Анализ программы специальной коррекционной школы 5 вида. Как дифференцируются образовательные программы в первом и втором отделениях школы V вида





Предварительный просмотр:

Особенности обучения и воспитания

детей в школе V вида

Целью специального образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в частности с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР), является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе. Приобретённые в школе умения позволят речевым детям рационально и эффективно применить свои знания в реальной жизненной ситуации, самостоятельно добиться поставленных целей. Организация учебной деятельности как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя, тесно связана с проблемой развития его речи .

Разговорная речь детей, поступающих в школу в большинстве случаев малословна, тесно связана с определённой ситуацией. У детей с ОНР, а именно у учащихся школы V вида, к началу школьного обучения недостаточно сформированы языковые средства, задерживается формирование коммуникативной и обобщающей функции речи. Эти особенности речевого развития учащихся определяют специфику обучения в школе V вида. Основным учебным предметом, который служит в наибольшей степени коррекционным целям, является начальный курс русского языка. Содержание уроков по этому предмету в специальной школе имеет несколько направлений: устранение нарушений речевого развития, организацию речевой практики, обучение письму и чтению, систематическое изучение сведений по грамматике, правописанию, подготовку к дальнейшему усвоению русского языка как предмета. В процессе специального обучения языку осуществляется также развитие познавательной деятельности на материале речевых фактов, постепенное формирование отвлечённого словесного мышления, создание прочной основы для дальнейшего повышения образовательного и культурного уровня учащихся.

Основная задача развития речи состоит в том, чтобы приблизить учеников к уровню практического владения родным языком в норме, т.е. научить пользоваться речью как средством общения. С этой целью систематически проводится совершенствование форм речевого общения и средств языка по следующим взаимосвязанным направлениям:

а). развитие у детей различных видов устной речи (диалогической, монологической) на основе обогащения знаний об окружающем мире; б). формирование и расширение лексической стороны речи; в). практическое овладение основными закономерностями языка на основе усвоения смысловых и грамматических отношений; г). формирование лексико-грамматической готовности к осознанному усвоению других разделов родного языка (обучение грамматике, грамоте, правописанию).

Исходным положением для системы работы по развитию речи является принцип коммуникативной направленности речи . Соблюдение его предполагает формирование общения в процессе активной речевой деятельности, создание у учащихся мотивированной потребности к речи путём стимуляции их речевой активности и моделирования ситуаций, способствующих порождению самостоятельных и инициативных высказываний. Учащиеся с общим недоразвитием речи вовлекаются в коммуникативную деятельность с самых ранних этапов обучения, ещё не владея всей языковой системой. В начале обучения в школе V вида используется преимущественно ситуативная форма общения, а затем формируется база для контекстной речи. В это время формируется диалог в учебной и игровой ситуации (1класс) с постепенным переходом к краткой беседе по представлениям детей (2-й, 3-й классы). В 3-ем, 4-ом классах осуществляется развитие связной устной речи при проведении тематических бесед. Обращается внимание на правильную последовательность в передаче событий, включение элементов рассуждения, оценки и доказательности.

Овладение грамматическим строем языка, морфологическими и синтаксическими элементами осуществляется практическим путём, без употребления грамматических терминов. Выделяя для изучения ту или иную грамматическую категорию или форму, учитель подводит учащихся к определённым грамматическим обобщениям. В 1-ом, 2-ом, 3-ем классе учащиеся практически овладевают основными грамматическими закономерностями языка. Начиная с 3-го класса у детей формируется умение употреблять сложные предложения и закрепляются навыки использования усвоенных типов предложений в связной речи. В 4-ом, 5-ом классах предусматривается практическое обобщение усвоенных грамматических закономерностей. На основе развития устной речи вырабатываются умения и в области письменной речи. Методика обучения письменной речи носит коррекционно-пропедевтический характер.

Главным звеном в коррекционно-развивающей работе являются занятия с учителем-логопедом . Цель занятий - упорядочение и развитие у детей звуковых, морфологических и синтаксических обобщений. На этой основе происходит формирование и совершенствование связной (контекстной) речи, её устной и письменной формы. На логопедических занятиях создаются предпосылки полноценной учебной деятельности. Дети обучаются давать развёрнутые ответы, в основе которых лежат: а). анализ и синтез; б). обобщение; в). группировка материала; г). сопоставление, сравнение изучаемого материала.

Важной задачей логопедических занятий является обучение рассказу по картинке, по серии картинок; описательные, повествовательные рассказы; рассказ по плану, по вопросам, по опорным словам; рассказ по заданному началу или концовке. Умение составлять рассказы позволяет выявить способность ученика устанавливать причинно-следственные связи, определять временные рамки происходящего события. На логопедических занятиях дети также пересказывают монологические тексты, рассказывают о реальных и воображаемых событиях, предметах, учатся сочинять, что способствует формированию коммуникативных навыков, используемых в повседневной жизни.

Полученные речевые умения и навыки школьники закрепляют на часах развития речи и звуковой культуры речи , которые проводят воспитатели во второй половине дня. Педагоги используют различные методы и приёмы по пропедевтике и коррекции устной и письменной речи, по развитию разных её видов и форм. Так, ученики читают и пересказывают произведения, рассуждают и составляют рассказы на заданную или свободную тему, пишут мини-сочинения, коллективно обсуждают их, делятся впечатлениями, высказывают свою точку зрения. Одним словом, учащиеся на часах развития речи и звуковой культуры речи используют разные виды речи.

Постепенно школьники научаются осознавать цели и условия общения, сознательно пользоваться языковыми средствами, с помощью которых может быть решена коммуникативная задача, активно взаимодействовать в конкретной ситуации общения. Учащиеся овладевают умением адекватно усваивать и передавать информацию в процессе межличностного общения, руководить коллективными формами работы, правильно реагировать на различные ситуативные факторы общения. Под влиянием всестороннего коррекционного обучения и воспитания у выпускников специальной школы V вида происходят позитивные изменения в развитии речевой и познавательной деятельности. Всё это позволяет положительно оценить возможности их полной социальной адаптации.


Требования к специальным условиям получения начального общего образования установлены Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598):

В структуру адаптированной образовательной программы для обучающихся с ОВЗ включаются обязательные коррекционно-развивающие курсы, которые предусмотрены федеральными государственными образовательными стандартами с 1 сентября 2016 года (распространяются на отношения, возникающие с 1 сентября 2016 года, т.е. действуют для первоклассников 2016 года и последующих лет). Обязательные коррекционные курсы, предусмотренные стандартами, могут быть дополнены образовательной организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК и с учетом ИПРА.

Обязательные коррекционные курсы являются составной частью адаптированной образовательной программы и являются для обучающегося бесплатными.

Обязательные коррекционно-развивающие курсы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи .

Из СанПиНов к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26):

«Реабилитационно-коррекционные мероприятия могут реализовываться как во время внеурочной деятельности, так и во время урочной деятельности.

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ОВЗ основной образовательной программы, состоящей из учебного плана общеобразовательной организации, включающего обязательную часть и часть, формируемую участниками отношений, а также из часов, необходимых для проведения реабилитационно-коррекционных мероприятий, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки обучающихся с ОВЗ.

Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные - на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей.»

За создание специальных условий для получения образования плата в государственных и муниципальных образовательных организациях не взимается , это для семьи бесплатно. Коррекционные занятия являются составной частью образовательных программ при обучении ребенка с ОВЗ и плата за них также взиматься не может. Если школа требует для предоставления коррекционных услуг, включенных в образовательную программу, заключить договор о платных услугах, обращайтесь в орган образования для разрешения ситуации.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат V вида № 28

Рассмотрено Утверждено

на заседании МО учителей решением ПС учреждения

гуманитарного цикла Протокол № ___ от______

Протокол №_____ от_______ Приказ № ___ от_______

Руководитель МО______________ И.О. директора __________

Рабочая программа

для групповых

Логопедических занятий

5 класс

Разработана в соответствии с программой основного общего образования по русскому языку с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования

Срок реализации учебной программы 2014-2015.

Разработали:

учителя русского языка и литературы

ГБОУ СКОШИ V вида № 28

Куцева Н.С.

Москва, 2014

Пояснительная записка

Проведение логопедических занятий направлено на достижение следующих целей и задач:

Образовательные. Посредством формирования и развития грамматико-аналитических орфографических и пунктуационных навыков систематизировать те непрочные знания и навыки, которые имеются у учащихся по грамматике, орфографии и пунктуации.

Развивающие. Развивать познавательную активность учащихся. Развивать интеллектуальные умения: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации. Развивать словарь, обогащать содержательную сторону высказываний учащихся, формировать и развивать умения в построении связного текста. Развивать учебные умения: работа с книгой, со справочной литературой, совершенствовать навыки чтения.

Воспитательные. Воспитывать нравственные качества учащихся, уважение к труду. Воспитывать навыки самоконтроля, самооценки.

Коррекционные. Всестороннее развитие личности логопата; добиваться того, чтобы обучение носило воспитывающий характер; учитывать возрастные особенности учащихся и уровень развития и в соответствии с этим подбирать дидактический материал; осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности; добиваться прочности приобретенных знаний и навыков; использовать наглядность;строить занятия с учетом программы соответствующего класса;стремиться к тому,чтобы на каждом логопедическом

занятии было слушание, говорение, письмо и чтение.

Данная программа составлена на основе программ по русскому языку и развитию речи, которые были составлены ранее на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и концепцией модернизации российского образования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации

№ 1756-р от 29 декабря 2001 года; одобренный решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 года № 21\12; утвержденный приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования» от 5 марта 2004 года.

Речь - важнейшее средство общения, позволяющее осуществлять обмен мыслями и добиваться взаимопонимания. Эффективность социализации развивающейся личности находится в прямой зависимости от полноценности процесса речевого общения и взаимодействия. При отставании в развитии речи или нарушениях речевой функции у ребенка возникают проблемы, связанные с вербальным общением, появляются трудности коммуникативного поведения, что в целом затрудняет взаимоотношения между человеком и обществом, а это проявляется в речевом общении.

Во многих исследованиях, посвященных изучению особенностей устной и письменной речи уч-ся младшего и среднего звена специального (коррекционного) образовательного учреждения V вида, отмечается, что эффективность логопедической коррекции и социальной адаптации уч-ся в значительной степени зависит от их общей и коммуникативной культуры, качества общения с окружающими. Практический опыт обучения и воспитания детей с ТНР показывает, что проблемы, связанные с речевым и коммуникативным развитием уч-ся, являются выраженными не только в младших классах, но и на второй ступени обучения(5-10 классы). Система дифференцированного логопедического воздействия в специальной школе V вида позволяет добиться у старшеклассников с ТНР определенных положительных изменений в разговорной и описательной речи, в частности у большинства уч-ся удается преодолеть основные трудности в речевом общении, устранить дефекты звукопроизношения, добиться удовлетворительного развития лексико-грамматической стороны речи, овладения навыками письма и чтения. У многих уч-ся с ТНР старшего школьного возраста обнаруживаются дефекты сложной организованной речи, специфические особенности словесно-логического мышления, произвольных форм речевой памяти, воображения и др.

Для большинства детей с ТНР характерны затруднения в общении со взрослыми и сверстниками: их не понимают, с ними не желают разговаривать, смеются над ними, дразнят и т.д. В связи с этим особую актуальность приобретает формирование основ коммуникативной культуры уч-ся старших классов с ТНР с учетом особенностей их речевого, коммуникативного и индивидуально-личностного развития.

Программа для детей с ТНР руководствуется задачами, поставленными перед общеобразовательной школой, однако эффективность решения этих задач во многом зависит от реализации коррекционно-развивающих, коррекционно-образовательных и коррекционно-воспитательных направлений в обучении.

Учащиеся с речевой патологией испытывают стойкие трудности при усвоении программы общеобразовательной школы вследствие недостаточности формирования речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

Коррекционно-развивающая работа по формированию устной и письменной речи уч-ся с речевой патологией в школе V вида тесно связана с общим развитием речи уч-ся, опирается на ознакомление с окружающим миром, на овладение грамотой (в начальной школе), а также уроки русского языка и развития речи, обусловлена спецификой овладения ими и методикой.

Ориентируясь на содержание программы по русскому языку в общеобразовательной школе, т. е. на тот уровень развития речи, которого по речевым умениям и навыкам достигают школьнике в норме, и учитывая своеобразие и индивидуальные особенности речевого развития уч-ся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы V вида, можно в общем виде сформулировать задачи индивидуальной логопедической помощи.

*формирование, уточнение и коррекция звукопроизношения.

*уточнение и коррекция фонематического восприятия

*уточнение и коррекция навыков звукобуквенного анализа и синтеза

*формирование, уточнение, обогащение и коррекция словарного запаса

*уточнение и коррекция грамматических категорий

*коррекция специфических ошибок письменной речи

*формирование и совершенствование коммуникативных умений и навыков

Коррекционная работа в школе V вида осуществляется в основном в группе, логопед должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, при этом следуя единому плану занятий и понимая особенности детей, имеющих определенные логопедические нарушения.

Для выработки единого подхода к коррекционному развитию уч-ся, логопед должен взаимодействовать с педагогическим коллективом образовательного учреждения, родителями уч-ся, школьным психологом, воспитателем ГПД.

Для коррекционно-развивающих логопедических занятий в 5 классе программой предусмотрено 175 часов по 5 часов в неделю. Из них 70 часов отводиться на каждую из 2-х групп по 2 часа в неделю и 35 часов на индивидуальные занятия по 1 часу в неделю.

Основной формой организации логопедической работы являются групповые и индивидуальные. В группу подбираются дети с однородной структурой речевого дефекта. На этих занятиях все учащиеся выполняют одну и ту же работу парами или коллективно.

Индивидуальные занятия проводятся с одним ребёнком. Для этого разрабатываются индивидуальные программы с учётом структуры речевого дефекта конкретного учащегося и программы обучения школьного учреждения, а также содержания всех видов коррекционной работы.

Все типы логопедических занятий делятся на:

  • Обучающие, целью которых является овладение новыми знаниями. На этих занятиях учащиеся накапливают фактический материал, изучают языковые явления и процессы, что в дальнейшем ведет к формированию понятий.
  • Закрепляющие, на которых у учащихся совершенствуются и формируются практические умения и навыки, а так же систематизируются наиболее важные вопросы, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях у детей.
  • Комбинированные занятия, целью которых является решение одновременно дидактических и коррекционных задач. Такие занятия проводятся в логопедической практике чаще, чем другие.

Механизмы обучения, построены с ориентацией: на дидактическую цель, лежащую в основе того или иного этапа обучения (методы обучения и методы контроля); на источник получения знаний учащимися (слово учителя, беседа, наблюдение, языковой анализ и др.); на способ мышления при познании (методы индукции и дедукции, аналогии, сопоставления и противопоставления, анализа и синтеза); методы теоретического изучения языка (сообщение, беседа, самостоятельная работа по учебнику); методы теоретико-практического изучения языка и обучения речи (упражнения с языковым разбором, диктант, наблюдение, видоизменение, конструирование); методы реализации личностно-ориентированного подхода к обучению (метод опоры на ранее приобретенные знания).

Для осуществления контроля применяются текущий и итоговый контроль, которые включают в себя опросы, диктанты, тесты.

Учебники и пособия, используемые в учебно-коррекционном процессе:

  1. Русский язык: 5 кл. общеобразоват. учреждений /М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская Л.А.Тростенцова и др.; научн. ред. Н. М. Шанский/.- 31-е изд.- М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008.
  2. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс. К учебнику М.Т. Баранова "Русский язык. 7 класс", Ерохина Е.Л. Издательство: Экзамен
    Серия: Учебно-методический комплект . УМК
  3. Дидактические материалы по русскому языку 5 класс. Кн.для учителя/Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская, М.М, Стракевич, -3- изд. – М.: Просвещение, 2004.- 144 с.

Обследование

В начале и конце учебного года учитель выявляет степень готовности учащихся к обучению; наличие знаний, навыков, умений по основным разделам программы русского языка, развития речи и литературы 5 класса.

Посредством диктанта обследуется фонематический слух и письменная речь учащихся. Выявляются дисрафические ошибки обусловленные нарушением фонематического слуха, слоговой структуры, оптико-пространственных представлений, а также орфографические ошибки.

Посредством написания изложения обследуется не только фонематический слух, но и нарушения речи на уровне грамматического строя и связной речи.

Также проводиться обследование техники чтения. Выявляются ошибки дислексического характера. Посредством пересказа и рассказа по картине обследуется устная речь ребенка (звукопроизношение, фонематический слух, анализ и синтез звуков, слоговая структура, построение фразы, последовательность в построении высказывания).

По итогам обследования учащиеся делятся по группам, составляется планирование и график логопедических занятий.

Восполнение пробелов в знаниях за курс 4 класса.

Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и,а,у , после шипящих. Разделительные ъ и ь . Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих. Имя прилагательное: род, падеж. Число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Местоимения 1,2,3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться ; раздельное написание не с глаголами. Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

Диффернциация звуков. Анализ и синтез слов. Согласование существительных, прилагательных, местоимений, глаголов в роде числе и падеже.

Формирование и развитие грамматико-аналитических, орфографических, пунктуационных навыков. Коррекция на синтаксическом уровне и связной речи.

Закрепление основных синтаксических понятий (единицы): словосочетание, предложение, текст. Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании. Знаки препинания: знаки завершения, выделения, разделения. Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами. Не связанными союзами, а также связными союзами а, но, и одиночным союзом и ; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и . Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Синтаксический разбор словосочетания и предложения. Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания. Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если . Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире в начале реплик диалога.

Развитие фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза. Коррекция на фонетическом уровне. Коррекция почерка. Отработка техники чтения и пересказа.

Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Дифференциация звуков. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Парные и непарные твердые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков. Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари. Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия. Звуковое значение букв е,е,ю,я . Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Чтение текстов. Пересказ.

Формирование грамматико-аналитических и орфографических навыков. Коррекция на уровне грамматического строя. Развитие словообразования, словоизменения.

Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их значение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- - -лаг- , -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц .

Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы.

Формирование грамматико-аналитических и орфографических навыков. Коррекция на грамматическом и синтаксическом уровне. Развитие связной речи. Коррекция техники чтения.

Синтаксическая роль имени существительного в предложении. Большая буква в названиях, выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Склонение существительных на - ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких – по родам и числам.

Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части.

Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Доказательства и объяснения в рассуждении.

Описание животного.

Учебно-тематический план

Русский язык

Кол.

Развитие речи

Кол.

Логопедические групповые занятия

К. ч.

На 1 гр.

Язык – важнейшее средство общения

Обследование

Повторение изученного в 4 классе

Текст. Тема текста. Стили.

Восполнение пробелов в знаниях за курс 4 класса. Коррекция дисграфических и и дислексических ошибок.

Синтаксис. Пунктуация.

Речь устная и письменная. Диалог и монолог. Письмо.

Формирование и развитие грамматико-аналитических, орфографических, пунктуационных навыков. Развитие речи.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.

Типы текстов

Развитие фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза. Коррекция почерка. Отработка техники чтения и пересказа.

Морфемика. Орфография

Лексика.

Создание текста на основе исходного.

Описание изображенных предметов на картине.

Формирование грамматико-аналитических и орфографических навыков. Коррекция на лексическом уровне. Развитие словообразования, словоизменения.

Морфология. Имя существительное

Рассуждение в повествовании. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Формирование грамматико-аналитических и орфографических навыков. Коррекция на грамматическом и синтаксическом уровне. Развитие речи. Коррекция техники чтения.

Морфология. Имя прилагательное

Описание животного.

Формирование грамматико-аналитических и орфографических навыков. Коррекция на грамматическом и синтаксическом уровне. Развитие связной речи.

Повторение и систематизация изученного в 5 классе

Обследование

Всего: 175

Всего: 70

Всего: 70

Требования к уровню подготовки учащихся за курс 5 класса

Учащиеся должны знать определения основных изученных в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

К концу класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

Разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;

Разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическими и толковыми словарями;

Соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами;

Находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки. Которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать свой выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По развитию речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине. . УМК

  • Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя Г.А. Богданова. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2003 г.
  • Дидактические пособия по коррекции письменной речи. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. В 2-х частях. – М.: Книголюб, 2004. – 112.
  • Дидактические пособия по коррекции письменной речи. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Выпуск 1. В 2-х частях., М.: Книголюб, 2004. – 112.
  • Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашние тетради для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж, Щ, Ч, звуков Л, Р.
    1. Классная доска.
    2. Ноутбук.
    3. Наглядный материал: таблицы, плакаты, карточки, картинки.

    Если родители сами поняли или врачи и другие специалисты установили, что ребенок имеет особенности в развитии, нужно как можно раньше найти подходящее учебное заведение. И чем раньше вы найдете то, которое подходит именно вашему ребенку с его индивидуальными особенностями, тем выше шансы его реабилитации, социальной адаптации, психологической коррекции и преодоления трудностей, связанных со здоровьем.

    Материалы по теме:

    Детский сад плюс начальная школа

    Существуют так называемыеначальные школы-детские сады компенсирующего вида, где малыши, имеющие особенности в развитии, сначала просто находятся в саду и социально адаптируются в обществе других малышей, а потом пребывание в садике плавно переходит к обучению в начальной школе. Потом, в зависимости о того, как ребенок справляется с программой, он поступает в 1-й или сразу во 2-й класс коррекционной школы.

    Особенности в развитии слишком разные

    Особенностей в развитии так много и они такие непохожие, что «особые дети» подчас не вписываются в «трафарет» того или иного диагноза. И главная проблема их обучения состоит как раз в том, что все ребятишки абсолютно разные и непохожие, и каждый - со своими странностями и проблемами здоровья. И все же специалисты установили основные проблемы в развитии или диагнозы, которые обозначаются такими аббревиатурами:

    ДЦП - детский церебральный паралич;

    ЗПР - задержка психического развития;

    ЗРР - задержка речевого развития;

    ММД - минимальная мозговая дисфункция;

    ОДА - опорно-двигательный аппарат;

    ОНР - общее недоразвитие речи;

    РДА - ранний детский аутизм;

    СДВГ - синдром дефицита внимания с гиперактивностью;

    ОВЗ - ограниченные возможности здоровья.

    Как видите, из всего вышеперечисленного здесь разве что ДЦП, ММД и проблемы с опорно-двигательным аппаратом являются конкретными медицинскими диагнозами. В остальном же названия детских особенностей, странностей и проблем весьма и весьма условны. Что значит «общее недоразвитие речи»? И чем оно отличается от «задержки речевого развития»? И это «задержка» относительно чего - относительно какого возраста и уровня интеллекта? Что касается «раннего детского аутизма», то этот диагноз ставят настолько непохожим в поведенческих проявлениях детям, что, похоже, наши отечественные специалисты сами не сходятся во взглядах на аутизм, поскольку еще недостаточно хорошо изучили это заболевание. А уж «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» сегодня ставят едва ли не каждому второму непоседливому ребенку! Поэтому, прежде чем согласиться с тем, что вашему чаду припишут тот или иной диагноз, покажите его не одному, а как минимум десятку специалистов и добейтесь от них внятных аргументов и четких медицинских показаний, по которым ребенку будет присвоен диагноз. Такой диагноз как слепота или глухота очевиден. А вот когда шаловливому ребенку, доставляющему воспитателям и учителям больше хлопот, чем остальные дети, спешат присвоить «диагноз», лишь бы избавиться от него, переведя в детский сад или школу для «детей с особенностями», то тут за свое чадо можно и побороться. Ведь приклеенный с детства ярлык может основательно подпортить ребенку жизнь.

    Специальные (коррекционные) школы I , II , III , IV , V , VI , VII и VIII видов. Каких детей в них обучают?

    В специальных (коррекционных) общеобразовательных школах I вида обучаются дети-инвалиды по слуху, слабослышащие и глухие. В школах II вида учатся глухонемые дети. Школы III-IV вида предназначены для слепых и слабовидящих детей. Школы V вида принимают в свои стены учеников с нарушениями речи, в частности заикающихся детей. Школы VI вида созданы для детей, имеющих проблемы в физическом и психическом развитии. Порой такие школы функционируют при неврологических и психиатрических больницах. Основной их контингент - дети с разными формами детского церебрального паралича (ДЦП), спинномозговыми и черепно-мозговыми травмами. Школы VII вида для детей с СДВГ и ЗПР. Школы VII вида занимаются коррекция дислексии у детей. Алексия - это отсутствие речи и полная неспособность к усвоению речи, а дислексия - это частичное специфическое расстройство овладения чтением, обусловленное нарушением высших психических функций. И, наконец, в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида обучают умственно отсталых детей, главная цель этих учебных учреждений - научить детей читать, считать и писать и ориентироваться в социально-бытовых условиях. При школах VIII вида имеются столярные, слесарные, швейные или переплетные мастерские, где ученики в стенах школы получают профессию, позволяющую заработать на хлеб. Путь к высшему образованию для них закрыт, по окончании школы они получаю лишь справку о том, что прослушали программу десятилетки.

    Коррекционная школа: стремиться в нее или ее избегать?

    Этот сложный вопрос решать вам. Как мы знаем, и ДЦП имеет столь разные и непохожие формы - от глубокой умственной отсталости, при которой врачи выносят вердикт: «необучаем» - до совершенно сохранного интеллекта. У ребенка с ДЦП может страдать опорно-двигательная система и при этом быть совершенно светлой и умной голова!

    Учитывая все индивидуальные особенности ребенка, прежде чем выбрать ему школу, сто раз посоветуйтесь с врачами, дефектологами, логопедами, психиатрами и родителями особых детей, у которых больше опыта в силу того, что их дети старше.

    Скажем, обязательно ли ребенку с сильным заиканием находиться в среде таких же как он? Пойдет ли ему такое окружение на пользу? Не лучше ли пойти по пути инклюзивного образования, когда дети с диагнозами погружаются в среду здоровых сверстников? Ведь в одном случае коррекционная школа может помочь, а в другом… навредить. Ведь каждый случай настолько индивидуален! Вспомните первые кадры фильма Тарковского «Зеркало». «Я могу говорить!» - произносит подросток после сеанса гипноза, навсегда освобождаясь от угнетавшего его долгие годы сильного заикания. Гениальный режиссер таким образом показывает нам: в жизни случаются чудеса. И тот, на ком педагоги и медики ставили крест, порой может удивить мир незаурядным талантом или как минимум стать социально адаптированным членом общества. Никаким не особым, а обычным человеком.

    Посетите школу лично!

    Судить о способностях вашего ребенка будут прежде всего врачи. Они-то и направят его на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Посоветуйтесь с членами комиссии, какая школа вашего округа лучше других подойдет вашему ребенку, позволит раскрыться его способностям, скорректировать его проблемы и недостатки. Обратитесь в окружной ресурсный центр по развитию инклюзивного образования: может, там помогут советом? Для начала обзвоните по телефону имеющиеся в вашем округе школы. Пообщайтесь на форумах с родителями детей, которые уже учатся. Довольны ли они образованием и отношением учителей? А лучше, конечно, лично познакомиться с директором школы, учителями и обязательно - с будущими одноклассниками! Вы должны знать, в каком окружении будет находиться ваш ребенок. Можно зайти на сайты школ, но там вы получите лишь минимум формальных сведений: в интернете можно изобразить красивую картинку, но будет ли она соответствовать действительности? Истинное представление о школе даст только ее посещение. Переступив порог здания, вы сразу поймете, есть ли здесь чистота, порядок, дисциплина, а главное - трепетное отношение педагогов к особым детям. Все это вы почувствуете прямо при входе!

    Надомное обучение - как вариант

    Некоторым детям врачи предлагают надомное обучение. Но этот вариант годится опять же не для всех. Некоторые психологи вообще категорически против надомного обучения, потому что для детей с особенностями в развитии нет ничего ужаснее изоляции от общества. А надомное обучение - это и есть изоляция от сверстников. Тогда как общение с ними может благотворно сказаться на умственном и эмоциональном развитии ребенка. Даже в обычных школах педагоги говорят о великой силе коллектива!

    Обратите внимание на то, что школ, например, VIII вида в каждом округе существует несколько, и даже есть выбор, а вот школы для слепых или глухих детей есть не в каждом округе. Что ж, придется далеко ездить, возить или… снимать квартиру там, где есть нужная вашему ребенку школа. Многие иногородние приезжают в Москву исключительно ради обучения и реабилитации своих особых детей, потому что в провинции коррекционное образование по большому счету попросту отсутствует. Так вот приезжим безразлично, в каком округе снимать жилье, поэтому сначала они находят подходящую для ребенка школу, а потом уже снимают квартиру поблизости. Может быть также поступить и вам в интересах собственного ребенка?

    Согласно Конституции РФ все равны

    Знайте, что согласно Конституции РФ и закону об образовании каждый имеет право на обучение, независимо от диагноза. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (статьи 7 и 43 Конституции РФ). Положения Конституции РФ разъясняются в Федеральном законе от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании», в соответствии с п.3 ст.2 которого одним из принципов государственной политики в области образования является общедоступность образования , а также адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся .

    Итак, для зачисления ребенка в первый класс Вы должны представить в общеобразовательное учреждение заявление о приеме, свидетельство о рождении, медицинскую карту по форме 0-26/У-2000, утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.07.2000 № 241, справку о регистрации ребенка (форма № 9). У родителей есть право не сообщать диагноз ребенка при приеме его в образовательное учреждение (ст. 8 Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 03.07.2016) "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017), а администрация школы не имеет права получать эту информацию ни от кого, кроме родителя (законного представителя) ребенка.

    И если вы считаете, что права вашего ребенка ущемляют, приписывая ему ложный диагноз (ведь неугодных во все времена упрятывали в психиатрические клиники), смело вступайте в борьбу! Закон на вашей стороне. Помните, кроме вас защитить права вашего ребенка некому.

    Специальные образовательные учреждения предназначены для обучения , имеющих различные отклонения в развитии. Всего существует восемь видов таких школ. Для обучения неслышащих детей созданы коррекционные учреждения1-го вида. Специальные школы 2-го вида предназначены для обучения слабослышащих детей, имеющих частичную потерю слуха и разную степень недоразвития речи. Коррекционные школы 3-го и 4-го видов организованы для обучения, воспитания, коррекции отклонений в развитии , имеющих нарушения . В такие образовательные учреждения принимаются незрячие и слабовидящие дети, дети с амблиопией, косоглазием, со сложными сочетаний нарушений функций зрения, страдающие глазными заболеваниями, приводящими к слепоте.

    Коррекционные школы 5-го вида предназначены , имеющих тяжелые речевые патологии, детей с общим недоразвитием речи тяжелой степени, с заиканием. Специальные образовательные учреждения 6-го вида созданы для обучения и воспитания детей с какими-либо нарушениями развития опорно-двигательного аппарата, с ДЦП, деформациями опорно-двигательного аппарата. Специальные школы 7-го вида предназначены для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. При сохранных возможностях интеллектуального развития у таких детей наблюдается внимания, памяти, повышенная истощаемость, недостаточность темпа психических процессов, эмоциональная неустойчивость, несформированность произвольной регуляции деятельности. Коррекционные образовательные учреждения 8-го вида созданы для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью.

    Коррекционные школы 8-го вида

    Целью создания специальных образовательных учреждений 8-го вида является коррекция отклонений в развитии, а также социально-психологическая реабилитация для дальнейшей интеграции в общество. В таких школах создаются классы для детей, имеющих глубокую умственную отсталость, наполняемость таких классов не должна быть больше 8 человек. Ученики школ 8-го вида имеют необратимые нарушения развития и никогда не смогут догнать сверстников, поэтому в большей степени обучение в этих образовательных учреждениях направлено на развитие их жизненной компетенции для адаптации в социуме, позволяющей избежать катастроф социального характера. В небольшом объеме им дают академические знания, которые направляются на поддержание социализации. Дети с нарушенным интеллектом обучаются по специальной программе до 9-го класса. Те из них, кто может освоить рабочую профессию, занимаются, в дальнейшем, малоквалифицированным трудом.

    Совет 2: Как определить, в хороший ли класс попал учиться ребенок

    Нет точного определения «хороший класс». Для одних – это специализированный класс с углубленным изучением предметов, для других – индивидуальный подход к ребенку, а для третьих – строгая дисциплина. Определять критерии хорошего класса следует из своих предпочтений. Хотя дружеская атмосфера, психологический комфорт и получение глубоких знаний – неотъемлемые черты хорошего класса.

    Прежде всего, хороший должен быть ориентирован на учебный процесс. При этом важно, чтобы дети получали глубокие и прочные знания в комфортной для себя обстановке. Чтобы узнать, в хороший ли класс попал ребенок, можно обратиться к общественному мнению. Для этого следует выяснить техническую оснащенность , преподавательский состав, успеваемость учеников класса в целом, а также их участие и победы на всевозможных олимпиадах. При этом надо помнить, что не всегда регалии учителей свидетельствуют об их человеческих качествах, а победы на олимпиадах отдельных учеников – о высоком образовательном уровне всего класса.

    Обязательно следует поинтересоваться мнением о учеников и их родителей. Поговорив с большим количеством людей, можно узнать о плюсах и минусах в организации учебного процесса, достоинствах и недостатках педагогов.

    Во многом обстановка и атмосфера в классе зависят от учителя. Поэтому необходимо познакомиться с преподавателями и классным руководителем лично. Очень важно, какой стиль воспитания проповедуется в семье (строгий или демократичный). У учителя с похожим подходом к воспитательной работе ребенок будет чувствовать себя комфортнее.

    Стоит побывать в классе на школьной перемене и посмотреть, чем занимаются дети. Возможно, в классе приветствуется самоуправление или принято шефство старшеклассников над младшими школьниками. Все это дисциплинирует и положительно влияет на ребенка.

    Многое может рассказать оформление класса, наличие стендов, наглядных пособий, стенгазет. О сплоченности учеников говорят классные традиции, проведение совместных мероприятий (походы, чествование именинников и т.д.).

    Сейчас в школах внедряются различные обучающие программы. Следует узнать, по какой из них преподают в классе, где . Это может быть развивающее обучение системы Занкова, программа «Росток» или обычная традиционная программа. Ребенок должен обучаться по той системе, предпочтение которой отдают родители.

    Совет 3: Какие речевые проблемы можно избежать перед поступлением ребенка в школу

    Увы, большинство родителей замечают, что их ребенок не выговаривает какие-то звуки, только при записи его в первый класс. И тогда начинается муштра, ежедневные занятия и с врачом, и дома, лишь бы успеть "подтянуть" ребенка до сентября.

    Во-первых, это нагрузка на детей - за 3 месяца освоить то, чему надо было учиться 5-6 лет.

    А во-вторых, таких проблем можно было бы избежать, если родители хотя бы раз в год приходили с ребенком к логопеду. Потому что только специалист вовремя увидит нарушения в развитии речи у малыша. Это может быть дислалия - нарушение произношения отдельных звуков. Фонетико-фонематические нарушения - когда ребенок не только произносит, но и воспринимает неправильно звуки родного языка. И, наконец, общее недоразвитие речи, когда нарушены и произношение, и восприятие, и грамматика, бедный словарный запас и связная речь.


    Что должен уметь ребенок?

    В 3 года малыш имеет полное право коверкать звуки, неправильно строить предложения. Главное, чтобы он понимал обращенную к нему речь и умел донести до других свои мысли. Если ребенок в состоянии выполнить ваши нехитрые просьбы, а вы понимаете его, несмотря на кашу во рту, - все в порядке. Помощь специалиста нужна трехлетним молчунам и тем малышам, которым неясны самые простые ваши требования. В 4 года ребенок уже должен говорить так, чтобы его понимали не только родители, но и посторонние. Кстати, для мам и пап это своеобразный критерий "правильности" развития их сына или дочки. Родители привыкают к неправильной речи своих детей, и мама, конечно, сможет "перевести" детский язык на взрослый. Но если воспитательница в саду или сосед по несколько раз переспрашивает вашего малыша, возможно, ему нужно позаниматься с логопедом.

    В 5 лет ребенок еще может не выговаривать звук "р". А в 6 лет, перед школой, считается нормой правильное произношение и использование падежей, умение связно и грамотно говорить.

    Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо.

    Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Нужно научить надувать щеки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую.

    Что значит - развивать мелкую моторику. Это значит - малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме. В малышовом возрасте очень полезно лепить. Только не нужно оставлять малыша наедине с пластилином, чтобы вовремя пресечь его желание попробовать слепленный шарик на вкус. Многие мамы не доверяют ребенку ножницы. Но если в кольца ножниц просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки, получится отличная тренировка для руки.


    Пальчиковые игры для детей

    Помощник

    Посуду моет наш помощник

    (потирают ладошки друг о друга - «моют посуду».

    Моет вилку, чашку, ложку.

    Вымыл блюдце и стакан,

    (разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца).

    И закрыл покрепче кран.

    (выполняют имитирующее движение).

    Хлеб

    Муку в тесто замесили,

    (сжимают и разжимают пальчики).

    А из теста мы слепили:

    (прихлопывают ладошками, «лепят»).

    Пирожки и плюшки,

    Сдобные ватрушки,

    Булочки и калачи -

    Всё мы испечем в печи.

    (поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца. Обе ладошки разворачивают вверх).

    Очень вкусно!