Эксперты отвечают, почему в россии растут цены на бензин при дешевой нефти. Горючая тема: объективный взгляд на то, почему подорожал бензин, и чего ждать дальше Связи с чем подорожал бензин




Не верю. Никогда еще государство (не только наше) не проявляло себя эффективным управленцем - за исключением тех функций, которые являются прерогативой именно государства (охрана границ, поддержание общественного порядка, освоение космоса и т. д.).

По двум очевидным причинам: цéны на мировом рынке значительно выше, чем у нас, а в цене литра бензина гораздо больше налогов, нежели затрат на его производство.

Нефтедобывающим компаниям (они же перерабатывающие) выгоднее гнать топливо на экспорт. Государству - тоже! При продаже тонны нефти в России казна в виде акцизов получает около 16 долларов, а при продаже той же тонны на экспорт - уже 31 доллар. В случае с бензином эта разница еще выше.

Если ограничить цену на бензин, очень скоро мы столкнемся с его дефицитом. Нечто подобное мы уже видели на примере ряда лекарственных препаратов, цéны на которые тоже взяты под госрегулирование: эти лекарства просто стали исчезать с прилавков, поскольку производителям оказалось невыгодно их выпускать.

В цену бензина зашито несколько налогов, включая НДС, акциз, налог на добычу полезных ископаемых и другие. Если в 2014 году, по данным Российского топливного союза, в цене литра АИ‑92 налоги и акцизы составляли около 62%, то в мае 2018 года этот показатель вырос до 70%, и в результате розничные сети по продаже автомобильного топлива стали - именно это отражает наша инфографика. (В США доля налогов в цене бензина не превышает 12%.) Государство не откажется от столь надежного механизма пополнения бюджета. С 1 января 2019 года планируется новое повышение акцизов, которое приведет к подорожанию бензина еще на 5–10%.

Бензин может быть дорогим или дешевым - отнюдь не его цена определяет благосостояние людей и возможность вести прибыльный бизнес. Например, в нефтедобывающей Норвегии «девяносто пятый» бензин продается, в пересчете на наши деньги, по цене 120 рублей за литр - почти втрое дороже, чем у нас.

Не тратить меньше надо, а больше зарабатывать. По оценке агентства Bloomberg, норвежец тратит на галлон (3,79 л) бензина около 3,5% своего дневного заработка, американец - примерно столько же, а россиянин - 9,2%. По дешевизне топлива мы находимся на десятом месте в мире (Норвегия - на 60‑м, США - на 19‑м), а по покупательной способности в пересчете на тот же галлон бензина - лишь на 34‑м месте (Норвегия - на 11‑м, США - на 10‑м).

Законопроект не пройдет. Поскольку бензин будет лишь дорожать год от года, перед многими автомобилистами встает вопрос: с учетом мощностных параметров и расхода топлива? Журнал «За рулем» дает ответ: Кирилл Милешкин провел масштабные исследования, включая замеры на динамометрическом стенде, результаты - в сентябрьском выпуске. Читайте - и не переплачивайте!

О возможности резкого роста цен на бензин в 2019 году администрацию президента предупредил Евгений Аркуша – представитель владельцев независимых АЗС, занимающий должность президента РТС (российского топливного союза), направив 16 августа письмо Кириллу Молодцову.

Причины роста цен

Уже в начале 2019 г. может повториться весенний бензиновый коллапс, который вынудил в 2018 г. правительство предпринимать экстренные меры по «ручному» регулированию рынка.

Принятые решения и искусственное сдерживание цен правительством привели к ситуации, когда поставлять топливо на экспорт стало выгоднее, чем на внутренний рынок.

Резкий скачок экспортного паритета, а также падение курса национальной валюты стало причиной того, что розничные цены на бензин стали на порядок выше оптовых.

Справка! Экспортный паритет – это разница между конечной экспортной стоимостью топлива и надбавками: экспортной пошлиной, затратами на транспортировку.

На фоне такого дисбаланса и искусственного удерживания стоимости владельцы заправок понесли существенные убытки. Только за май, по данным Независимого топливного союза, в который входят трейдеры и собственники АЗС, убытки составили 12 млрд руб.

Тенденция роста экспортного паритета, несмотря на предпринятые правительством налоговые маневры, сохраняется. Предпосылками для его увеличения в 2019 г. являются:

  • увеличение налоговой нагрузки, которая ляжет на субъекты топливного рынка;
  • рост цен на нефть в мире;
  • ослабление российского рубля, вероятность чего увеличивается на фоне введения .

Также на бензиновом рынке может отразиться остановка ряда НПЗ осенью для проведения плановых ремонтных работ и ослабление или полное прекращение административного «искусственного» регулирования стоимости бензина, что связывают с окончанием выборной компании.

Но одномоментный скачек цен на бензин в начале 2019 г. может произойти прежде всего на фоне увеличения налоговой нагрузки:

  1. Увеличения акцизов с 1 января 2019 г.

Примечание! На бензин 5-го класса акциз будет увеличен до 12 314 руб. за тонну, то есть рост составит 4 101 руб.

Какие меры предприняты

О несовершенстве параметров налогового маневра, предпринятого для урегулирования цен на топливо на внутреннем рынке, также сообщает Дмитрий Махонин, занимающий должность начальника управления регулирования ТЭК ФАС. Однако работы по регулированию не прекращаются.

Так, за первые 5 месяцев 2018 г. рост составил 7,7%, только в июне стоимость бензина выросла на 2–3 руб., что вынудило правительство предпринимать экстренные меры.

Рост цен на топливо на порядок выше фактической инфляции вынудил правительство предпринимать экстренные меры:

  1. С 1 июня было отменено плановое повышение акцизов.
  2. Удержать розничные цены согласились и крупнейшие поставщики для стабилизации оптового рынка, что было подтверждено на совещании 30 мая у Дмитрия Козака – вице-премьера.

Кстати, повышение акцизов на бензин в начале 2018 г. спровоцировало волну слухов об , что в итоге оказалось фейком.

Также президентом РФ Путиным В.В. было принято решение о повышении вывозных тарифов. 19 июля было подписано постановление, на основании которого разрешается повышать стоимость нефтепродуктов, которые отправляются на экспорт, до 90%.

Отрегулированы параметры налогового маневра, касающегося нефтяной отрасли, в котором предусмотрено:

  1. Обнуление на протяжении 6 лет пошлин на нефтепродукты и нефть.
  2. Повышение до 2024 г. пропорционально налогу на добычу полезных ископаемых.

В результате нефтеперерабатывающие предприятия лишатся бюджетной дотации, которая образуется искусственно за счет разницы пошлины на экспорт нефтепродуктов и нефти.

Для поддержки нефтеперерабатывающих компаний предусмотрено введение с 1 января 2019 г. надбавок и обратного акциза, которые будут получать прежде всего НПЗ. Так, запланировано в 2019 г. покрыть 60% экспортной премии, в дальнейшем дотация составит ее половину.

На сколько вырастут цены на бензин

Однако, по мнению экспертов, «ручное» регулирование рынка не спасет от бензинового коллапса.

Как показывают статистические данные, на протяжении всего лета наблюдалось снижение цен на бензин. Но на фоне нестабильности рубля, что связано с , только за неделю с 10 по 17 августа стоимость бензина взлетела на 7%. На скачке также сказался повышенный спрос, связанный с предстоящими ремонтами НПЗ, а также рост экспортного паритета. После стабилизации рынка стоимость бензина начала незначительно снижаться с 20 августа.

Но предпосылки для увеличения цен сохранились. Только рост акцизов и НДС может привести к резкому скачку стоимости на топливо на 10%, то есть цены на бензин в начале года могут вырасти на 4,4 руб. за литр в рознице.

Но если не будут предприняты дополнительные меры по балансировке внутреннего и экспортного рынка, увеличение стоимости может начаться еще раньше – осенью 2018 г. По худшим прогнозам, цены вырастут уже к концу года, а общее повышение может достигнуть в среднем 7 руб.

Для предотвращения бензинового коллапса необходимо вмешательство на правительственном уровне. Спасение Евгений Аркушин видит в:

  • балансировке внешнего и внутреннего рынка.
  • увеличении объемов продаж нефтепродуктов;
  • либерализации цен на бензин;
  • снижении налоговой нагрузки, в том числе акцизов.

Но будут ли предприняты меры по урегулированию цен на бензиновом внутреннем рынке, неизвестно – запрос РБК по поводу обращения Аркушина к Молодцову, по состоянию на 22 августа 2018 г., остался без ответа и комментариев.

Обычно россиян не так просто впечатлить ростом цен на бензин. В народе свыклись с тем, что этот процесс необратим и подчиняется собственным законам, независимым от мировых цен на сырье. Но в последние месяцы ценообразование со стороны АЗС было чересчур агрессивным — средние темпы роста цен на бензин и дизельное топливо вплотную приблизились к 2% в неделю.

В результате проблема приобрела политический характер. С середины мая в российских регионах, от Иркутска до Дагестана, сотни водителей вышли на протестные акции.

Причем в ряде случаев эти митинги нашли поддержку со стороны местных властей. В Новосибирске пикет посетил мэр города Анатолий Локоть, а один из депутатов Заксобрания Камчатского края демонстративно пересел на коня по кличке Ракета и потребовал организовать возле парламента парковочное место для привязки животного.

Предпосылки для новых «маршей пустых канистр» формировались постепенно. По данным Росстата, с января по конец мая розничные цены на моторное топливо в среднем по стране выросли на 7-8% при общей инфляции в 1,6%. Не считая Дальнего Востока, особенно резким подорожание было Москве: на прошлой неделе средняя стоимость бензина за одну неделю выросла почти на рубль, некоторые столичные АЗС продавали литр 95-го по 47 рублей.

В таких условиях бизнесу гораздо выгоднее экспортировать нефтепродукты за рубеж, чем поставлять их на внутренний рынок. Основная доля в снижении объемов отгрузки нефтепродуктов российским заправкам, по сведениям ФАС, пришлась на «Роснефть», которая получила от антимонопольной службы предписание исправить ситуацию. В госкомпании в ответ сослались на плановый ремонт НПЗ.

К повышению привлекательности экспортной альтернативы, традиционной сезонности и ремонтным работам прибавилось двойное повышение акцизов на бензин, на которое правительство пошло в этом году. Эксперимент не удался: цены на горючее на 65-70% формируются за счет налоговых платежей (вполне нормальная ситуация для мировой практики), поэтому эффект от дополнительной индексации акцизов оказался слишком резким. Впрочем, такой результат можно было предвидеть: «Новая газета» еще в ноябре предупреждала о том, что взлет цен на бензин придется на период после завершения президентских выборов. Хотя в России государство не обладает механизмами прямого регулирования цен на топливо, неформальные политические договоренности здесь работают исправно.

В опросе ФОМ для бюллетеня ЦБ треть респондентов назвали майский рост цен на бензин «очень сильным». Инфляционные ожидания населения на ближайшие 12 месяцев выросли до 8,6% против 7,8% месяцем ранее. Подорожание бензина обладает свойством разогревать цены на все остальное, поскольку транспортная компонента заложена в себестоимость большинства товаров.

На этом фоне 22 мая правительство приняло решение с 1 июня снизить акцизы, но этого оказалось недостаточно — бензин продолжил дорожать. Неделю спустя вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий теперь топливно-энергетический комплекс, провел в правительстве экстренное совещание с крупнейшими нефтяными компаниями. Нефтяники пообещали сдерживать цены на бензин в июне в обмен на снижение акцизов на месяц раньше, чем планировалось. Акцизы на тонну топлива в начале июня будут снижены на 3000 рублей для бензина и на 2000 — для дизельного топлива. Отменят и повторное повышение акцизов, намеченное на июль (еще минус 700 рублей на тонну). Объем выпадающих доходов бюджета составит 140 мрлд рублей, что компенсируется 1,7 трлн рублей дополнительных нефтегазовых поступлений.

При этом на совещании Козак признал, что сбить цены на бензин обещанное снижение акцизов уже не поможет.

Власти рассчитывают хотя бы стабилизировать ситуацию на рынке, обеспечив паритет между экспортной и биржевой ценами на топливо. Но вполне вероятно, что даже для этого кабмину придется разрабатывать дополнительные меры по поддержке нефтеперерабатывающей отрасли. Например, предлагается внедрить систему «плавающих» акцизов, при которой сборы с нефтяников автоматически уменьшаются при достижении определенного уровня цен на нефть. Обсуждаются также более жесткие варианты: взвинтить экспортные пошлины или ограничить экспорт нефтепродуктов. Но чрезмерное увлечение «кнутом» чревато венесуэльским сценарием с пустыми заправками и расцветом черного рынка контрафактного топлива. К тому же это противоречит налоговому маневру, согласно которому экспортные пошлины должны продолжить снижаться.

У правительства пока что нет оснований для панических действий. Инфляция хоть и растет, но находится ниже целевых значений ЦБ — повышение цен на горючее прибавит к общим темпам роста цен десятые доли процента. Да и бензин в России все еще относительно дешев: 72 цента против 1,16 доллара в среднем по миру. Тем не менее психологическая отметка в 50 рублей за литр с большой вероятностью будет преодолена. А если правительство в скором времени не определится, как именно следует регулировать нефтяную отрасль, то рост цен и дальше продолжится в турбулентном режиме.

Российский рынок бензина своеобразно устроен, на нем установилась олигополия с элементами монополии, отмечает Алексей Антонов, аналитик «Алор Брокер». В цену бензина нефтяники на всякий случай закладывают, кроме акциза, другие растущие налоги, общую неуверенность в экономическом росте и вообще в стабильности экономики.

В России в среднем стоимость бензина марки Аи-92 опустилась на 1 копейку — до 41,54 рубля за литр, Аи-95 — осталась на прежнем уровне в 44,83 рубля за литр, марки Аи-98 — увеличилась на 1 копейку, составив 50,27 рубля за литр.

Конечно, дополнительные объемы могли бы существенно улучшить ситуацию на внутреннем рынке, особенно учитывая, что сейчас он премиален, и потенциал для снижения цен имеется»,

Рост цен на дизельное топливо в Новосибирской области возобновился после короткого перерыва. Литр топлива подорожал на полтора рубля за неделю.

Продолжение роста цен на дизельное топливо и бензин зафиксировали в Новосибирскстате. По данным статистиков, в предыдущий отчетный период стоимость литра топлива всех видов осталась прежней – на 12 ноября солярка стоила 47,27 рубля, как и неделей ранее. Однако на 19 ноября прирост дизельного топлива в цене составил 3,1%. Так, средняя цена литра солярки в регионе составила 48,71 рубля – это почти на полтора рубля больше.

Выросла также стоимость бензина марки АИ-98 – на 0,3%. Так, 12 ноября литр этой марки стоил в среднем 47,95 рубля, 19 ноября его стоимость составила 48,09 рубля. Цены на остальные марки бензина, АИ-92 и АИ-95, остаются неизменными – 40,43 рубля и 43,41 рубля соответственно.

«На наблюдаемых АЗС в Новосибирске бензин марки АИ-92 можно было приобрести по цене от 40,2 до 41,3 рубля за литр, марки АИ-95 – от 43,1 до 44,4 рубля за литр, марки АИ-98 – от 47,6 до 50,5 рубля за литр, дизельное топливо – от 46,8 до 53,5 рубля за литр», – сообщили в Новосибирскстате.

С начала 2018 года в России дизельное топливо подорожало на 14%, а бензин — на 9,3%. Цены резко выросли с апреля по июнь, затем стабилизировалась. Очередной рост начался в октябре.

Договоренности подразумевают не только заморозку розничных цен, но и оптовых. Для каждого региона была установлена стоимость тонны бензина и дизеля, которая считается конкурентной и дает возможность поддерживать доходность розничных независимых от крупных компаний операторов сетей АЗС на приемлемом уровне, позволяющем отпускать товар по фиксированной цене и не терять бизнес.

При этом стоимость бензина марки АИ-92 в большинстве случаев осталось без изменений. Лишь у независимого продавца ООО «Сёркл Кей Россия» цена поднялась на 1 копейку, также у ООО «Витэк» на 36 копеек. За АИ-95 на 16 копеек больше за литр придется заплатить на заправках ООО «Сёркл Кей Россия» и на 24 копейки на АЗС ООО «Витэк».

Розничные цены на дизельное топливо ускорили рост на прошлой неделе. Так, топливо на заправках подорожало на 2,2%, до 46,29 руб. за литр, к чему привел стремительный рост цен на бирже. Как и в конце прошлого года, на подорожание топлива в опте жаловались независимые АЗС, но в этом году ситуация обострилась на фоне заморозки розничных цен у крупных нефтекомпаний. В то же время цены на бензин стабильны уже две недели подряд, что произошло на фоне поручения вице-премьера Дмитрия Козака о внеплановых проверках независимых продавцов, превышающих индикативные цены более чем на 4%.

Росстат указывает, что за неделю, с 12 по 19 ноября, цена на дизтопливо на российских АЗС выросла на 1 рубль. Об этом пишет RT, ссылаясь на сайт ведомства.

Подорожание бензина сегодня 22.11.2018 г. Эксклюзивная информация.

С точки зрения потребителя такой сценарий был бы менее благоприятным, чем при относительно стабильных ценах на топливо независимо от уровня нефтяных котировок, полагает она.

Или еще о том пишут, что мэр Белогорска Мелюков пожаловался в городскую полицию, что его оклеветали: некая белогорчанка нелестно отозвалась о лексиконе главы администрации, мол, назвал жилье «жильем для быдла». И эти, и другие статьи интересны и важны, но самая-самая из них…

Так вот, самая-самая из них - о предложении ЛДПР назвать наш аэропорт в честь экс-губернаторов Кожемяко или Козлова. Аргументы весомые: именно при их правлении область достигла высоких показателей (каких именно, не расшифровывается), а значит, их имена достойны увековечения. Правда, эти экс-губернаторы еще живы, а потому, согласно условиям голосования, не имеют возможности войти в историю с этого входа. Но само по себе предложение, согласитесь, интересное. Оригинальное. Заставляющее думать, что не только Муравьевым-Амурским славна Амурская область.

Отметим также, что рост цен на топливо продолжается, несмотря на договоренность правительства с нефтяными компаниями по заморозке цен на бензин. При этом вице-премьер России Дмитрий Козак заявил 13 ноября в эфире телеканала «Россия-24», что при нынешней конъюнктуре рынка предпосылок для существенного снижения цен на бензин нет.

Потребительские цены на автомобильный бензин в среднем по России за период с 12 по 18 ноября 2018 года не изменились в процентном соотношении в сравнении с предыдущим отчетным периодом, как и неделей ранее, после повышения на 0,1% пять недель подряд. Такие данные сегодня приводит Федеральная служба государственной статистики.

Как констатирует Росстат, в целом по стране средняя потребительская цена на бензин по состоянию на 19 ноября осталась на уровне 12 ноября в 43,47 рубля (с 6 по 12 ноября средняя розничная цена бензина также не менялась).

И так - повторюсь - целых две страницы. Дочитал текст и досмотрел иллюстрации до самого конца. Еще раз поглядел на заголовок - точно об Украине пишут, не о нас? Успокоился: об Украине. Там же был евромайдан.

За прошлую неделю цены на дизельное топливо продолжили расти, подскочив сразу на 2,2%, до 46,29 руб. за литр, следует из данных Росстата. Предыдущие три недели максимальный рост составлял 0,4%, за год дизтопливо подорожало на 14%. В то же средняя розничная цена на бензин не меняется уже вторую неделю подряд и составляет 43,47 руб. за литр. В частности, литр Аи-92 стоит 41,54 руб., Аи-95 - 44,83 руб. Среди федеральных округов наиболее высокие темпы роста цен на бензин были характерны для Сибирского ФО, где высока доля независимых АЗС, пишет ИКСИ в своем аналитическом материале на основе данных Росстата, наименьшие темпы роста цен на автомобильный бензин сложились в регионах Дальневосточного ФО. В определенной степени это связано с тем, что во многих обследуемых Росстатом дальневосточных городах уровень цен на бензин традиционно превышает средний по стране, говорится в исследовании.

При этом независимые АЗС опасались, что рост биржевых котировок на дизтопливо продолжится, и при вынужденном повышении ценников на заправках будут падать обороты продаж. Сейчас же биржевая стоимость дизтоплива находится на уровне начала октября (56,9 тыс. руб. за тонну). Существенный рост цен на зимнее дизельное топливо традиционен из-за небольшого объема предложения.

Подорожание бензина срочные новости чегодня. .

Российский топливный союз предлагал вице-премьеру Дмитрию Козаку отменить заморозку цен на АЗС, но этого так и не было сделано. В то же время «Роснефть» выступила главным лоббистом увеличения давления на независимые АЗС в условиях заморозки цен в рознице крупными нефтекомпаниями, обвинив независимых продавцов в завышении цен. В итоге контроль был ужесточен: по итогам совещания у вице-премьера Дмитрия Козака ФНС и ФАС были поручены внеплановые проверки независимых продавцов, которые держат цены выше индикативных более чем на 4%.

В «Российской газете» пишут о том, что тарифы на звонки и интернет могут вырасти на 10-15 процентов. Вообще, ежедневно читая газеты, могу со всей ответственностью сказать, что можно не публиковать отдельные статьи о подорожании электроэнергии, связи, услуг ЖКХ, винно-водочных изделий, колбасы и проч., проч., проч. Надо в какой-нибудь «главной» газете просто однажды раз и навсегда написать: подорожает все. Или еще проще: подорожает жизнь. И на том заняться изучением других проблем. Кстати, о других сейчас и расскажу.

«Амурскую правду» сегодня надо читать прямо построчно, побуквенно, внимательно относясь к каждой публикации - что ни материал, то повод для конспектирования. Вы узнаете, что область объявила войну нелегальным торговцам, подпольным хостелам и китайским туристам, поменявшим посещение многочисленных музеев на незаконные сельхозработы.

Минэнерго, Федеральная антимонопольная служба, нефтяные компании и независимые НПЗ на встрече в конце октября согласовали меры по стабилизации цен на топливном рынке. Была достигнута договоренность, что цены до конца года останутся на уровне конца мая — начала июня, а затем будут расти в пределах годовой инфляции.

Подорожание бензина в этом году. .

Владельцы АЗС вспомнили об акцизах

На топливном рынке случился маленький «пожар». После того как в Санкт-Петербурге на товарно-сырьевой бирже оптовые цены на бензин достигли исторического максимума, трейдеры заговорили о резком, на 5 руб. за 1 литр, подорожании цен на АЗС. Чтобы пресечь панику, ФАС перешла на язык ультиматумов. Насколько это поможет?

Предвыборный фактор

До окончания президентской гонки мало кто беспокоился за ценники на автозаправках. Все было стабильно и предсказуемо. «До выборов президента сделано все, чтобы цены на топливо не увеличивались», - отметил аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев.

Хотя налоги (на добычу полезных ископаемых, НДС, на прибыль, акцизы) - главный фактор ценообразования - выросли. Так, с 1 января 2018 года ставка акциза на бензин класса 5 увеличилась на 10,7%, на дизтопливо - на 8,4%. В пересчете на литр топлива ценники должны были подняться в среднем сразу на 50 копеек. Но цены на АЗС «замерзли».

Как сообщил Росстат, средние потребительские цены на бензин в России не меняются 11 недель подряд, а с начала года бензин подорожал на 0,4%. Цены на дизельное топливо не менялись 8 недель подряд. С начала года они поднялись на 1,2%. Заметнее всего прибавил в цене бензин на Северном Кавказе и в Сибири. В конце марта, по данным Thomson Reuters Kortes, 1 литр бензина марок Аи-92 и Аи-95 в рознице стоил 38,25 руб. и 41,06 руб. соответственно.

Такая «заморозка» выглядит немного странно. Ведь из-за налогового маневра правительства доходы нефтяников в рознице и нефтепереработке неуклонно сокращаются. По оценке Vygon Consulting, среднеотраслевая маржа НПЗ в России в 2015 году была $3,5 за баррель, а в 2016-м снизилась до $1,7 за баррель. Сейчас нефтяным компаниям выгоднее продавать нефть и нефтепродукты за рубеж за твердую валюту, чем наращивать мощности по нефтепереработке и развивать розничную сеть.

Сигнал тревоги

В течение двух последних недель, сразу после выборов, на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже бензин стабильно дорожал. Так, с 13 по 19 марта средняя цена на Аи-92 выросла на 962 рубля - до 42 тыс. 541 рубля за тонну, на Аи-95 - на 673 рубля, до 44 тыс. 405 рублей за тонну. Топливо продолжило дорожать и в конце марта, пока не достигло исторического максимума.

Нефтяные компании наперегонки продавали нефть и нефтепродукты за рубеж. ФАС вынуждена была демонстративно показать «желтую карточку» «Сургутнефтегазу» за рост экспорта бензина на фоне неудовлетворенного внутреннего спроса на этот товар. «Сейчас в России присутствует превышение спроса над предложением. Отчасти эта проблема связана с тем, что не все нефтяники завершили модернизацию оборудования для увеличения глубины переработки топлива. Отчасти же предложение на внутреннем рынке недостаточное из-за того, что многие компании предпочитают продавать топливо за рубеж, где оно заметно дороже», - считает Алексей Коренев.

Но настоящий гром грянул 29 марта, когда Илья Мороз, предправления совета по товарным рынкам, объединяющего независимых трейдеров, обратился от имени организации к ФАС, заявив, что политика крупных игроков по созданию искусственного дефицита на рынке может привести к росту цен до 5 руб. за литр уже этим летом. «Если такая динамика продолжится, то независимые АЗС просто прекратят торговать топливом», - предупредил Мороз.

Глава антимонопольной службы Игорь Артемьев оперативно осадил эксперта: «У нас нет дефицита бензина... если цена пойдет наверх, мы оштрафуем всех». Его поддержал вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, курирующий в правительстве вопросы переработки углеводородов, исключивший возможность значительного роста цен на бензин: «Нет никаких поводов для резкого увеличения цен, небольшие колебания могут быть, потому что мы повышали акцизы, конечно, это постепенно перекладывается».

Все выше и выше

Однако с аргументами чиновников не согласны независимые эксперты. «Накануне выборов Президента РФ нефтяники, следуя негласной установке контролирующих органов, взяли дополнительную нагрузку на себя. Но экономические законы неумолимы - недополученная прибыль будет все равно компенсирована за счет потребителей», - подметил заместитель председателя комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности Юрий Станкевич. На его взгляд, в апреле и мае, в период роста сезонного спроса, ценники будут плавно подниматься.

Напомним, второе повышение акцизов в текущем году предусмотрено с 1 июля: бензин класса 5 подорожает на 6,0%, дизельное топливо - на 7,7%. «Акциз по своей экономической природе есть налог на потребление, который напрямую закладывается в стоимость топлива. Как только у нас меняются акцизы, следует ожидать, что и ценники со временем подрастут соответственно», - добавил Станкевич. Так что с середины лета 1 литр топлива, скорее всего, подорожает еще на 50 коп.

«Рост цен на бензин и дизельное топливо в 2018 году будет заметно обгонять темпы инфляции. Что бы нам ни обещали с высоких трибун, иного способа - получить дополнительные и гарантированные доходы - у государства просто нет. Вероятнее всего, к концу текущего года стоит ожидать, что стоимость бензина Аи-92 поднимется до уровня примерно в 42–45 руб., а Аи-95 - до 44–46 руб. Где-то на этом же уровне, 44–47 руб., будет стоить дизельное топливо», - уверен Алексей Коренев.

С подобным прогнозом в целом согласен и директор Центра тарифного регулирования в сфере энергетики ВШТР РЭУ Иван Капитонов: «Цены на 92-й бензин в этом году превысят психологическую отметку 40 руб. и достигнут 44 руб. за литр к концу года по Москве».

В соответствии с планами правительства рост акцизов запланирован не только на текущий год, но и на последующие годы. Как считает Алексей Коренев, скорей всего, и размеры, и сроки изменения акцизов будут пересматриваться если не в текущем, то в следующих годах почти наверняка.

Отметим, что влияние других факторов, например цены барреля нефти, будет ограничено. Очень часто у водителей возникает вопрос: «Почему ценники на АЗС растут, когда снижается стоимость нефти на мировом рынке?» «65% в цене топлива составляют налоги, которые изымает государство. Эта цифра приведена в официальном разъяснении ФАС. Остальные 35% приходятся на нефтепереработку, транспортировку, операционные затраты, связанные с реализацией нефтепродуктов, и себестоимость нефти. Доля последней в процентном отношении очень незначительна, так что колебания на мировых биржах практически не влияют на розничные цены», - разъяснил Юрий Станкевич.

10% контрафакта

Помимо повышения цен на топливо многих водителей также беспокоит «паленый» бензин. На сегодняшний день на территории России находится около 15 тыс. автозаправок. Из них только 40% принадлежит ВИНК (вертикально интегрированные нефтекомпании: добыча, переработка, розница). Остальная доля розничного рынка принадлежит независимым компаниям. Но по «показателю пролива» (топливо, проданное через одну АЗС) пропорция обратная: ВИНК продают больше - их доля в продажах около 60%.

При этом ВИНК находятся в зоне постоянного внимания надзорных ведомств и общественности, что побуждает их к развитию внутренних систем контроля качества топлива на АЗС. «Риск нарваться на контрафакт на заправках независимых компаний значительно выше. Минимальная рентабельность розницы (до 5% при наилучшем сценарии) вкупе с перманентным ростом налоговой нагрузки зажигает зеленый сигнал светофора на магистрали «серого» (зачастую - подчеркиваю - вынужденного становиться «серым») бизнеса», - говорит Станкевич.

Миллионы тонн контрафактной продукции - это вам не Василии Алибабаевичи, заправляющие по ночам украдкой автомобиль нерадивого водителя-любителя. Это десятки и сотни мини-НПЗ и нефтебаз, снабжающих напрямую, минуя брендированные АЗС, муниципальные предприятия общественного транспорта, сельхозпроизводителей. Это огромный товарно-денежный поток, о котором подробно осведомлены региональные власти, территориальные правоохранительные и надзирающие структуры.

По экспертным оценкам, которые неоднократно подтверждались данными Минэнерго и Росстандарта, ежегодный оборот некачественного топлива в нашей стране может достигать 7–10 млн тонн, что соответствует примерно 10% от общего объема внутреннего потребления. Это колоссальные деньги - 300–350 млрд рублей.

«По данным РСПП, сформированным на основе опроса владельцев, менеджеров ВИНК и независимых участников рынка, наибольший объем контрафакта реализуется в Приволжском и Южном федеральных округах», - сообщил Юрий Станкевич. По его мнению, в Москве ситуация лучше в силу высокой конкуренции в борьбе за потребителя, а также многолетней системы экологического контроля, созданной еще при мэре Лужкове.

В Росстандарте отмечают изменение ситуации на рынке в лучшую сторону: число выявленных нарушителей было сокращено более чем в 2 раза - с 42,5% в 2015-м до 18% в 2016 году. В этом году чистого бензина на АЗС станет еще больше. С января этого года вступили в силу поправки в КоАП, ужесточающие ответственность за реализацию суррогатов, вплоть до оборотных штрафов и приостановления деятельности АЗС. Кроме того, расширен перечень подакцизных товаров и увеличены ставки на средние дистилляты (основу, используемую при выпуске суррогатов топлива). Органы власти и компании рассчитывают, что данные решения приведут к сокращению контрафакта на рынке.