Бюджет на военные расходы. Расходы России на оборону приблизились к $70 млрд




Усиление политической напряженности в мире вынуждают Россию уделять больше внимания развитию Вооруженных Сил. В 2016 году страна увеличила расходы на военные нужды на 5,9% - до 69,2 млрд долларов и вошла в тройку лидеров по объемам затрат на оборону. Об этом говорится в очередном докладе Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI).

По данным доклада, более половины (55%) российского оборонного бюджета пошли на финансирование госпрограммы вооружений. Причем, таких программ существует несколько. На данный момент действует программа на 2011 — 2020 годы (20 трлн рублей), с 2018 вступит в силу новая — до 2025 года. Таким образом, Минобороны добивается непрерывности процесса перевооружения.

Основными задачами новой госпрограммы вооружений будет создание объектов для размещения сил и средств ядерного сдерживания воздушного, наземного и морского базирования. В условиях эскалации конфликта у Корейского полуострова это выглядит как необходимая мера. Всего планируется ввести в строй 1740 различных объектов, рассказал Сергей Шойгу на коллегии Минобороны РФ.

В правительстве у военных есть оппоненты. Так, если Минобороны рассчитывало на объем финансирования предстоящей программы в 55 трлн рублей, то Минфин предлагал ограничиться 12 трлн рублей. В результате был достигнут компромисс — расходы оптимизировали, снизив стоимость программы до 30 трлн рублей. Как это скажется на обороноспособности страны, пока неясно.

Причины скупости Минфина очевидны. В условиях резкого падения цен на нефть, доходы бюджета от продажи энергоносителей резко упали. Компенсировать их за счет реализации высокотехнологичной продукции невозможно — экономика России остается сырьевой. В результате военные расходы составили в 2016 году 5,3% от ВВП России. Это самый высокий показатель за постсоветский период.

Для сравнения «норматив» для стран НАТО — 2% от ВВП. Именно таких расходов добивается Дональд Трамп от американских союзников по альянсу. Например, Германия тратит всего 1,3%. России же, чтобы соблюдать хотя бы примерный паритет, приходится расходовать гораздо большую долю от валового продукта.

Впрочем, российские военные расходы на фоне аналогичного показателя потенциального противника — США выглядит весьма скромно: 69,2 млрд против 611 млрд долларов. По объему оборонного бюджета Америка занимает ведущее место. Его доля во всех мировых военных расходах составляет 36%, доля России — всего 4%. Причем в 2018 году Трамп намерен увеличить военный бюджет еще на 9% или 54 млрд долларов.

Важным фактором в новой геополитической реальности становится военный бюджет Китая, занимающего вторую строчку в рейтинге. Союзник России потратил в минувшем году 215 млрд долларов или 13% от мировых расходов. Союзник США — Саудовская Аравия снизила расходы почти на треть — до 63,7 млрд долларов, что отбросило ее на четвертую позицию рейтинга.

Пятерка стран-лидеров по затратам на оборону. Расходы в млрд. долларов и процентный рост за 2016 год.

Заведующий лабораторией военной экономики Института экономической политики Василий Зацепин видит в высоких расходах на оборонку, скорее, негатив.

— Обращаю внимание на мнение заместителя министра обороны РФ Юрия Борисова , которое он высказал два года назад. По его словам, военное обременение экономики свыше 4% от ВВП свидетельствует о ввязывании страны в гонку вооружений. Думаю, ему можно доверять. Есть и другие показатели, житейского плана. Например, когда не индексируют пенсии. В течение четырех лет военнослужащим не индексируют денежное довольствие. Поясню, у нас проводится постоянный эксперимент по выплате срочникам двух тысяч рублей в месяц. Зато банкам в прошлом году около 1 трлн заплатили.

«СП»: — Подробнее, пожалуйста, про банки.

— Это происходило в порядке возврата денег по кредитам на гособоронзаказ, полученных от российских банков с 2011 года. У нас же параллельно с бюджетом была использована кредитная схема финансирования. Этого раньше не было. Финансирование оборонных нужд должно идти без всяких кредитов. Чтобы не платить лишнее. Банки наши «наварили» по некоторым оценкам до 300 млрд.

По словам эксперта, в 2010 году правительством была избрана «инновационная» схема на основе, как бюджетных ассигнований, так и кредитов под госгарантии. Банки рассчитывали, вложив в российскую оборонку средства под высокие проценты перекредитоваться затем на Западе, и остаться с прибылью. Однако после того, как в 2014-м на них наложили санкции, красивая схема рухнула. Поскольку государство выступало гарантом сделок, ему пришлось отбирать средства у гражданских госпрограмм.

Тем не менее, военный эксперт, старший научный сотрудник ВШЭ Василий Кашин видит в наращивании финансирования оборонных госпрограмм пользу, как для обороны страны, так и для гражданского сектора экономики.

— Надо понимать, что зависимость между расходами оборонного бюджета и военным потенциалом страны не носит линейного характера. Достаточно посмотреть данные по Великобритании, военные расходы которой сравнимы с Россией. При этом Великобритания фактически не имеет собственного ядерного оружия — они вынуждены закупать баллистические ракеты у американцев. У них немногим более 200 боевых самолетов, половина из которых, — небоеспособна. Армия Британии — это десятки тысяч человек, на флоте закончились противокорабельные ракеты и т. д. Кроме того, у Британии вообще нет космической программы. Если Северная Корея и Иран в состоянии сами запускать спутники, то британцы — нет.

Во Франции дела обстоят получше, но если сравнить сколько чего имеет Россия на каждый вложенный миллиард долларов, то это тоже будет не сопоставимо. Сюда же можно отнести Саудовскую Аравию, которую Россия сейчас оттеснила на четвертое место. Саудовцы вообще не имеют своего военно-промышленного комплекса, но при этом ведут войну (в Йемене — авт. ). Причем у них нет кадров для обслуживания тех сложных вооружений, которые они закупают. Там есть целые городки американских технических специалистов, которые занимаются обслуживанием авиатехники, систем ПВО и проч. Например, только несколько лет назад саудовцы научились без помощи иностранцев менять двигатели в танках. Это богатая, но технически слаборазвитая страна.

То есть эффективность, полученный боевой потенциал, на вложенный доллар у России на фоне других стран очень высокий. Мы здесь сравнимы с Китаем, а в чем-то даже получше.

«СП»: — Считаете ли вы долю от ВВП, которую тратит Россия на оборону, слишком большой? Можно ли говорить о гонке вооружений?

— Повышение доли ВВП, расходуемой на оборону, связано с наследием совершенно жуткого периода с 1992-го по 2009 год, когда не закупалось, и не делалось вообще ничего, кроме развития совершенно необходимых систем стратегических вооружений. С 2009-го начали раскручивать механизм госзакупок и новое оружие массово пошло в вооруженные силы. Поэтому из-за того, что не производилось ритмичной замены военной техники на протяжении 17−18 лет, нам пришлось в очень короткие сроки заменить огромное количество вооружений и техники. Часть из этого арсенала, например, твердотопливные ракеты, просто физически исчерпает срок службы и будет представлять опасность. Поскольку радикальная модернизация обходится дорого, проще было оснащать заново.

Отсюда и гигантские расходы, спрессованные в короткие сроки. Сейчас они уже начинают постепенно снижаться, а после 2020 года снизятся еще более существенно. А чтобы такого больше не было, придется в будущем придерживаться более ритмичного подхода, когда каждый год планово заменяется часть старого вооружения, на новое. Иначе, это плохо и для обороны и для промышленности. Шутка ли, боевых самолетов для ВВС не закупалось до 2010−2011 года.

«СП»: — В стране немало социальных проблем. Стоит ли идти на подобные траты?

— Масштабные оборонные проекты не только необходимы для выживания страны, но и дают большой экономический эффект. Если посмотреть на те трудности ведения бизнеса, которые называют компании, то в числе первых 2−3 проблем можно увидеть нехватку квалифицированных кадров. Наша промышленность действительно долго жила на кадровом заделе советского периода. Старики уходили, а замены им не было. Постоянно повышался средний возраст инженеров и рабочих. Благодаря госпрограмме вооружений у нас стал снижаться этот средний возраст. Уже подготовлено поколение технических кадров, которые благодаря своей квалификации могут работать и в гражданской промышленности. Это колоссальный вклад в развитие экономики.

Согласно докладу SIPRI, военные расходы РФ превысили $69 млрд, несмотря на падение цен на нефть

Зенитный ракетный комплекс С-400 "Триумф"

Москва. 24 апреля. сайт - Россия вошла в тройку стран с самыми большими военными расходами. Это следует из ежегодного доклада Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI).

"Россия увеличила свои расходы на 5,9%, до 69,2 миллиарда долларов, оказавшись на третьем месте в списке стран с самыми высокими военными расходами", - говорится в сообщении.

Россия заняла третье место в мире по военным расходам после США и Китая, впрочем, значительно от них отставая, отмечает британская телерадиовещательная корпорация "Би-би-си".

Военные расходы Китая увеличились на 5,4% и составили в 2016 году $215 млрд, а лидеры списка США увеличили расходы на 1,7% до $611 млрд. Мировые военные расходы в 2016 году составили 1 686 миллиардов долларов, или 2,2% мирового ВВП.

В 2016 году 55% российского военного бюджета шли на финансирование госпрограммы вооружений, говорится в сообщении.

Увеличение расходов на оборону в России, как говорится в докладе SIPRI, в 2016 году шло на фоне резкого снижения таких трат среди нефтедобывающих стран из-за падения цен на нефть.

Расходы на оборону стран Западной Европы растут второй год подряд - в прошлом году они увеличились на 2,6%. Лидером в этой гонке являлась Италия, чьи расходы увеличились на 11%. Такая же картина наблюдается в странах Центральной Европы, которые в прошлом году увеличили расходы на 2,4%, отмечает "Би-би-си".

В феврале заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов сообщил, что более 1,4 трлн рублей будет потрачено в 2017 году на закупку вооружений и военной техники.

"С учетом финансово-экономических возможностей страны на реализацию заданий оборонзаказа в части закупок вооружений, военной и специальной техники предусмотрено более 1,4 трлн рублей", - сообщил Борисов в интервью "Российской газете".

Как сообщал "Интерфакс", министерство обороны в мае направит проект государственной программы вооружения на 2018-2025 годы в коллегию Военно-промышленной комиссии. Программа должна быть сформирована к 1 июля и окончательно утверждена в конце 2017 года, сказал в марте в интервью агентству вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин. "С 1 января 2018 года должна начаться её реализация", - отметил Рогозин.

Борисов в феврале заявлял, что один из приоритетов новой госпрограммы - достижение к 2020 году оснащенности Вооруженных сил РФ (ВС РФ) современным вооружением и техникой до уровня 70%, развитие сил ядерного сдерживания и средств воздушно-космической обороны.

"В числе приоритетов - развитие систем связи, разведки и управления, радиоэлектронной борьбы, комплексов беспилотных летательных аппаратов, роботизированных ударных комплексов, современной транспортной авиации. Среди наиболее важных задач и модернизация высокоточного оружия и средств борьбы с ним, систем индивидуальной защиты военнослужащих", - сказал замминистра обороны РФ.

"Будет предусмотрено развитие Военно-морского флота, прежде всего в арктической зоне РФ и на Дальнем Востоке, а также совершенствование технической оснащенности Вооруженных сил за счет модернизации существующих и закупок вооружений, в том числе двойного назначения", - отметил Борисов.

Экспорт российского оружия в этом году сохранится на уровне $15 млрд. Об этом сообщил на проходящем в подмосковной Кубинке форуме «Армия-2016» заместитель гендиректора «Рособоронэкспорта» Сергей Гореславский. Какие страны лидируют в торговле вооружениями, сколько российский ВПК приносит в бюджет страны и какая продукция пользуется наибольшим успехом - в инфографике «Ъ».


По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI) за 2014–2015 годы, Россия занимает второе место среди стран-экспортеров вооружений , а лидером являются США.


Самым прибыльным для военно-промышленного комплекса России оказался 2013 год, после которого доходы от экспорта начали сокращаться. Вместе с тем доля военной продукции в общем объеме экспорта продолжила увеличиваться - с 2,98% в 2013 году до 4,19% в 2015-м.


В 2015 году в рейтинг 100 крупнейших оборонных компаний мира Defense News вошли семь российских предприятий . Для сравнения: Америку в нем представляют 42 корпорации, в том числе занявшие первое и второе места Lockheed Martin и Boeing, доход которых составил $40,1 млрд и $29 млрд соответственно.

Как считают эксперты, наиболее крупные контракты на поставку вооружений России принесли танки Т-90, истребители Су-30 и зенитно-ракетные комплексы С-400 . С 2001 по 2010 год экспортная версия Т-90, разработанная Уралвагонзаводом, считалась самым продаваемым танком в мире.


Предприятия оборонно-промышленного комплекса находятся в 72 субъектах РФ. В 2015 году на них работало около 1,3 млн человек. При этом средняя производительность труда по отрасли составляет 2,02 млн руб. на человека в год .


В 2012 году в России был создан Фонд перспективных исследований, отвечающий за инновации в области вооружений и военной техники . К 2016 году финансирование организации в долларовом эквиваленте выросло незначительно - до $0,07 млрд. Для сравнения: текущий бюджет Управления перспективных исследовательских программ Минобороны США, аналогом которого является российский фонд, составляет $2,87 млрд.

Денис Левинский, Елена Федотова

Россия поднялась на седьмое место в мире по милитаризации экономики и на четвертое по безопасности. За два года расходы государства на оборону достигли 5,3% ВВП, или $69,2 млрд. Таковы выводы исследования PwC «Перспективы глобальной обороны», с которым ознакомились «Известия». Также компания ожидает слома тенденции последних лет к сокращению таких расходов в мире. Впрочем, отметили эксперты, расходы на оборону - это далеко не только военные операции, но и технологическое развитие и важная статья экспорта РФ.

В 2014 году, когда был выпущен предыдущий отчет PwC, оборонные расходы России составляли лишь 4,5% ВВП. За два года расходы государства на оборону достигли 5,3% ВВП, или $69,2 млрд. PwC разделяет все страны на шесть категорий по оборонной стратегии - от решающих такие задачи за счет союзников, как Швейцария и Дания, до глобальных силовых лидеров. В последнюю категорию включены только Россия и США. Оба государства тратят более 3% ВВП на оборону и активно вовлечены в проекты безопасности по всему миру.

ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ

Первое место среди стран по милитаризации экономики занял Оман с долей сектора в ВВП в 16,75%. Вторая строчка принадлежит Саудовской Аравии (10,41%), третья - Сирии (8,49%). США на 17-м месте с показателем 3,3%.

При этом, по данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), Россия занимает третье место в мире по объему расходов госбюджета на оборону после США и Китая (без привязки к ВВП). Также важно, что в 2016 году все нефтедобывающие страны сократили свои расходы на оборону из-за падения цен на главный экспортный товар.

Как пояснил «Известиям» научный редактор журнала «Экспорт вооружения» Михаил Барабанов, 2016 год был для России не совсем показательным, чтобы судить о расходах на оборону.

Последние годы ежегодные расходы на оборону не превышали 2,9 трлн рублей. Но в прошлом году Минфин выплатил 800 млрд рублей госгарантий по кредитам предприятиям оборонно-промышленного комплекса. Потом на эти нужды ведомство выплатило еще дополнительные 200 млрд. Именно этот триллион рублей и привел к увеличению расходов на национальную оборону в 2016 году до 3,9 трлн рублей, - пояснил он.

По словам эксперта, уже в этом году расходы вернутся к привычным 2,9 трлн рублей и эта сумма сильно не изменится в ближайшие три года. По мнению эксперта, из-за усложняющейся геополитической ситуации России нужно наращивать расходы на оборону - их сокращение приведет к срыву программы перевооружения.

Сумма в 2,9 трлн рублей обеспечивает баланс между проведением военных операций и закупкой вооружений, отметил эксперт.

Расходы бюджета на оборонные нужды могли бы быть выше, уверен руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа (ИПВА), полковник, профессор Академии военных наук Анатолий Цыганок.

Например, расходы США в 10 раз больше. Нам в первую очередь нужно инвестировать в подводные лодки на Военно-морском флоте. Также остро требуется увеличение космической группировки. Третья проблема - подготовка личного состава. Офицерского состава не хватает, - пояснил эксперт.

Впрочем, Россия в последние годы не только тратит на оборону, но и зарабатывает на ней. В 2016 году экспорт вооружений из России составил более $15 млрд. При этом важно, что экспорт продукции ОПК является высокотехнологичным и в том числе способствует диверсификации российской экономики, которая в последние десятилетия борется с зависимостью от нефти.

Несмотря на существенный экспорт вооружений, «самоокупаемость» оборонных расходов бюджета - несбыточная мечта, констатировал Анатолий Цыганок.

По прогнозам аналитиков, мир до 2021 года снова вооружится. PwC ожидает увеличения глобальных затрат на оборонные нужды. Например, сокращавшие в последние годы свой военный бюджет США нарастят его до $611 млрд. Еще больше нарастят военные расходы Китай и Индия.

Согласно результатам анализа, совокупные темпы годового роста расходов на оборону в период с 2017 по 2021 год должны нивелировать предыдущие сокращения оборонных бюджетов, отмечавшиеся в период с 2012 по 2016 год в 45% анализируемых стран.

Несмотря на ожидаемый рост расходов в связи с возросшими угрозами, например, в сфере кибербезопасности, оборонные бюджеты стран мира всё еще находятся под жестким давлением. Среди глобальных тенденций, которые могут оказать серьезное влияние на оборону и безопасность, PwC указывает перемещение экономической мощи с Запада на Восток, демографические изменения и развитие технологий.

ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ

Авторитетный институт SIPRI подсчитал, что военные расходы России в 2016 году выросли на 5,9%, до $69,2 млрд. Это позволило ей потеснить Саудовскую Аравию и занять третье место после США и Китая по оборонным тратам

Фото: Владислав Белогруд / Интерпресс / ТАСС

Россия заняла третью строчку в мире по военным расходам за прошлый год: они увеличились на 5,9% и составили $69,2 млрд, следует из обновленной 24 апреля базы данных Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI). Речь идет о показателе в текущих долларах США: номинальные расходы в национальной валюте пересчитаны по среднегодовому рыночному курсу доллара. По этому показателю Россия обошла Саудовскую Аравию, которая занимала третье место по итогам 2015 года, и уступает только США ($611 млрд) и Китаю ($215 млрд), хотя и в разы.

Совокупные военные расходы государств мира в 2016 году составили $1,69 трлн, из которых на долю России приходится 4,1 против 36% у Соединенных Штатов и 13% у Китая. В номинальном выражении в местной валюте SIPRI оценил военные расходы России за последний год в 4,64 трлн руб. — рост на 14,8% по сравнению с соответствующей оценкой за 2015 год.

Как считает SIPRI

Никакого точного определения, что понимать под военными расходами, нет: различные источники могут включать или не включать те или иные категории в военные расходы (см. инфографику ). SIPRI старается включать в свою оценку «все расходы на действующие вооруженные силы и военную деятельность», в том числе расходы на военизированные (paramilitary) структуры, как Росгвардия, гражданский персонал оборонных ведомств, социальные пособия для военных и их семей, оборонные исследования и разработки, военное строительство, военную помощь другим странам. SIPRI исключает из рассмотрения траты на гражданскую оборону (находится в ведении МЧС) и текущие расходы на прошлую военную деятельность (пособия ветеранам, конверсию оружейных производств, ликвидацию оружия). Даже несмотря на то что последние могут оплачиваться из бюджета Минобороны.

SIPRI отмечает в пресс-релизе , что наращивание Россией военных расходов в 2016 году шло вразрез с общей тенденцией сокращения этих расходов в нефтедобывающих странах вслед за удешевлением нефти. Так, Венесуэла сократила военные расходы на 56%, Южный Судан — на 54%, Азербайджан — на 36%, Ирак — на 36%, Саудовская Аравия — на 30%. Кроме России из стран-нефтеэкспортеров военные расходы увеличились только в Норвегии и Иране, показывают данные института. Средняя цена нефти Brent в прошлом году снизилась на 16% относительно средней цены 2015-го, российский сорт Urals подешевел на 18%.


Но в оценку российских военных расходов за 2016 год были включены расходы на сумму около 800 млрд руб. ($11,8 млрд), предназначенные для погашения части задолженности российских оборонных предприятий перед коммерческими банками, сообщил РБК старший научный сотрудник SIPRI Симон Виземан. Эти ассигнования, неожиданно выделенные в конце 2016 года, правительство позиционировало как разовые: речь шла о , взятых в прошлые годы под госгарантии для выполнения гособоронзаказа. «Если бы не эти разовые выплаты, военные расходы России в 2016 году снизились бы по сравнению с 2015-м», — уточнил Виземан.

Поскольку львиная доля оборонных расходов России проходит по секретным (закрытым) статьям бюджета, сколько точно правительство потратило на погашение кредитов ОПК, сказать невозможно. Глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров называл цифру 793 млрд руб. Однако Счетная палата в оперативном отчете об исполнении бюджета в 2016 году сообщала, что были прекращены гарантии на 975 млрд руб. по кредитам предприятий ОПК для целей гособоронзаказа.

Единовременные расходы на закрытие «кредитной схемы» ОПК привели к тому, что объем военных расходов в отношении к ВВП в 2016 году возрос до 5,3% — максимума в истории независимой России, говорится в справке SIPRI. «Это тяжелое бремя приходится на период, когда российская экономика испытывает серьезные трудности из-за низких цен на нефть и газ и экономических санкций, введенных с 2014 года», — отмечает Стокгольмский институт.

При оценке военных расходов России SIPRI опирается в основном на официальные документы российского госбюджета, следует из методологии исследования (а, например, по Китаю таких данных недостаточно). Иными словами, SIPRI комбинирует российские бюджетные данные. В самом российском бюджете есть функциональный раздел «Национальная оборона», по которому в 2016 году было потрачено 3,78 трлн руб., а на 2017 год запланировано сокращение ассигнований на четверть, до 2,84 трлн руб. Но часть расходов, которые включает в свой расчет SIPRI, проходит по другим бюджетным разделам, в частности «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность».

Как считают российские эксперты

По данным заведующего лабораторией военной экономики Института Гайдара Василия Зацепина, косвенные военные расходы можно найти и в таких «мирных» разделах, как «Национальная экономика» (капитальное строительство в рамках гособоронзаказа), «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Здравоохранение», «Социальная политика» (расходы Минобороны). Кроме того, небольшая часть военных расходов проходит через региональные бюджеты (2,2 млрд руб. в 2016 году).


Тактические учения артиллерийских подразделений 5-й общевойсковой армии в Приморском крае (Фото: Юрий Смитюк / ТАСС)

В результате Институт Гайдара оценивает суммарные военные расходы России, связанные с текущей и прошлой военной деятельностью, в 4,94 трлн руб. (5,7% ВВП) за прошлый год — рост на 15% в номинальном выражении относительно предыдущего года. Это максимально широкая оценка, в которую включаются пенсии военнослужащим (328 млрд руб. в 2016 году), затраты на уничтожение химоружия и утилизацию вооружения и военной техники — те расходы, которые SIPRI не учитывает, поскольку они относятся к «прошлой военной деятельности».