Анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» Тютчева. Анализ стихотворения "с поляны коршун поднялся" по плану




В 6-м классе ученики продолжают знакомство с лирическими произведениями из сокровищницы русской литературы и более детально изучают творчество поэта Федора Тютчева. Многие поэтические тексты этого автора являются небольшими по объему, но весьма содержательными, поэтому проведение их анализа может вызвать ряд затруднений. Школьники могут попросту не понимать, о чем писать объемное сочинение, когда сам текст включает в себя всего 8 строчек. Но выход из данной ситуации есть. Рассмотрим в качестве примера анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» Тютчева по плану.

План

Прежде всего, поэтический текст следует выразительно прочесть. Лучше всего, если это сделает преподаватель на уроке, однако, если такой возможности нет, то можно прочитать стихотворение самостоятельно. Чтение вслух поможет осознать настроение текста, понять мысли и чувства автора.

Для анализа стихотворения «С поляны коршун поднялся» лучше всего придерживаться такого плана:

  1. Краткая информация об авторе, история создания текста.
  2. О чем говорится в лирическом тексте.
  3. Основное настроение. Какие чувства передает поэт через стихотворные строки?
  4. Какие выразительные средства используются для передачи настроение? Привести их примеры, отметить наиболее интересные и необычные.
  5. Какова тема поэтического текста? В чем состоит его идея (основная мысль)?
  6. Описать собственные чувства, которые вызывает поэтический текст.

Этот план поможет всесторонне проанализировать произведение, понять его идею, разобраться с тем, что хотел донести до своих читателей автор. Используя его, мы далее проведем анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся».

Краткая информация об авторе и произведении

Чтобы лучше понять идею и настроение текста, следует разобраться в том, какие именно жизненные обстоятельства побудили писателя его написать. Так, при проведении краткого анализа стихотворения «С поляны коршун поднялся» следует упомянуть, что Тютчев в этот период совершал по долгу службы поездки во Францию и Германию, искренне восхищался Мюнхеном, но при этом тосковал об оставленной родине. Поэт не мог разобраться, почему на душе его тяжело, чего именно не хватает ему для счастья. Эти размышления и вылились в поэтический текст, написанный в 1835 году.

Следующий шаг анализа стихотворения Тютчева «С поляны коршун поднялся» - определение того, о чем говорится в тексте. Лирический герой видит полет горделивой птицы, которую сама природа превознесла над привязанными к земле людьми. Коршун может улететь, а человек - нет. Герой невольно задумывается о том, что человек не так уж велик и могущественен, каким хотел бы себя считать. В противостоянии человека и природы победа остается за последней.

Основное настроение

Лирический герой испытывает восхищение и тайную зависть по отношению к свободной птице. Полет коршуна символизирует для поэта подлинную свободу от проблем, гнетущих человека. Сам текст одновременно дышит и радостью, ведь лирический герой наблюдает подлинно прекрасное явление, и грустью, поскольку улететь ввысь за горделивой птицей он не сможет.

Коршун стремится в небо, в прекрасную и опасную даль, а «царь земли», как Тютчев иронично называет человека, вынужден оставаться на пыльной земле. Говоря так, автор сожалеет о природной ограниченности людей, которые не смогут покорить небо. Поэтому в тексте звучат нотки грусти и тоски.

Выразительные средства

Продолжить анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» следует определением изобразительно-выразительных средств, которые помогают поэту облечь свою мысль в прекрасную запоминающуюся форму.

  • Первая и вторая строки рифмуются.
  • Третья и четвертая - тоже.

Размер стиха, который использует Тютчев, - четырехстопный ямб, любимый еще одним великим русским поэтом - Пушкиным.

Поэт использует параллелизм: если первая строфа показывает читателю полет коршуна, то во второй событий и описаний нет, присутствуют только горестные размышления лирического героя о бренности земного существования. Подобный принцип параллелизма довольно широко используется в творчестве Тютчева.

Средства выразительности используются редко, но каждое из них имеет особое значение:

  • «Живые» (крылья) - эпитет. Передает особое настроение глубинной свободы, которое присуще птице, но которого недостает герою.
  • Олицетворения «ушел за небосклон», «взвился» Тютчев использует, говоря о коршуне и подчеркивая свое восхищение этой птицей, а также силой природы, в ней воплощенной.
  • Метафоры «природа-мать», «царь земли» являются клише, но если первая передает восторг поэта, то вторую метафору он использует явно с иронией.

Таким образом, использование приемов выразительности позволило Тютчеву выразить в образе птицы свое представление о вольной и свободной душе, которая наслаждается полетом над пыльной землей. Так и человек, по мнению поэта, жаждет воли, но не достигнет ее.

Тема и основная мысль

Теперь начинается самый сложный, но интересный этап анализа стихотворения «С поляны коршун поднялся». Необходимо определить его тему и идею.

Тема - полет коршуна в небеса и молчаливое наблюдение за ним со стороны лирического героя, который, при всем своем восхищении, испытывает чувство грусти, ведь он, в отличие от горделивого хищника, не в состоянии вознестись далеко ввысь над земными проблемами.

Идея - это основная мысль, то есть то, ради чего написан лирический текст. В стихотворении Тютчев делится с читателями своими самыми сокровенными мыслями о том, что быть человеком, царем природы, конечно, хорошо, но вот внутренней свободы и способности летать (под которой опять же подразумевается свобода), у него нет. Не стоит думать, будто Тютчев сожалеет о том, что люди не летают, под образом крыльев поэт подразумевает свободу мыслей, умение жить, не оглядываясь на мнение общества, не боясь чьего-либо осуждения.

Завершение анализа

Анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» Тютчева кратко следует завершить подведением итогов и самостоятельными выводами.

Очень важно отметить, что, будучи за границей, Тютчев мог сравнить то, как живут европейцы, и то, как вынуждены жить его соотечественники, и эта разница не могла не поразить его. В России тех времен свобода слова и мысли очень жестоко каралась.

Несмотря на это, будучи истинным патриотом, поэт не стремился остаться на вольном Западе, напротив, всей душой он рвался на родину, хотя, вероятнее всего, порой и сам не понимал, зачем. Его стихотворение дышит грустью и печалью, но отчаяния и ощущение безысходности в нем нет, тоска лирического героя по свободе легка и возвышенна.

Таков пример анализа стихотворения «С поляны коршун поднялся» по заранее определенному плану.

Та же мысль о всеобщем законе природы, о единстве и гармонии в ней, только выраженная более остро и прямо отнесённая к человеку, свойственна и этому стихотворению, одному из самых глубоких в лирике поэта.

Коршун легко и свободно стремит свой полёт к небу. Он поднялся так высоко, что его уже не видно - «ушёл за небосклон». А человек, который тоже бы хотел взлететь и устремиться ввысь, не может, хотя он и «царь земли», этого сделать, потому что природа не дала ему крыльев.

Мысль Тютчева связана не только с физическими, природными возможностями коршуна и человека. Тютчев с горечью пишет о том, что человек не может слиться с природой. Кроме того, небо в поэзии означает высокий идеал, которого человек хочет достигнуть. Коршун без усилий поднимается высоко, а человек, даже наделённый крылатой мыслью, остаётся приросшим к земле, и идеал оказывается для него недосягаемым. В других стихотворениях поэт напишет и о торжестве мысли, способной унести человека за край земной, в область желанного идеала.

    С поляны коршун поднялся,
    Высоко к небу он взвился;
    Всё выше, дале вьётся он
    И вот ушёл за небосклон.

    Природа-мать ему дала
    Два мощных, два живых крыла -
    А я здесь в поте и в пыли,
    Я, царь земли, прирос к земли!..

Вопросы и задания

  1. Как вы считаете, прочитанное вами стихотворение - пейзажная зарисовка или переданное в образной форме размышление о жизни человека? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.
  2. Как вы думаете, почему в последней строке стихотворения Тютчев употребляет торжественную, устаревшую форму «к земли» вместо современной, употребляемой в разговорной речи формы «к земле»?

    С каким настроением (торжественным, грустным, радостным) вы будете читать стихотворение вслух? Если настроение будет меняться по мере чтения, то как?

Стихотворение «С поляны коршун поднялся...» написано в период дипломатической службы Тютчева, драматических личных отношений и глубоких раздумий о жизни и свободе человека. Это короткое стихотворение вызвано мыслью о естественной воле птицы и плене человеческого существования. Тема стихотворения по существу романтическая и восходит к традиционному сопоставлению вольной птицы — орла — и человека-узника. В стихотворении Пушкина «Узник» (1822) лирический герой обретает полную свободу, душой сливаясь со стихией ветра, образы человека и орла в нём неразличимы. В стихотворении А.Д. Илличевского, лицейского товарища Пушкина, «Орёл и человек» (1827) поэтический вывод иной: «орёл под своды неба вьётся», а человек «пресмыкается в пыли».

Почему столь по-разному решается поэтическая тема вольной птицы и участи человека? Разумеется, это зависит прежде всего от мироощущения и настроения поэта, однако важен также и философский взгляд, определяющий мысль художника. Ведь самый главный вопрос жизни — это вопрос внутренней свободы, от которой зависит всё наше существование: труд, творчество, любовь, дружба. Эти разные поэтические решения одной темы едины в том, что для человека стремление к свободе естественно, независимо от того, торжествует ли его душа в полёте к ней или тоскует в неспособности оторваться от душной повседневности и её плена.

В своём стихотворении Тютчев уходит от романтической трактовки темы: во-первых, традиционный образ орла сменяется образом коршуна, с которым в фольклоре связаны зловещие интонации и мотивы. Во-вторых, у Тютчева звучит не столько жалоба на то, что человека удерживает паутина земной жизни и он не может вырваться из неё из-за своих слабостей, сколько упрёк природе, которая не дала ему силы, способной преодолеть притяжение земли. Стихотворение Тютчева — это протест против унизительного положения человека в мире. Последняя строка: «Я, царь земли, прирос к земли!..» — оксюморон. Вероятно, именно на немощность «царя земли» обратил внимание при чтении стихотворения Л.Н. Толстой, подчеркнув эту строку.

Стихотворение развивается в такой последовательности: первая строфа живописует яркую динамичную картину жизни. Воплощение природной силы дано в образе хищной птицы, царящей в полёте, — Тютчев передаёт движение и власть коршуна над стихией нарастающими по интенсивности действия глаголами: «поднялся — взвился — вьётся — ушёл за небосклон». Далее следует рассуждение, основанное на сравнении мощных, живых крыльев коршуна — подарка матери-при-роды — с жалкой участью обделённого, слабого человека. Заканчивается стихотворение страстной фразой, содержащей и сарказм, и протест: «А я здесь в поте и в пыли, // Я, царь земли, прирос к земли!..»

Написал стихотворение «С поляны коршун поднялся» в 1835 году. Это был так называемый второй период в творчестве поэта. Жизнь его протекала в то время за границей, в Мюнхене. Он служил камергером. Работа не занимала много времени, и Тютчев в свободное время писал стихи и занимался делами дома и семьи. Стихотворение получилось изящным, кратким, афористичным.

Главная тема стихотворения - отношение человека к природе, к свободе, воле, к себе, к своему предназначению на земле. Мы наблюдаем острую, болезненную зависть человека к птице как к живому произведению природы. Зависть эта не чёрная, она благородная и искренняя. В ней слышится восхищение свободным полётом коршуна, его независимостью и безразличием к земным заботам. Коршун поднимается с поляны гордо и равнодушно, небо влечёт его инстинктивно. Тютчев стихотворением хотел донести до читателя никчёмность чрезмерной человеческой суетливости. Оказывается, сила живущего - в смелом прыжке, во взмывании вверх, в преодолении условностей и помех. У поэта коршун не просто птица, а птица - высокого полёта. Тютчев между строчками призывает людей жить свободно, широко, в гармонии с собой, с совестью и миром, который даёт человеку многолетний приют.

Сюжетную линию стихотворения можно разбить на событийные отрезки:

  1. Поляна. На ней сидит коршун.
  2. Коршун медленно отрывается от поляны. Взмахи крыльев его пока медлительны и грациозны.
  3. Птица мгновенно набирает обороты. Взвивается в небо, как стрела.
  4. Коршун летит всё выше, становится точкой и исчезает в облаках.
  5. Автор размышляет о том, что природа благосклонно когда-то подарила коршуну отличное средство для полёта - сильные, быстрые крылья.
  6. Автор разочарованно сетует о жизни человека на земле. Он не понимает, почему царь земли - человек прирос к ней мёртво и трудится на её благо в суровых жизненных условиях. И почему простая птица так счастлива в своём поднебесье.

Чтобы определить размер стихотворения, нужно разбить строчки на слоги:

спо-ля-ны-кор-шун-под-нял-ся
вы-со-ко-кне-бу-он-взвил-ся
всё-вы-ше-да-ле-вьет-ся-он
и-вот-у-шел-за-не-боск-лон
при-ро-да-мать-е-му-да-ла
два-мощ-ных-два-жи-вых-кры-ла
а-я-здесь-впо-те-ив-пы-ли
я-царь-зем-ли-при-рос-кзем-ли!

Ударение падает на 2, 4 и 8 слоги. Слоги чётные. Вывод: это ямб с конечным пиррихием . Стихотворение состоит из двух четырёхстрочных строф. В первой строфе - наблюдение за полётом коршуна. Во второй - размышление автора о несправедливом решении матушки-природы. Рифма - смежная (рифмуются соседние строчки: 1 и 2-ая; 3 и 4-ая), мужская (рифмуются последние ударные слоги).

В стихотворении есть эпитет «живые крыла» (энергичные, здоровые); олицетворения - «коршун взвился, вьётся» , «ушёл за небосклон» , «природа-мать дала» , «прирос к земли» ; устойчивые метафоры - «природа-мать» , «царь земли» .

Образ лирического героя - образ человека, стремящегося к независимости и свободе. В образе коршуна собрано представление о вольной, беспечной жизни. Воля и свобода сравнивается с небом, с полётом, с личным, неприкосновенным пространством, с правом выбора жизненной территории.

В поэтической направленности стихотворении «С поляны коршун поднялся» прослеживаются и признаки европейского романтизма , и ноты чисто русского лиризма. Один из самых ярких литературных критиков 20 столетия Юрий Тынянов считал, что почти все стихи Тютчева - это «сжатые оды». Сложно назвать разбираемое стихотворение одой, даже сжатой. Но что-то героическое в нём всё-таки есть. Лучше всего отнести его к элегии, так оно проникнуто грустью и лёгкой печалью.

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
  • «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева
  • «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева
  • «Я встретил вас», анализ стихотворения Тютчева
Федор Иванович Тютчев всю свою жизнь провел на государственной службе, и главным делом его жизни была политика – он работал дипломатом за границей, а затем цензором в министерстве иностранных дел, писал публицистические статьи на злободневные политические темы. Стихи же поэт создавал в свободное от важных дел время – и это были не оды, а короткие, емкие стихотворные блоки из нескольких четверостиший. Периодически он их печатал, но без особого успеха.

Особого значения написанию стихов Тютчев не предавал – был период, когда он был занят публицистикой и писал трактат на тему политических взаимоотношений России и Запада, и о стихосложении практически не вспоминал. О творчестве Тютчева заговорили только тогда, когда господину статскому советнику было лет пятьдесят.

Как же он вообще стал этим заниматься?

Вроде бы склонность у Федора Ивановича была больше к прозе, и вовсе не к литературной. А дело было вот в чем. Тютчев, как и многие юноши его времени, обучался дома. Среди занимавшихся с ним учителей был один – поэт Сергей Раич, который старался поощрять стихотворные наклонности своего воспитанника. Потом поэт продолжил свое гуманитарное образование в Московском университете на факультете словесности, а также был членом «Общества любителей российской словесности», в котором состоял и Александр Сергеевич Пушкин.

С поляны коршун поднялся...

Анализ стихотворения

В первом четверостишии перед читателем развертывается картина – коршун, до этого мирно сидящий на поляне, решил взлететь. Он поднимается в небо, взлетает все выше и выше в небесную синь. Слова звучат размеренно, плавно, передавая спокойствие и безмятежность полета коршуна. Даже можно провести аналогию с кинофильмом – идет показ общего плана, одной из картинок, подсмотренных в природе.

В первой строчке идет описание коршуна в начале полета, как он поднимается вверх. Во второй строчке передано движение птицы в определенном направлении, а именно «в небо». Третья строчка продолжает описывать процесс движения, на что указывает слова «выше» и «дале». Картина становится более широкой – небесный простор занимает большую часть картины, а коршун становится все меньше. В четвертой строке коршун уходит за пределы возможностей человеческого зрения.


Логическим завершением первого четверостишия становится слово «ушел», на котором происходит смена кадра, как в кинофильме – вот только что коршун взлетал в вышину и раз! – он исчезает из поля зрения лирического героя.

Во втором четверостишии картина меняется – на первый план выходят размышления поэта о том, что он увидел. Здесь описывается противопоставление природы и человека. А общий план меняется на крупный, правда, только в воображении лирического героя.

В первых двух строках раскрыт образ коршуна, как части природы. Сначала все заслоняет фигура птицы, у которой «два мощных, два больших крыла». Здесь поэт отмечает силу коршуна, данную ему самой природой, и затем сравнивает свободную птицу с человеком. И сравнение получается не в пользу последнего.

В третьей строке поэт пишет про то, где находится сам человек и как он себя ощущает. Птица сильна, у нее огромные могучие крылья, позволяющие взлететь высоко в небеса. А что же человек? Да вот же он сидит, «в грязи и в пыли», мечтает воспарить так же, как и увиденная им птица, да никак не может. А все потому, что «прирос к землипЂ‰». Выражение «царь земли» поэт употребляет в ироническом смысле, так как тот, кто обладает властью над землей, не может сидеть в грязи и не иметь возможности сдвинуться со своего места.

А в четвертой строке выражена самая главная мысль стихотворения. Так называемый царь земного мира, титул, который человек сам себе присвоил, лишен настоящей свободы, которая есть у настоящих детей природы. И участь человека – быть навечно приросшим к земле, к грязи и пыли и лишь мысленно возноситься в небо.

Если в первом четверостишии читателю показана величественная и торжественная картина летящего коршуна, в которой поэта обуревают восторженные эмоции, то во второй строфе все меняется. Здесь проявляются нотки сожаления об отсутствии у человека возможности стать подобным этой птице, а также зависть к тому, что коршун может быть полностью свободным и имеет для этого все данные ему матерью-природой возможности. В финале идет грустная мысль о том, что человек лишен тех возможностей, которые есть у настоящих детей природы, и вынужден существовать навечно приросшим к среде своего обитания.

Основная мысль

Стихотворение «С поляны коршун поднялся» с одной стороны отражает философский взгляд человека на природу, раздумья о месте человека в ней. Коршун, природное творение, может взлетать в небеса, когда только захочет. И нет никого, кто мог бы ему это запретить.

Поэт с восторгом наблюдает за процессом полета до тех самых пор, пока коршун не исчезает из виду. Он восхищается способностью птицы свободно возноситься над миром и хотел бы так же точно воспарить над всей суетой. Небо в данном случае представляет собой символ свободы, той самой свободы, до которой никогда не дотянуться человеку.

Но почему же человек, тот самый венец творения, высшее существо, не может быть столь же свободным, как этот коршун, который поднялся ввысь и улетел туда, куда ему самому захотелось. Ведь человек тоже часть природы, но не дано ему стать с ней одним целым.

Основная мысль стихотворения заключена как раз в его последней строчке. В ней присутствует противоречие – «царь земли», владеющий и повелевающей ею, не может существовать без нее до такой степени, что сам к ней и прирос. И сжигает его тоска по небесным просторам, и завидует он детям матери-природы, способным парить над землей.

Тяжело быть царем земным, ведь земля не отпускает, а небо ему неподвластно. Прирос человек к юдоли земной, всеми своими чувствами и мыслями, и никак не может вырваться за пределы так называемого круга земных забот.

Особенности стиха

Стихотворение короткое и состоит всего из двух четырехстрочных блоков. Эти блоки строгие и весьма емкие, насыщенные образами, в них нет ничего лишнего. Этими восемью строчками поэт смог показать картину противопоставления человека и природы.

Оно написано четырехстопным ямбом, имеет четкий ритм и практически лишено пауз между словами. Глаголы «взвился», «поднялся» и «вьется» призваны передать динамику повествования. Поэт намеренно использует ударения на окончания слов - поднялсяпЂ‰, взвилсяпЂ‰. Это придает торжественность стиху и не позволяет прерваться размеренному ритму строк, что обязательно бы произошло, если бы ударение стояло там, где обычно.

Архаичное даже для того времени, в котором проживал Тютчев, слово «дале» только подчеркивает торжественность всего стихотворения. Указание на то, что природа является для коршуна матерью, призвано отметить связь гордой, свободной птицы и породившей ее вселенной. Синтаксическое удвоение – повторение «два мощных, два больших» указывает на величие и силу коршуна.

История написания

Находясь на дипломатической службе, Тютчев провел за границей более двадцати лет. Его жизнь вдали от родных пенат не была тяжелой – он занимался любимым делом, вместе с ним была его семья, а город Мюнхен за такой долгий период времени так и вообще стал как родной. Казалось бы – все прекрасно, живи да радуйся! Но все же поэта посещали грустные думы относительно существующего порядка вещей, что понятно по творчеству того периода.

Ибо любой творческий человек - как приемник, поглощающий сигналы, приходящие из внешнего мира. Что-то проходит мимо, а что-то задевает так сильно, что становится поводом для осмысления, а поразившее поэта событие становится источником переживаний, выливающихся затем в стихотворную форму.

Вот и обычная, в общем-то, картина взлетающего с земли коршуна стала для поэта предлогом для размышлений о том, что на самом деле нет у человека свободы. Вся его жизнь подчинена правилам и предписаниям, он всегда вынужден поступать как должно, а не так, как ему хочется. Он привязан к своему земному существованию и даже мысленно не в силах воспарить над суетой сует и уйти «за небосклон», в мир чистой истины.

Если брать все стихи, написанные в тоже время, что и стихотворение «С поляны коршун поднялся» - а это 1835 год, то все они посвящены природе. Поэт наблюдает за ней, пытаясь понять тайные силы, которые движут всем живым в природе и место человека в ней. Не всегда его размышления грустны и полны сожалений, но всегда в его произведениях человек отделен от природы, хотя и стремится увидеть себя в ней.
Заключение

Несмотря на относительно спокойную жизнь достаточно обеспеченного, а главное, занятого любимым делом человека, Тютчев не мог избавиться от грустных размышлений о несправедливости земной жизни, и о том, что человек лишен настоящей свободы. Возвысившись над природой, человек утратил связь с ней, потерял возможность получать от нее силы и поддержку. Положение «царя земного», властвующего над всеми остальными природными формами, вовсе не гарантирует свободы в действиях. Царь даже не может сверху посмотреть на свои владения, а вот коршун может обозреть землю с высоты.

Здесь можно провести параллель с библейским рассказом об изгнании из райского сада. Зависть к коршуну в небе – это тоска по утраченному раю, грусть по тому, что давным-давно потеряно и невозможно вернуть. И эта неразделимость человека с землей как раз и является наказанием за непослушание Богу. Человек «в поте и в пыли» должен работать, дабы прокормить себя и обеспечивать свое существование. И ему останется только с тоской наблюдать за летящими в небе птицами, горько сожалея об утраченном рае.