают из нравственных принципов морали и соответствуют им.
Одним из главных элементов вежливости считают умение запоминать имена. Вот как об этом говорит Д. Карнеги. "Большинство людей не запоминают имен по той причине, что не хотят тратить время и энергию на то, чтобы сосредоточиться, затвердить, неизгладимо запечатлеть эти имена в своей памяти. Они ищут для себя оправданий в том, что слишком заняты. Однако они вряд ли больше заняты, чем Франклин Рузвельт, а он находил время для того, чтобы запомнить и при случае воскресить в памяти даже имена механиков, с которыми ему приходилось соприкасаться...Ф.Рузвельт знал, что один из самых простых, самых доходчивых и самых действенных способов завоевать расположение окружающих - это запомнить их имена и внушить им сознание собственной значительности".

Тактичность и чуткость
Содержание этих двух благородных человеческих качеств, внимание, глубокое уважение к внутреннему миру тех, с кем мы общаемся, желание и умение их понять, почувствовать, что может доставить им удовольствие, радость или наоборот, вызвать у них раздражение, досаду, обиду. Тактичность, чуткость - это и чувство меры, которую следует соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях,умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов и поступков у человека возникает незаслуженная обида, огорчение, а иногда и боль. Тактичный человек всегда учитывает конкретные обстоятельства: разницу возраста, пола, общественного положения, место разговора, наличие или отсутствие посторонних.
Уважение к другим - обязательное условие тактичности даже между хорошими товарищами. Всем, наверное, приходилось сталкиваться с ситуацией, когда на совещании некто небрежно бросает во время выступлений своих товарищей "чушь", "ерунда" и т.п. Такое поведение нередко становится причиной того, что когда он сам начинает высказываться, то даже его здравые суждения встречаются аудиторией с холодком. О таких людях говорят:
"Природа отпустила ему столько уважения к людям, что ему хватает его только на себя". Самоуважение без уважения к другим неизбежно вырождается в самомнение, чванство, высокомерие.
Культура поведения в равной степени обязательна и со стороны нижестоящего по отношению к вышестоящему. Она выражается прежде всего в честном отношении к своим обязанностям, в строгой дисциплинированности, а также в уважении, вежливости, тактичности по отношению к руководителю. То же - по отношению к сослуживцам. Требуя уважительного отношения к себе, задавайтесь почаще вопросом: отвечаете ли вы им самим тем же.
Тактичность, чуткость подразумевают также способность быстро и безошибочно определять реакцию собеседников на наше высказывание, поступки и в нужных случаях самокритично, без чувства ложного стыда извиниться за допущенную ошибку. Это не только не уронит достоинство, но, наоборот, укрепит его во мнении мыслящих людей, показав им вашу исключительно ценную человеческую черту - скромность.

Скромность
"Человек, который говорит только о себе, только о себе и думает - утверждает Д.Карнеги. - А человек, который думает только о себе - безнадежно некультурен. Он некультурен, как бы высокообразован он ни был".
Скромный человек никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое превосходство, свои качества, не требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг.
Вместе с тем, скромность не должна ассоциироваться ни с робостью, ни с застенчивостью. Это совершенно различные категории. Очень часто скромные люди оказываются намного тверже и активнее в критических обстоятельствах, но при этом известно, что спором убедить в своей правоте невозможно.
Д.Карнеги пишет:" Вы можете дать понять человеку, что он не прав, взглядом, интонацией или жестом не менее красноречиво, чем словами, но если вы говорите ему, что он не прав, то заставите ли вы его тем самым согласиться с вами? Никогда! Ибо вы нанесли прямой удар его интеллекту, его здравому смыслу, его самолюбию и чувству собственного достоинства. Это вызовет у него лишь желание нанести ответный удар, но отнюдь не изменить свое мнение." Приводится такой факт: в период своего пребывания в Белом доме Т.Рузвельт однажды признался, что если бы он был прав в семидесяти пяти случаях их ста, то не мог бы желать ничего лучшего. "Если это был максимум того, на что мог надеяться один из самых выдающихся людей двадцатого века, что можно сказать о нас с вами?" - спрашивает Д.Карнеги и заключает: "Если вы можете быть уверены в своей право те хотя бы в пятидесяти пяти случаях из ста, то зачем вам говорить другим, что они не правы".
И действительно, вам наверное приходилось быть свидетелем как кто-то третий, наблюдающий за разбушевавшимися спорщиками, может положить конец недоразумению дружелюбным, тактичным замечанием, сочувственным стремлением понять точку зрения обоих спорщиков.
Никогда не следует начинать с заявления "Я вам докажу то-то и то-то". Это равносильно тому, считают психологи, чтобы сказать: "Я умнее вас, я собираюсь кое-что вам сказать и заставить вас изменить свое мнение". Это вызов. Это порождает у вашего собеседника внутреннее сопротивление и желание сразиться с вами прежде, чем вы начали спор.
Чтобы что-то доказать, надо сделать это настолько тонко, настолько искусно, чтобы никто этого и не почувствовал.
Д.Карнеги считает одним из золотых правил следующее: "Людей надо учить так, как если бы вы их не учили. И незнакомые вещи преподносить, как забытые". Спокойствие, дипломатичность, глубокое понимание аргументации собеседника, хорошо продуманная контраргументация, основанная на точных фактах - вот решение этого противоречия между требованиями "хорошего тона" при дискуссиях и твердости в отстаивании своего мнения.
В наше время почти повсеместно отмечается стремление к упрощению многих условностей, предписывавшихся общегражданским этикетам. Это - одно из знамений времени: темпы жизни, изменившиеся и продолжающие быстро меняться социально бытовые условия сильнейшим образом влияют на этикет. Поэтому, очень много из того, что было принято еще в начале или середине нашего века, может сейчас показаться абсурдным. Тем не менее, основные, лучшие традиции общегражданского этикета, даже видоизменившись по форме, остаются жить по своему духу. Непринужденность, естественность, чувство меры, вежливость, тактичность, а главное благожелательность по отношению к людям, - вот качества, которые безотказно помогут в любых жизненных ситуациях, даже тогда, когда вы не знакомы с какими-либо мелкими правилами общегражданского этикета, которых существует на Земле великое множество.

Правила разговора
Вот несколько принципов, которых следовало бы придерживаться в разговоре, ведь манера разговаривать - это вторая по значимости вещь после манеры одеваться,на которую человек обращает внимание и по которой складывается первое впечатление у человека о его собеседнике.
Тон разговора должен быть плавным и естественным,но никак не педантичным и игривым, то есть нужно быть ученым, но не педантом, веселым,но не производить шума, вежливым но не утрируя вежливость. В "свете" говорят обо всем, но ни во что не углубляются. В разговорах следует избегать всякой серьезной полемики, особенно в разговорах о политике и религии.
Уметь слушать такое же необходимое условие для вежливого и воспитанного человека, как и уметь говорить, и если вы хотите чтобы вас слушали,нужно самому других слушать других или по крайней мере делать вид,что вы слушаете.
В обществе не следует начинать говорить о себе, пока не попросят специально, так как только очень близкие друзья (и то вряд ли) могут интересоваться личными делами кого бы то ни было.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Этика делового общения вообще и деловые беседы (споры, переговоры) в частности к науке этике- наука о нравственности и морали, об отношениях между людьми и обязанностях, вытекающих из этих отношений.
Все люди различны между собой и поэтому они по разному воспринимают ситуацию, в которой оказываются.
Различия в восприятии часто приводят к тому, что люди не соглашаются друг с другом по определенному поводу.
Это несогласие возникает тогда, когда ситуация несет конфликтных характер. конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личность, группа, организация) вызывает расстройство интересов другой стороны.
Изучая природу конфликтов, специалисты составили определенные правила ведения споров.
Интеллигентность не только в знаниях, но и в способности к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями.
Интеллигентность - это терпимое отношение к миру и к людям.
В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к своему прошлому.
Не надо запоминать сотни правил, а запомнить одно - необходимость уважительного отношения к другим.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение М. Мысль 1985
2. Данкел Жаклин Деловой этикет. Феникс. Ростов-на-Дону 1997.
3. Давид Робинсон, Добейся от людей наилучшего, М., 1994 г.
4. Иванова Е.Н., Эффективное общение и конфликты., С-П., 1997 г.
5. Курбатов В.И., Искусство управлять общением., Ростов-на-Дону, 1997 г.
6. Митителло В.Л., Этика и этикет делового человека., Самара, 1992 г.
7. Назаров В.Н., Мелешко Е.Д., Этика: словарь афоризмов и изречений., М., 1995 г.
8. Шейнов В.П., Конфликты в нашей жизни и их разрешение., Минск, 1996 г.
9. Шмидт Р., Искусство общения, М., 1992 г.

Если смотреть на эту сказку под культурологическим, антропологическим и юнгианским углом, она становится жуткой, но и сразу понятной – как зловещая считалочка:

– Если зверь ты или бес:
Вон ступай из хаты в лес!
Если ж – добрый человек,
Жить тебе без горя – век!

Дикая Чаща и Культурная Пашня

Место то было прежде – лес, чаща, пустыни.
Идеже живяху – заицы, лисицы, волцы.
Иногда же и медведи посещаху,
Другоици же и бесы обретахуся.

Епифаний Премудрый

У Германа Гессе тоже есть чудесная сказка об аналогичном архетипическом противостоянии Дикого Леса и Культурной Равнины: сказка «Лесной Человек».

«В начале древнейших эпох были лесные люди. Они боязливо жались друг к другу в сумраке диких лесов, жили в вечной вражде со своими сородичами обезьянами, и один только бог, один закон владычествовал над их бытием – Лес. Лес был им родиной и пристанищем, колыбелью, норой и могилой, и никто из лесных людей не мыслил жизни вне леса.

Лесные люди были низкорослы, смуглы, волосаты, ходили пригнувшись, смотрели вокруг настороженно, словно звери. Они умели ходить, как люди, и лазать, как обезьяны, с испугом смотрели на яркие звёзды. Солнца они не видели никогда и страшной опасностью почитали увидеть в воде его отблеск».

Что же Вороний Царь, Хозяин тёмного леса?

Зачем он пришёл к крестьянину-бедняку на его поле – и зачем поставил перед человеком такой тяжёлый выбор: отдать Ворону кормильцев-волов или отдать – младшего сына?..

Вы помните, какие слова сказал Ворон?

- «Хорошо, мужик, хорошо, что ты решил мне отдать своих кормильцев-волов, а не сыночка! Иначе бы тебе – погибель!»

Какой человек достоин вырубать лес и «окультуривать» дикую чащу?

Выходили из избы здоровенные жлобы
Порубили все дубы... на гробы!

Хозяин Дикой Природы (Ворон) вынужден смириться с Человеком... С человеком, который вырубает его – Лес! Что ж делать? Культура наступает на Дикость... Но тут просто необходим – компромисс.

Вот Ворон и устраивает Человеку проверку. Человеку и его Сыновьям...

Кто не достоин наследовать Землю?

Как вы помните, старший брат оказался – ленивым и жадным. Поэтому он не понёс на своём плече хромую старую ворону и не поделился лепёшкой. Ну натуральное – Животное в образе человека. Ступай в лес и никогда из него больше не выходи.

Второй брат – оказался – агрессивно-воинственным и злопамятным. Он не покромил старую хромую ворону и не понёс её на плече, потому что видел в Вороне Врага. Вы все знаете таких людей... Они во всех видят Врагов – чуть только тронь... Это оказался настоящий «гордый бес». Что бы он сделал с Землёй? Пожарище... Воронки от взрывов... Залил бы кровью?..

Если первый (лентяй и жадина) истощил и испортил бы землю, то второй превратил бы её в настоящий ад.

«Но кто-то страшный,
Кто вечно прёт в атаку,
Приказал наступать на небо
И покрыл меня хаки».

И второй брат был приговорён Вороном – идти на постоянное место жительства в лес.

Метафора Леса и людей, приговорённых в нём жить

Вы думаете братья погибли физически? Ничего подобного! Они погибли - метафорически, в культурном смысле.

Они исчезли для Цивилизации, для Истории. Не оставили по себе никакой след.

Да это и невозможно, живя в лесу...

Про таких людей существует древнерусская пословица: «Погибоша аки обре». Был такой народ – обры. Злые они были, как те старшие братья. Вот и осталось от них одно лишь название в той поговорке...

Что такое асоциальное поведение – вывод социального психолога

Асоциальное поведение – это как раз такое поведение, которое демонстрируют «первые» братья.

Это когда твоя лень и твоя жадность не позволяет тебе – оказать социальную и гуманитарную помощь ближнему.

Или когда твоя ненависть, предрассудки, агрессивность – диктуют тебе: кого спасать в нужде, а кому показывать злорадную дулю. А лучше вообще никому не помогать – ведь «все люди – враги»?..

Вот таких людей – Сказка, Судьба и Природа – отстраняет от участия в строительстве Божьего Мира, лишает места в истории и Памяти и выгоняет бродить одичалым зверем в бескультурном нехорошем лесу...

***
Просмотр этого фильма с нашим разбором будет очень полезен детям. Но и нашим взрослым всё ещё нужны эти уроки. Ведь некоторые так не видят в себе самом вот этих неприятных «первых братьев», пока не приложат басню … к своей жизни и не поймут, наконец: отчего им всё кажется, будто они всю свою жизнь уныло блуждают в каком-то тёмном, опасном, нехорошем, – некультурном – Лесу без надежды увидеть – Солнце!..