Цикл наблюдений за деревьями весной. Совместная тематическая прогулка «Наблюдение за деревьями осенью




Конспект прогулки в детском саду

Легейда Ольга Владимировна, воспитатель МДОУ "Ясли-сад №380 города Донецка"

Конспект прогулки в старшей группе.

Программное содержание: Наблюдение за деревьями - закрепить умение различать деревья по веткам, почкам, коре (ветка берёзы – тонкая, гибкая, почки мелкие, смолистые, расположены на ветке по одной, ветка тополя толще, чем ветка берёзы, кора зеленовато – серая, почки крупные, длинные, клейкие и душистые, растут по одной), учить сравнивать.
Заучивание скороговорки – упражнять детей в отчетливом произношении звуков.
Подвижная игра – эстафета – упражнять в прыжках с продвижением вперёд, закрепить бег между предметами. Развитие ловкости и быстроты.
Труд на участке – воспитывать у детей желание трудиться, доводить начатое дело до конца.

Ход прогулки.

Воспитатель: По каким признакам, ребята, можно определить дерево?
Дети: По расположению веточек, листьям, коре. Рассматривание дерева – тополь. У тополя серо-зеленоватая кора, веточки толстые, почки крупные, длинные.
Воспитатель: А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру. Сколько шагов до дерева? (экологическая тропа).
Воспитатель: А теперь, ребята, обратите внимание на это дерево. Как оно называется? Какие у него веточки? Какого цвета кора? Ответы детей.
Воспитатель: Что общего у тополя и берёзы? А теперь назовите их различия. Ответы детей.
Воспитатель: Берёза – единственное дерево в мире с белой корой. Её можно назвать белоствольной. Прекрасна берёза в любое время года. Берёза не только красива, но и необходима для человека. Из неё делают мебель, игрушки, корзины, краски, чернила. Отвар из берёзовых почек успокаивает нервы, заживляет раны. Когда не было ещё бумаги, люди писали на берестяных грамотах – коре берёзы. Кто знает стихотворения о берёзе
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей
Берёзка зелёные косы
Развесила с тонких ветвей
Ребята, вы знаете, что деревья надо беречь. Вы обратили внимание на кору деревьев, что она вся повреждена насекомыми? Кто спасает деревья от вредных насекомых?
Дети: Муравьи, божьи коровки, дятлы.
Воспитатель: Давайте посадим на веточки много божьих коровок. Они будут спасать деревья от вредителей. За один день божья коровка может съесть до 200 вредителей. А теперь, ребята, я предлагаю поиграть в игру – эстафету «Кто первый». А теперь давайте отдохнём.
Я скажу скороговорку, а вы должны сначала медленно, чётко выговаривая слова, затем быстрее, дальше ещё быстрее, произнести эту скороговорку.
Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.
А теперь, ребята, давайте вместе с вами потрудимся: надо собрать мелкие камушки, веточки, подмести дорожки.

(старший возраст)

«Прогулка по осенней роще»

Цель: Формировать представления об изменениях в природе. Продолжать знакомить с характерными особенностями деревьев, по которым их можно выделить среди других деревьев. Воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения: Перед прогулкой зачитать детям письмо – приглашение: «Здравствуйте, ребята! Я осень приглашаю вас к себе в гости, в мою осеннюю рощу полюбоваться моими нарядами, понаблюдать, что интересного произошло в роще. А чтобы вам было интересно, я приготовила для вас карточки с заданиями. На этом я с вами прощаюсь. Жду вас у себя в роще. До свидания, осень!

Карточки с заданиями:

1. Во время прогулки назвать те деревья и кустарники мимо которых будите ходить.

2. Найти самый необыкновенно раскрашенный лист.

3. Назвать плоды и семена встречающихся растений.

Во время прогулки обратить внимание детей на красоту осенней рощи. Спросить у детей изменилась ли жизнь растений с приходом осени. Как деревья готовятся к зиме?

Предложить детям аккуратно и потихоньку потянуть с ветки зеленый лист и желтый. Спросить какой лист отрывается легче. Через увеличительное стекло посмотреть на внутреннюю сторону листа. Она вся усеяна мелкими точками. Что это такое? Оказывается, что листья это «форточки» деревьев. Чтобы расти дереву нужно много воды. Корни впитывают воду из земли. Она поднимается по стволу, веткам, и попадает в листья. Солнце нагревает листья «форточки» открываются, выпускают влагу, листья охлаждаются и не засыхают. Осенью становится холоднее, дерево потребляет меньше воды и соответственно в листья поступает воды меньше, они начинают потихоньку увядать. Также осенью между листом и веткой образуется пробка – перегородка, она отделяет лист от ветки. Поэтому ветер срывает осенние листья с веток.

«Листья желтые летят»
Цель: Формирование умения детей сравнивать осенние листья: выделить по цвету листья; рассмотреть листья берёзы, рябины, тополя, клена, дуба; объяснить, что листья разных деревьев не только отличаются по форме, осенью они окрашиваются по-разному; обратить внимание на красоту листопада.
Ход наблюдения.
- Дети, посмотрите, как красиво кружатся листья в воздухе



Вот на ветке лист кленовый,
Нынче он совсем как новый –
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!
В. Берестов
- Это новый кленовый лист?
- Что изменилось в жизни растений?
- Всюду, точно красивый дождь, неслышно падают разноцветные листья.
- Дети, а листья каких деревьев вы видите?
- Какие они по цвету?
- Листья разные: жёлтые, красные, зелёные. У берёзы листики жёлтые, как солнышко, у рябины много красных листочков. А у тополя листочки ещё зелёные – зелёные
- Дети, на что похожи листья берёзы, тополя, рябины?
- А какие листочки вам понравились больше всего? Почему?
Вывод: Осенью листья деревьев изменяют свой цвет. У разных деревьев они окрашиваются по-разному: ярко-жёлтые, оранжевые, тёмно-красные. Становится холодно, и листочки опадают на землю.
Игра «Листочки»
Мы – листочки, мы листочки. Стоят, держа в руках листочки
Мы осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
Дунул ветер – полетели. Разбегаются

Мы летали, мы летали Бегают, помахивая листочками.
Все листочки так устали!
Перестал дуть ветерок,
Все уселись в кружок. Садятся на корточки

Ветер снова вдруг подул Снова разбегаются
И листочки с веток сдул
Все листочки полетели Помахивают листочками
И на землю тихо сели.
В конце можно предложить детям собрать листья.
Приметы:
Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.
Если лист с берёзы и дуба опадает нечисто – к суровой зиме.
Логическая речевая задача «Осенние листья»
«Осенние листья лежат на земле пышным ковром.
- Сегодня будем сгребать листья, - сказала мама Саше.
- А можно я сгребу листья в кучу и разожгу костер? – спросил Саша.
- Нет, нельзя, - ответила мама».
Почему мама не разрешила Саше жечь листья?
Вывод: У нас есть закон, который запрещает засорять воздух, а дым его засоряет. Саша не знал этого, а мама ему объяснила. Листья нужно сгребать и прикапывать землей. Они перегнивают в земле и станут удобрением для растений.

«Наблюдение за осенней рощей»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осени, учить устанавливать связи между продолжительностью дня и температурой воздуха и состоянием растений.

Ход наблюдения: Обратить внимание детей на красоту осенней рощи, на то, что листьев на деревьях становится меньше, спрятались почти все насекомые, птицы собираются в стаи и т. д. Предложить детям найти дерево, на котором меньше всего листьев, и то, на котором больше всего листьев. Спросить у детей как называются эти деревья, по каким признакам они определили эти деревья.

Исследовательская деятельность: Предложить детям собрать самые красивые разноцветные листья, сравнить их по величине, форме, окраске, назвать с какого они дерева. Если среди собранных листьев окажутся листья не с ближайших деревьев, попросить детей объяснить, как листья попали на это место.

«Наблюдение за рябиной осенью»

Цель: Продолжать знакомить детей с рябиной.

Ход наблюдения:

Улетели птицы разные,

Смолк их звонкий перепев,

А рябина осень празднует,

Бусы красные надев.

«Наблюдение за осиной»

Цель: Познакомить с деревом – осиной, ее строением, листьями.

Ход наблюдения:

Зябнет осинка, дрожит на ветру,

Стынет на солнышке, мерзнет в жару.

Дайте осинке пальто и ботинки,

Надо согрется бедной осинке.

И. Токмакова.

У осины ствол гладкий, серо – зеленого цвета. Осенью ее листья раскрашены в разные цвета: розовый, красный, желтый. Листья у осины особенные, крепятся на гибких сплюснутых череночках, чуть подует ветерок, и застучат листочки друг о друга.

1. Какой ствол и листья у осинки?

2. Почему дрожат листья дерева?

Трудовая деятельность: Сбор опавших листьев – воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща.

«Наблюдение за тополем»

Цель: Познакомить детей с тополем осенью (какую пользу он приносит людям; когда и почему бывает тополиная метель).

Ход наблюдения:

Воспитатель: В народе говорят «Если с дерева лист не чисто опадает, будет строгая зима». Как вы понимаете это выражение? Почему? (ответы детей)

Воспитатель проводит с детьми беседу.

· Кто знает, почему осенью листья становятся желтыми, красными, багряными? (ответы детей)

· Многие думают, что причина листопада – заморозки, убивающие нежные, незащищенные листья. Но так ли это? Листопад у разных деревьев бывает в разное время. Мы с вами будем вести наблюдение, когда же начинается листопад у тополя.

· Что производят из древесины тополя? (Прежде всего, бумагу, а почки тополя используют для производства кремов, духов и одеколонов.

· Когда бывает тополиный пух, тополиная метель? Почему?

· Что такое тополиный пух?

Трудовая деятельность: Сбор листьев для гербария и поделок, их засушка.

«Наблюдение за елью на участке»

Цель: Уточнить знания об отличиях натуральной ели от игрушечной.

Ход наблюдения:

Воспитатель задает вопросы:

· Почему ель относят к хвойным деревьям?

· Что является основным признаком хвойных деревьев?

· Сравните деревья, в чем их различия?

· Какое дерево искусственное?

· Как вы узнали, какое дерево живое?

Живая ель растет на участке, кроме ствола, веток, иголок, у нее есть большие корни, с помощью которых дерево получает влагу и питательные вещества из земли и прочно удерживает на одном месте.

Игрушечная елочка маленькая, неживая, сделанная из искусственного материала (пластмассы), у нее нет корней, она не растет.

Ребята, скоро Новый год! Его празднуют возле нарядной елки. И было бы очень хорошо, если бы в этот праздник у вас дома стояла искусственная елка, а не живая. Ведь если елку спилят, она засохнет, умрет, и не будет в лесу елки. А искусственная елка тоже очень красивая, и если ее украсить, то она принесет не меньше радости в Новый год.

Новогодние деньки,

Снег морозный, колкий.

Загорелись огоньки

На пушистой елке.

«Наблюдение за сосной»

Цель: Уточнить знания о хвойных деревьях, их сходствах и различиях (сосна, как и ель, всегда зеленая, у нее тоже есть иголки, только длиннее).

Ход наблюдения:

Была ли малым деревцем?

Сосне совсем не верится:

Давно с высокой кручи

Достала красной тучи

И с другого берега

Достала тень от дерева.

В Могутин.

Воспитатель: В народе говорят: «Сосна там красна, где выросла», «Всякая сосна своему бору шумит».

Сосна – высокое дерево, ствол у нее прямой, ветки только на макушке. Внизу сосновая кора грубая и шершавая, а наверху тонкая. У сосны длинные и узкие хвоинки, поэтому сосну называют хвойным деревом. Хвоинки располагаются парами. Размножается сосна шишками.

Воспитатель задает детям вопросы:

· Как выглядит сосна?

· Почему про сосну говорят: «Зимой и летом одним цветом»?

«Наблюдение за деревьями зимой»

Цель: Закреплять умение детей узнавать деревья по характерным признакам и строению, признакам, отличающим каждое дерево друг от друга. Воспитывать бережное отношение к деревьям, как живому объекту.

Ход наблюдения: Рассмотреть с детьми разные деревья: березу, клен, тополь, иву. Спросить у детей как называются эти деревья, какое у них строение. Сравнить все деревья между собой: в чем их сходство и различие (рисунком коры, ее цветом, кроной, семенами и плодами). Обратить внимание на цвет и рисунок коры. На каких деревьях она гладкая, на каких имеет трещины, шероховатости, какого она цвета. Рассказать детям, как можно отличить одно дерево от другого по кроне: у клена ветки прямые, заканчиваются «вилкой», у дуба все ветки неровные, словно покореженные, у березы крона словно кудрявая, веточки белые, у ивы ветки гибкие и длинные, почти до земли.

Исследовательская деятельность: Изготовить с детьми рисунки коры деревьев. Для этого взять белый лист бумаги приколоть его к дереву и закрасить его мягким карандашом или мелом. Подписать название дерева, рядом с рисунком коры можно нарисовать само дерево или его плоды.

«Наблюдение за весенним дубом»

Цель: Продолжать знакомить детей с дубом, его особенностями в весеннее время года. Формировать представление о внешнем виде дуба.

Ход наблюдения: Загадать детям загадку:

Я раскрываю почки,

В зеленые листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня весна.

Рассмотреть деревья, подойти к дубу и спросить у детей знают ли они, как оно называется, по каким признакам вы определили, что это дуб. Повторить вместе с детьми основные части дерева: корни, ствол, ветки. Рассмотреть почки на дубе, спросить у детей, почему они не раскрылись. Если дети затрудняются с ответом, пояснить что на дубе почки распускаются позже т. к. молоденькие листья бояться утренних заморозков. Поэтому почки на дубе не раскрываются пока не установится теплая погода. Листья тополя не боятся утренних заморозков, поэтому появляются на деревьях одними из первых.

Исследовательская деятельность: Учить детей с помощью компаса определять стороны света. Обратить внимание на то, что без компаса можно определить направление севера по мху, растущему на деревьях – с северной стороны его больше.

«Наблюдение за деревьями весной»

Цель: Создать условия для обобщения представлений о деревьях в весенний период (распускание листьев, цветение), сравнение листьев и цветов разных пород деревьев. Воспитывать эмоционально положительное отношение к природе.

Ход наблюдения: Обратить внимание детей на распустившиеся листья, появившиеся сережки и цветы. Попросить детей назвать деревья, на которых сережки появились раньше листьев. Спросить детей, как они думают, почему листья распускаются не сразу на всех деревьях.

Исследовательская деятельность: Рассмотреть и сравнить распустившиеся листья.

«Экскурсия в парк»

Цель: Познакомить детей с весенними изменениями в парке (распускаются листья на деревьях, появляются насекомые и т.д.). Показать детям, что роща это многоэтажный дом, в котором на разных этажах живут растения и животные. Вызвать радостные переживания от общения с природой.

Ход экскурсии: Рассмотреть с детьми деревья, обратить внимание на распустившиеся раньше всех нежные зеленые листики. Понаблюдать за появившимися насекомыми, спросить, как их называют, чем они питаются. Почему мы их не видели зимой. Рассказать детям о взаимодействии животных и растений на примере березы, какие птицы живут в кроне дерева, какие насекомые могут жить под корой и ползать по стволу, кто живет у корней дерева.

Исследовательская деятельность: С помощью увеличительного стекла рассмотреть, как муравьи ползают по стволу дерева.

«Рассматривание дерева, сравнение его с кустом»

Цель: Закреплять представление о дереве (имеет корень, ствол, ветки, листья и плоды), кустарник (имеет корень, несколько стволов, ветки, листья, плоды). Развивать аналитическое мышление, воспитывать интерес к жизни растений.

Ход наблюдения: На прогулке выбрать место, чтобы хорошо было рассматривать дерево и кустарник. Обратить внимание на общие признаки у растений: имеют корень, ствол, ветки, листья, плоды. Предложить детям сравнить между собой дерево и кустарник, чем они схожи и в чем различие.

Исследовательская деятельность: Сравнить, где земля теплее на открытом месте, или в тени, под деревьями.

Весна – прекрасное время для наблюдений за деревьями. Они просыпаются после зимы, у деревьев период цветения, распускаются листья. Сегодня расскажу о наших наблюдениях, которые легко провести в рамках прогулки.

Еще неделю назад все деревья были голые. Сегодня они почти все оделись в зеленый наряд. Так вот, неделю назад мы сделали два открытия. Во-первых, все деревья разные: на каких-то листья распускаются раньше, на других – позже. А во-вторых, почки на деревья тоже разные. По размеру уж точно. Наше предположение такое: чем больше лист, тем больше почка. Например, почки березы или вишни совсем маленькие, а почки каштана очень большие.

Разумеется, стоит обсудить, чем дерево отличается от куста. У дерева ствол один, а у куста их много. Искали на прогулке деревья и кусты.

А чем еще деревья отличаются друг от друга. Самый простой ответ – у них разные листья. Во-первых, на одних листья, а на других – иголки. Обратили внимание, что иголки то бывают разные! Не одними елками едиными. Бывают еще и сосны, и лиственницы. А еще хвоя тоже опадает, хоть такие деревья и называют вечнозелеными. Недавно гуляя в парке с сосновым лесом, я обратила внимание ребенка на хвою под нашими ногами и спросила его, что это. На что ребенок, недолго думая, ответил, что это трава. И очень удивился, когда я ему сказала, что это иголочки, которые опадают с сосен. Так что чаще смотрите под ноги.

Ну а если еще более внимательно посмотреть под ноги, то можно увидеть липучки тополя. А это между прочим его почки. Вот такие разные бывают почки.

Ну а чем же еще отличаются деревья? Посмотрим на них внимательней. У одних деревьев ветки опущены к земле, как у березы. У других – тянутся к небу, а у третьих (как у ели) стоят параллельно земле. С ребенком можно поиграть в интересную игру. Мама показывает на дерево, а ребенок ставит свои руки так, как ветки этого дерева находятся относительно земли: опускает к земле, расставляет в стороны или тянет к небу.

А чем деревья похожи? Остановимся на этом поподробнее. Во-первых, они живые. Во-вторых, у всех у них есть ствол, корни, крона. В-третьих, дерево не тонет в воде. Но это уже свойство древесины, которое можно проверить экспериментально. Мы нашли ручей и бросали в него камни и палочки. Камни тонули, а веточки плавали. После этого стоит порассуждать, из чего люди строили лодки.

А еще деревья цветут, затем у них созревают плоды. С плодами ребенок знаком, и яблоки с вишнями собирает, и шишки и каштаны уважает.
А вот с цветами заминка. Сначала нужно отметить цветение садовых деревьев, они цветут явно, их белые и розовые цветы знакомы каждому. А вот как цветут другие деревья? Мы нашли березу, сережки – это цветы березы. Длинные сережки – мужские соцветия, короткие – женские.

Во всю цветет американский клен.

Цветет тополь, а совсем скоро зацветут яблони и вишни и весь наш сад будет в цветах.

Карточка №1

Наблюдение за деревьями.

Цель: Напомнить о деревьях растущих на участке. Учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев. Уточнить приметы осени, её признаки. Развивать логическое мышление

Словарная работа : активизация: рябина, береза, осина, тополь, ягоды, семена, плоды, сладкая. Обогащение: хина, хитрая, пошутить, не дозрела.

Художественное слово : «Рябина» И. Токмакова.

Красную ягодку мне дала рябина

Думал я, что сладкая, а она как хина.

Толи эта ягодка просто не дозрела,

Толь рябина хитрая пошутить хотела?

.

: рассматривание листьев разного цвета с одного дерева (обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет)

Карточка №2

Наблюдение за дождем

Цель: Пополнить знания детей о сезонных изменениях в природе, развивать речь, согласовывая глаголы с существительными.

Словарная работа : активизация: дождь, лужи, тучи, зонт;

обогащение: моросит, барабанит, проливной, затяжной, грибной.

Художественное слово : «Дождик»

Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька,

Лужу резал, лужу резал,

И устал, и перестал. И. Токмакова.

Беседа по содержанию стихотворения .

Исследовательская деятельность : Исследование свойств воды: вода жидкая, прозрачная, без запаха, она льётся, пропитывает предметы, (испаряется на солнце и от ветра).

Карточка №3

Наблюдение за птицами

Цель : Расширять знания детей об особенностях внешнего вида и повадках птиц, приспособление к среде обитания. Уточнить понятия «перелетные и зимующие».

Словарная работа : активизация: птицы, кормушка, обогащение: перелетные, зимующие, оперение, повадки, экологическая тропа, объект, клин, косяк.

Художественное слово : Птицы на юг улетают

Гуси, грачи, журавли,

Вот уж последняя стая,

Крыльями машет в дали.

Беседа по содержанию стихотворения .

Исследовательская деятельность : «солнце высушивает предметы и песок»

Карточка №4

Наблюдение за листопадом .

Цель: Углубить и обобщить знания детей о деревьях, о характерных признаках изменения природы. Учить устанавливать связи между условиями жизни и средой обитания, развивать доказательную речь.

Словарная работа : активизация: листопад, облетают, кружат; обогащение: шуршат

Художественное слово: «Парк».

Разноцветный парк,

Разноцветный сад

Листопад начался,

Начался листопад

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат М.Авдеева

Беседа по содержанию стихотворения

Исследовательская деятельность : Определить, на каких деревьях листья начинают быстрей желтеть?

Карточка №5

Наблюдение за транспортом

Цель: Закреплять название улиц села, продолжать знакомить с разными видами транспорта, напомнить о его частях. воспитывать уважение к труду водителя, закрепить ПДД.

Словарная работа : активизация: шина, дорога, кузов, мотор, кабина, груз, дрова, пешеходный переход, Набережная, Кандалакша, Нива; обогащение: шины шуршат, водитель, проезжая часть, двухстороннее движение.

Художественное слово : Шуршат по дорогам веселые шины-

Спешат по дорогам машины, машины…

А в кузове важные, срочные грузы:

Кирпич и железо, дрова и арбузы.

Работа шофера трудна и важна

А как она людям повсюду нужна.

Беседа по содержанию прогулки.

Исследовательская деятельность : рассматривание радужных разводов в лужах после проезда по ним машины.

Карточка №6

Наблюдение за ветром

Цель: Развивать наблюдательность и интерес к природе, закрепить понятия «живая – неживая» природа. При помощи исследовательской деятельности объяснить значение ветра, учить определять его силу, направление.

Словарная работа : активизация: листопад, листья. опадают, осень, сентябрь, природа, север, юг; обогащение: сильный, задувает, пронизывающий, ветреная.

Методический прием : Наблюдение за листопадом, за тем, как осыпаются семена с травы, кустарников; за сохнувшим бельем на веревке, за высыхающими лужами.

Художественное слово : «Одинокий пастух»– релаксация

Ярко светит солнце,

Дует легкий ветерок.

Мы вдыхаем его чистый и

Свежий воздух.

Нам хорошо и приятно.

Мы хотим жить в мире с природой,

Будем ее друзьями,

Будем ее любить и защищать. Д Лолей

Исследовательская деятельность : при помощи султанчиков, лент, шарика определить направление и силу ветра.

Карточка №7

Наблюдение за инеем.

Цель : Научить чувствовать детей предвестники зимы, учить различать снег от инея, устанавливать связи, Наблюдать за замерзанием луж, их таянием при нагревании солнцем.

Словарная работа : активизация: травы, лужи, утро; обогащение: серебро, блюдца, иней, заморозки, блещут, заря.

Художественное слово : В сентябре, в сентябре

Утром травы в серебре.

Как серебряные блюдца

Блещут лужи на заре.

Исследовательская деятельность : определить опытным путем скорость таяние льда на лужах в тени и на солнце.

Карточка №8

Наблюдение за гроздями рябины

Цель : Развивать наблюдательность, закреплять знания о лекарственных деревьях, плодах, учить объяснять их предназначение, способы приготовления отваров. Поддерживать и развивать желание узнавать о деревьях больше.

Словарная работа : активизация: рябина, дерево, осень, листопад; обогащение: гроздья, лекарственное растение, витамины, отвар, целебный.

Методические приемы : загадка, беседа внешнем виде и пользе дерева

Стройная и прекрасная,

На ней ягодка красная.

Исследовательская деятельность : выкапывание цветов с клумбы для выращивания в группе. Учить детей устанавливать связи между похолоданием и отмиранием растений.

Карточка №9

Наблюдение за насекомыми

Цель: Развивать интерес к живому миру, наблюдательность, учить устанавливать связи между погодой и поведением насекомых. Закреплять названия насекомых, их пользу для природы. Рассказать, что при наступлении осени все насекомые прячутся от холода (в стволы старых деревьев, в пни, в землю и т.д.) Напомнить, что паук не является насекомым.

Словарная работа : активизация: мухи, пауки, пчелы, шмели; обогащение; убежище, зимовать.

Художественное слово : загадки о насекомых.

Исследовательская деятельность : обратить внимание на то, что насекомых стало меньше. Показать детям, куда и как прячутся насекомые.

Карточка №10

Цель : Учить различать деревья по форме листов и их окраске. Отметить, на каких деревьях есть плоды, с каких деревьев опало больше листьев, есть ли деревья с зеленой листвой. Какие?

Словарная работа : активизация: березка, золотая, роща; обогащение: багряная

Художественное слово: Как хорошо в гостях у осени

Среди березок золотых…

Подольше б золото не сбросили

Стоял бы лес багрян и тих.

Беседа по содержанию стихотворения .

Исследовательская деятельность : определить, с какого дерева листья самые большие, сделать вывод, у самых больших деревьев листья крупнее.

Карточка №11

Наблюдение за туманом

Цель : Познакомить с природным явлением, напомнить о разных агрегатных состояниях воды, развивать любознательность. Закрепить названия осенних месяцев.

Словарная работа : активизация слов: туман, пенек, куст, опыт. обогащение слов: испарение, впитать, высушить.

Методический прием: наблюдение за утренним туманом: во время тумана предметы становятся плохо видны. На что похож туман? (на пар, дым, облако) Что такое туман? (дыхание земли). Земля, почва, растения дышат накопленным пеплом, а холодный воздух опускается на землю. Они смешиваются и получается туман – мельчайшие частицы воды. Их очень – очень много, они быстро двигаются, и воздух становится не прозрачным.

Художественное слово : Кто - то ночью утащил лес.

Был он вечером, а утром - исчез!

Не осталось не пенька, ни куста,

Только белая кругом пустота. И. Такмакова.

Беседа по содержанию стихотворения .

В народе шуточно говорят «Воры украли горы!».

Исследовательская деятельность : «Воздух осенью влажный»:на скамейку положить лист сухой бумаги. В конце прогулки дети обнаружат, что он влажный. Почему это произошло? Как его можно высушить? (батарея, солнце, утюг, теплое помещение и т. д.) Где быстрей высохнет? Закрепить знания о намокании и просушивании. Можно разорвать лист пополам. Одну половину поместить на батарею, другую на стол. Дети наблюдают, делают выводы.

Карточка №27

Наблюдение за листопадом.

Цель : закреплять знания о сезонных изменениях, учить устанавливать связи между живой и неживой природой.

Словарная работа : активизация: осень, сад, пожелтевшие, вянущих; обогащение: вдали, краснеются, - березняк, ольховник, дубрава,

Художественное слово:

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтевшие по ветру летят.

Лишь вдали, краснеются там, на дне долин,

Кисти ярко- красные вянущих рябин.

Беседа по содержанию стихотворения.

Исследовательская деятельность : опавшие листья на земле гниют, превращаясь в удобрение.

Карточка №12

Наблюдения за изменениями в лужах.

Цель : напомнить детям, что летом лужи были теплые, быстро испарялись. Осенью вода в них холодная, долго не испаряется, на поверхности плавают желтые листья. Поздней осенью кромка лужи замерзает, тая днем под солнцем, а в морозный день промерзает полностью.

Словарная работа : активизация: серая лужа, расхлюпалась,

моросило; обогащение: хрустит, дрожит.

Художественное слово :

Мне серая лужа простудой грозила

Расхлюпалась грязь

И весь день моросило.

И не было в мире скучнее двора

Чем тот, где пытались гулять мы вчера.

Сегодня на ветках не капли, а льдинки,

По грязи идем, не испачкав ботинки,

А бывшая лужа с водой ледяной

Дрожит и трещит, и хрустит подо мной. С. Махорин

Беседа по содержанию стихотворения.

Исследовательская деятельность : определить опытным путем и доказать, что лед на лужах тает медленнее, чем в помещении.

Карточка№13

Наблюдение за небом

Цель : развивать наблюдательность, умение различать изменения в характере туч, облаков. Уточнить знания об осадках.

Словарная работа : активизация: синий, голубой, серый, седой, черный, грозный; обогащение: шатер, стремится.

Художественное слово : (загадка)

Шатер огромный над землей

Так часто цвет меняет свой.

Бывает синий, голубой,

Бывает серый и седой.

Бывает черный, звездный,

Бывает очень грозный.

Он посылает дождь и снег,

К нему стремится человек

Он радугой порой играет.

И нет ему конца и края.

Беседа по содержанию стихотворения

Исследовательская деятельность : «Разноцветное небо ». Доказать, что небо меняет цвет, если на него смотреть в разноцветные стекла.

Карточка №14

Наблюдение за дождем

Цель : закреплять знания детей о дожде, его пользе и вреде, его значении для жизни растений осенью. Развивать доказательную речь.

Словарная работа : активизация: капля, туча, высота, прятаться, намочу; обогащение: осадки, поспевать, подгонять.

Художественное слово : загадка Из маленьких капель я состою,

А домик мой - туча, я в нем живу.

С большой высоты я на землю лечу-

Скорее все прячьтесь, а то намочу!

Беседа по содержанию стихотворения .

Исследовательская деятельность : учить детей слышать стук капель дождя и подбирать разные поверхности для ударов капель.

Карточка №15

Прогулка по экологической тропе.

Цель : Продолжать знакомить детей с объектами экологической тропы, закреплять понятия «живая - не живая» природа. Развивать наблюдательность, чувство ответственности за растения, желание их оберегать.

Словарная работа : активизация: утро, лепестки, тропа; обогащение: полдень, венчик, птенчик, цветник, фитоогород, мята, валериана.

Художественное слово : (пальчиковая гимнастика проводится около цветника)

Утром рано он закрыт,

Но к полудню ближе

Раскрывает лепестки

Красоту их вижу.

К вечеру цветок опять

Закрывает венчик-

И теперь он будет спать

До утра как птенчик.

Беседа по содержанию стихотворения .

Воспитатель обращает внимание детей на то, что цветник, это объект природы. Он находится на экологической тропе. Его надо охранять, ухаживать за ним. Дети с воспитателем посещают объект «камень» и обнаруживают, что он не изменился, потому, что не является живым (признаки живого). Следующая остановка - «фитоогород». Дети закрепляют названия лекарственных растений, рассказывают об их пользе. Собирают несколько веточек валерианы и мяты с целью заваривания с чаем на ужин.

Исследовательская деятельность : развивать обанятельную память детей (нюхание мяты, валерианы, веток тополя, листьев и почек березы)

Карточка №16

Наблюдение за погодой.

Цель :

Словарная работа :

Художественное слово : В октябре, в октябре

Частый дождик на дворе

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Беседа по содержанию стихотворения.

Исследовательская деятельность

Карточка №17

Осмотр участка

Цель: Отметить, что листьев на деревьях и кустах практически нет. Продолжать закреплять характерные признаки осени.

Учить применять народные приметы в жизни.

Методический прием : беседа с целью закрепления и пополнения знаний об осенних приметах.

Какое время года?

Докажите, что осень.

Какая осень?

Какая сегодня погода? (небо, солнце, ветер, осадки).

Издавна народ внимательно наблюдает за погодой, примечает народные явления, по ним можно угадать, предвидеть осадки, какой будет погода в следующем сезоне.

Знания передаются из поколения в поколение. Они дошли и до наших дней . - В октябре и лист на дереве не держится.

- Осиновые листья ложатся «лицом» вверх – к студеной заме, изнанкой вверх – зима будет теплая.

- Солнце садится красное – погода будет ясная.

Карточка №18

Наблюдение за ветром

Цель : Пополнять знания о ветре, его силе, направлении, поддерживать интерес к неживым объектам природы Поддерживать познавательный интерес, развивать речь.

Словарная работа: активизация: ветер- ветерок, задувает, подтолкнуть; обогащение: штормовой, пронизывающий.

Художественное слово: Я березку качну, я тебя подтолкну.

Налечу, засвищу, даже шапку утащу.

А меня не видать. Кто я?

Можешь отгадать? (ветер).

Беседа по содержанию загадки .

Исследовательская деятельность . С помощью султанчиков дети определяют силу ветра, его направление.

Карточка №19

Наблюдение за небом и дождем.

Цель: Наблюдение за тем, как черные, тяжелые тучи медленно передвигаются по небу, потому, что их гонит ветер. Развивать интерес к любой погоде.

Словарная работа : активизация: туча, небо, облака, дождь; обогащение: кроет, моросит, хмурое, голые, обнаженные, ветер воет увядание.

Художественное слово : Туча небо кроет- небо не блестит,

Ветер в поле воет, дождик моросит .

Беседа по содержанию стихотворения.

Исследовательская деятельность : дождь смывает грязь и песок с предметов.(под дождь положить несколько формочек, мяч, лопату и наблюдать, как песок и грязь стекают вместе с водой.

Карточка №21

Наблюдение за утренними заморозками

Цель: Наблюдать за изменениями в природе (живой и не живой) с наступлением холодов, заморозков.

Словарная работа : активизация: лужица, тоненький ледок, солнечный зайчик, босиком; обогащение: искрится, ломкий, прозрачный, светло-синий.

Художественное слово : Утром лужица искрится

Синим, тоненьким ледком…

Зайчик солнечный боится

Нынче бегать босиком.

Беседа по содержанию стихотворения .

Исследовательская деятельность : наблюдение за льдом на лужах: сначала он твердый, к обеду его можно проткнуть палочкой, он тает, становится тонкими ломким.

Карточка №22

Октябрь

Цель : Продолжать закреплять названия осенних месяцев. Познакомить с народным названием октября. Учить сравнивать погоду начала сентября и начала октября.

Словарная работа : активизация: октябрь, пожелтел, середина осени; обогащение: золотом горят, «грязник»

Художественное слово : Наступил октябрь,

Пожелтел наш сад.

Листья на березе

Золотом горят.

Беседа по содержанию стихотворения .

Методический прием: беседа с целью сообщения знаний:

Октябрь- второй осенний месяц, середина осени.

Октябрь- «листопад», «грязник». Наступила пора «золотой» осени.

Исследовательская деятельность : определить опытным путем, что песок утром замерзший - не копается, не пересыпается, а к обеду оттаивает верхний слой, к вечеру, при теплой погоде, его можно копать и пересыпать.

Карточка №23

Наблюдение за погодой.

Цель : Учить детей самостоятельно определять погоду. Отметить, что в октябре – середине осени, часто идет холодный дождь, небо заволакивают серые, тяжелые облака, травы от влаги побурели, деревья стоят голые. Все чаще по утрам морозы, заморозки. Идет сырой снег. Снег быстро тает, лужи затягиваются льдом, но он тонкий, не прочный, не прочный – днем тает. Развивать знание фольклора.

Словарная работа : активизация: мертва трава, частый дождик; обогащение: заволакивают облака, травы буреют, заморозки.

Художественное слово : В октябре, в октябре

Частый дождик на дворе

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Беседа по содержанию стихотворения.

Исследовательская деятельность : наблюдение за песком: он стал твердым, замерзшим, его нельзя копать (потому, что земля остыла, готовиться к зиме).

Карточка №24

.

Цель : Отметить, что часто идут дожди со снегом. Лужи не высыхают. Учить сравнивать. Отмечать схожесть и различия. Практиковать детей в чтении стихов об осени.

Словарная работа : активизация: дождик, обогащение: проливной, затяжной.

Методический прием Воспитатель предлагает детям прочесть стихотворение об осени.

Беседа по содержанию стихотворений

Исследовательская деятельность : « Музыка дождя »

Дети кладут под дождь дном кверху: аллюминивую кастрюльку, пластмассовую, лист бумаги и слушают, как стучат капли по различной поверхности.

Карточка №25

Наблюдение за дождем, мокрыми лужами.

Цель: Отметить, что поздней осенью часто идут дожди с мокрым снегом, рассказать, что они нужны растениям и земле.

Словарная работа : активизация: осень, дорожка, лужи; обогащение: просвет, затерялось, накапливает, впитывать.

Художественное слово : Уходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди

И нет просвета.

Затерялось лето где-то.

Беседа по содержанию стихотворения .

Исследовательская деятельность : отметить состояние песка.

Почему песок твердый?

Подбор прилагательных к существительному «песок» (твердый, холодный, сыпучий, заледенелый, блестящий…)

Карточка №26

Наблюдение за птицами, их повадками.

Цель : Продолжать наблюдение за птицами на участке. Рассказывать о перелетных птицах, как она собираются в стаи, готовятся к отлету.

Обратить внимание на воробьев и синиц, послушать, как поют эти птицы, наблюдать за быстротой их движений.

Рассказать о том, что во время полета птицы придерживаются определенного порядка. Так им удобнее и легче лететь. (Молодняк летит посередине). Журавли летят клином. Цапли и гуси –шеренгой, утки летят линией, скворцы и дрозды летят скученной стаей. У птиц длинный, долгий путь. Редкие остановки на подкрепление и отдых.

Словарная работа: активизация: льет, журавли, перелет ; обогащение: клин, шеренга, стая.

Художественное слово : Льет дождь холодный, словно лед.

Кружатся листья по полянам,

И гуси длинным караваном

Над лесом держат перелет.

Беседа по содержанию стихотворения .

Исследовательская деятельность : проверить опытным путем, что воробьи пугливые птицы, при кормлении отлетают в сторону

Карточка №28

Экскурсия на огород

Цель : закреплять знания об экосистеме «огород», названия овощей. Вспомнить, как собирают овощи, как и где их хранят, (овощехранилище) какие заготовки делают на зиму.

Словарная работа : активизация: поздняя, грачи, поля, опустели овощехранилище; обогащение: заготовки, овощехранилище, консервировать, квасить, закатывать

Художественное слово :

Поздняя осень,

Грачи улетели.

Лес обнажился,

Поля опустели . Н.Некрасов.

Беседа об урожае , его хранении, заготовка на зиму.

Исследовательская деятельность : картофель, оставшийся в земле гниет, потому, что ему нужна сухость и темнота.

Карточка №29

Наблюдение за солнцем

Цель : пополнять знания о светиле, развивать желание прочесть о солнце в энциклопедии.

Словарная работа : активизация: солнышко, алые, шелест, шорох, пестрые; обогащение: ворохи, кузовок, полярная ночь.

Художественное слово :

Солнышко усталое,

Скупо греешь ты!

Желтые да алые

Кружатся листы.

В шелесте, да шорохе

Наш осенний сад.

На дорожках ворохи

Пестрые лежат. М. Пожаров

Беседа по содержанию стихотворения .

Наблюдение за солнцем в течение прогулки. Подвести детей к выводу, что солнце все позже восходит и раньше заходит

Исследовательская деятельность : изготовление солнечных часов.

Карточка №30

Осмотр участка

Цель: закреплять характерные осенние приметы, развивать наблюдательность, память

Словарная работа : активизация: листопад, облетели, серое, голые; обогащение: перелетают, пролетные.

Художественное слово : дети читают стихотворения, рассказывают о народных приметах осени.

Карточка №31

Наблюдение за деревьями

(Прогулка по экологической тропе)

Цель: продолжать циклические наблюдения за деревьями, отмечать изменения, делать вывод.

Словарная работа : активизация: экология, наш дом, жители, планета; обогащение:стройное, безлиственное, хвойное

Художественное слово : загадка: Весной оно веселит,

Летом - холодит,

Осенью - питает,

Зимой – согревает .

с целью наблюдения за состоянием всех деревьев сада.

Карточка №32

Наблюдение за падающими снежинками.

Цель : Поддерживать интерес к природным явлениям.

Словарная работа : активизация: снежинка, звездочка; обогащение: шестиугольная, серебристый.

Художественное слово : Тихо, словно бы во сне,

Закружился в тишине

Первый снег и зашептал:

-Как давно я не летал.

Он кружился, первый снег,

Серебристый, хрупкий.

Подарил снежинку мне,

Вот она на куртке!

Беседа по содержанию стихотворения.

Как падают снежинки? (тихо, красиво….)

На что похожи снежинки? (звездочки, цветы…)

Дети рассматривают, выясняют, откуда летят снежинки, что происходит с

ними на ладошке? В луже? В сугробе?

Исследовательская деятельность : снег быстро тает, попадая в лужу, на ладошку.

Карточка №33

Прогулка по экологической тропе

Цель : Продолжать работу, направленную на наблюдение и изучение объектов экологической тропы. Пополнять и расширять знания, перемещаясь по участку, отметить признаки поздней осени: деревья и кустарники голые; все листья облетели; трава пожухла; ветки деревьев покрыты инеем; лужи замерзли, покрылись льдом.

Словарная работа : активизация: кустарники голые, листья облетели, замерзли, покрылись, туман, обогащение: пожухла, полдень, белый пушок, безлюдный простор, смотрит из-под черных кудрей.

Художественное слово : Поутру вчера дождь

В стекла окон постучал,

Над землею туман

Облаками вставал.

В полдень дождь перестал,

И что белый пушок

На осеннюю грязь

Начал падать снежок

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под черных кудрей.

Беседа по содержанию стихотворения.

Карточка №34

Наблюдение за действием ветра.

Цель : Развивать практические навыки детей (определение силы, направление ветра, развивать конструктивную деятельность, развивать речь, логическое мышление).

Словарная работа : активизация: ветер, султанчик;обогащение: ветромер.

Методические приемы : загадка: «Без рук, без ног, а калитку открывает? (ветер)

Беседа о ветре : - почему вы решили что это ветер?

- сегодня есть ветер?

- докажите, с помощью чего можно измерить силу ветра? (помочите палец, посмотрите на маленькие ветки, сухие травинки, на одежду детей(шевеление шарфов, кистей на шапках) снежинки, фантики, султанчики, мельницы и т.д.)

Исследовательская деятельность :

Дети определяют силу и направление ветра. Воспитатель напоминает, где находится север и юг, как правильно это определить.

Прислушайтесь, что делает ветер? (воет, дует, свистит, шумит, гонит, развивает, завывает…)

Карточка №35

Рассматривание берез покрытых инеем .

Цель : Закрепить название деревьев, растущих на участке детского сада.

Напомнить, что иней кристаллики льда. Иней - тоже вода. Воспитывать

видение красоты, умение любоваться ею.

Словарная работа : обогащение: иней, хата, береза, лекарственная, лечебная, полезная, активизация: белостволая, стройная.

Художественное слово : Стоят деревья в инее-

То белые, то синие.

Столбами синеватыми

Стоят дымки над хатами.

И все на свете в инее –

То белое, то синее. (М. Дружинина)

Беседа по содержанию стихотворения .

Наблюдение : воспитатель с детьми находят березу и рассматривают ее.

Какая береза? (стройная, нарядная, тонкая, красивая, снежная, пушистая, блестящая, белостволая.)

Воспитатель рассказывает о целебной силе дерева, о его использовании в быту.

Исследовательская деятельность : Дети слушают, какой звук издают опавшие, замерзшие листья. Почему они так хрустят? (потому, что листья уже не вбирают влагу из дерева и засыхают, мороз их заморозил и они стали хрупкими, поэтому издают такой звук). Дети поливают листья теплой водой из лейки и ходят по ним. Хруста нет, т.к. листья намокли, стали мягкими.

Карточка №36

Наблюдение за солнцем, небом.

Цел ь : Развивать наблюдательность, монологическую речь, расширять знание народных примет, учить детей объяснить их. Обратить внимание на солнце: (оно все реже показывается из-за сопок, не греет.

Словарная работа : активизация: тучи, тяжелые; обогащение: свинцовые тучи

Наблюдение и беседа.

Скажите, какое небо! (серое, свинцовое, хмурое, грустное).

Что есть на небе? (облака, тучи)

В пасмурную погоду дети определяют, что солнце днем есть, но его лучи не проходят через густую толщу (слой) туч и облаков (в зависимости от погоды). Какие бывают тучи?

Карточка №37

Наблюдение за трудом взрослых

Цель : Расширять знания детей о труде взрослых, учить объяснять увиденное, закреплять знания о профессиях.

Словарная работа : активизация: профессия, труд, польза; обогащение: трудолюбивый, слесарь, врач, учитель

Наблюдения и беседа : Воспитатель выводит детей за участок, и наблюдают за: дворником, мусороуборочной машиной, машиной скорой помощи, машиной – газ и т.д.

Дети рассматривают транспорт, определяя его назначение, рассказывают о труде и значимости людей, работающих на этой машине.

Художественное слово : Загадывание загадок об орудиях труда.

Исследовательская деятельность : подметать мусор лучше широким и пушистым веником (детям предлагается убрать мусор с дорожки различными инструментами)

Карточка №38

Наблюдение за дождем, мокрым снегом

Цель : Отметить, что дожди сменяются снегопадами. Становится холодно. Снег часто не тает за день, лужи замерзают. Отметить различия: осенние дожди долгие и холодные, часто меняются снегопадом.

Словарная работа : активизация: промочить, пасмурно; моросящий дождь.

Художественное слово : Уходит осень по дорожке

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди

И нет просвета

Затерялось лето где-то.

Ходит осень,

Бродит осень.

Беседа по содержанию стихотворения

Карточка №39

Закрепление знаний об осени

Цель: Закрепить знание об осени. Назвать приметы, знать название месяцев, вспомнить народное название месяцев, уметь его объяснить.

Словарная работа : активизация: солнышко блистало, туман, гуси, юг;

обогащение: обнажилась, поникли, побурела, караван.

Художественное слово : Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Листов таинственная сень

С печальным шумом обнажилась

Ложился на поле туман,

Гусей крикливый караван тянулся к югу.

Приближалась довольно скучная пора:

Стоял ноябрь у двора. (А.С. Пушкин)

Беседа по содержанию стихотворения

Карточка №40

Народные изречения

Цель: прививать любовь к народному фольклору, в котором собралась мудрость и опыт поколений. Помочь понять их назначение и смысл.

Словарная работа : активизация: поговорка, забота, листопад, отлет; обогащение: мудрость, фольклор, сирота, суровая.

§ Сентябрь лето кончает, осень начинает

§ В сентябре и лист на дереве не держится

§ Кто рано встает, тот грибы все берет,

А ленивый, да сонливый, идет после за крапивой.

§ Осень, осень. В гости просим,

С листопадом и дождем,

С перелетным журавлем.

Беседа по каждому изречению .

Карточка №41

Наблюдение за тем, как одеты люди осенью.

Цель: развивать наблюдательность, закреплять виды осенней одежды.

Словарная работа : активизация: резиновые сапоги, галстук, воротник, шапка, шарф, перчатки; обогащение: не тужим, бойко шлепаем, чуланчик,

Художественное слово : загадки об одежде.

Если дождик - мы не тужим,

Бойко шлепаем по лужам.

Станет солнышко сиять-

Нам под вешалкой стоять.(резиновые сапоги)

Сижу верхом,

Не ведая на ком.(шапка)

Не галстук он, не воротник,

А шею обнимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода. (шарф)

Разошлись мальчики

В темные чуланчики,

Каждый пальчик-

В свой чуланчик. (перчатки)

Беседа по загадкам.

Исследовательская деятельность : определить, когда замерзнут руки (в перчатках или без них), сделать вывод, что одежда защищает от холода.

Карточка №42

Ноябрь.

Цель : напомнить, что ноябрь - последний осенний месяц. Учить самостоятельно определять погоду по признакам и приметам, развивать доказательную речь. Поддерживать и развивать знание фольклора.

Словарная работа : активизация: ноябрь, поздняя осень; предзимье, чернотроп, ледяные гусли, государыня, полярная ночь.

Художественное слово : Когда родимый край покинут гуси,

Застынет лес у холода в плену,

Ноябрь ударит в ледяные гусли,

Встречая Государыню- зиму.

Методический прием: беседа о ноябре.

Цель: рассказать, что ноябрь последний осенний месяц. В этом месяце погода резко меняется: наступает полярная ночь, солнце выходит очень редко и не надолго. Оно не греет, поэтому так холодно. Небо почти всегда затянуто тучами. Земля готовится к зиме: часто идет снег, но он долго не лежит на земле, потому, что земля еще полностью не остыла. Народное название месяца – «чернотроп».

Вспомнить, как готовятся звери к зиме.

Карточка №43

Наблюдение за погодой

Цель: продолжать расширять знания о ноябре, последнем месяце осени. Учить определять погоду самостоятельно.

Словарная работа : активизация: поздняя осень, ноябрь, предзимье; обогащение: таинственная сень, обнажилась, крикливый караван, скучная пора.

Художественное слово : Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажилась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливый караван тянулся к югу.

Приближалась довольно скучная пора:

Стоял ноябрь у двора.

Беседа по содержанию стихотворения

Карточка №44

Наблюдение за ветром

Цель: учить сравнивать погоду, устанавливать причинно- следственные связи.

Словарная работа : активизация: ветерок, обогащение: шалун.

Художественное слово :загадка об осени: Без рук, без ног,

А ворота открывает.

Исследовательская деятельность :

продолжать работу над определением силы и направления ветра. Учить использовать для этого султанчик, шар, палец.

Карточка №45

Народные изречения

Цель : прививать любовь к народному фольклору, в котором собралась мудрость и опыт поколений. Помочь понять их назначение и смысл. Развивать наблюдательность.

МБДОУ "Детский сад № 4 комбинированного вида" Приволжского района г. Казани

Конспект прогулки

«Наблюдение за деревьями зимой»

(средняя группа)

воспитатель Галяутдинова Р.Р.

Казань – 2018

Цель : продолжать формировать представление детей о живой природе (о строении деревьев . Из каких частей состоит? Как растёт).

Задачи : развивать познавательную активность. Прививать любовь и бережное отношение к природе.

Образовательная : уточнить представления детей о деревьях в зимнее время года; формировать умение выявлять причинно – следственные связи в природе.

Развивающая : развивать наблюдательность, внимание; развивать диалогическую и монологическую речь и умение отвечать на вопросы в грамматически правильной форме; развивать звуковую культуру речи.

Закреплять умение действовать по сигналу, быстроту и ловкость движений, ориентировку в пространстве.

Воспитательная : воспитывать бережное отношение и любовь к природе; желание заботиться об окружающем мире, о деревьях.

Выносной материал : лопатки.

Ход прогулки.

Посмотрите - деревцо

К солнцу тянется оно!

Ствол коричневый такой

Он могучий и большой!

Веточки все вверх растут,

Птички здесь гнездо совьют!

Наблюдение : Понаблюдать за деревьями. Посмотреть, какими они бывают? Обратить внимание на разновидность деревьев и на их строение.

Беседа : "Для чего нужен снег зимой? "

Цель : дать представление детям о том, что зимой снег необходим деревьям и кустарникам , чтобы не замёрзли их корни.

Задачи : объяснить детям о взаимообмене кислорода и углекислого газа (человека и растений) .

Ребята, для чего нужен снег зимой ?

Да, снег необходим зимой для утепления корневой системы растений. Для того, чтобы они не замёрзли в мороз.

Ребята, а как вы думаете, если бы не было растений, кустарников, деревьев - могли бы мы жить?

Конечно нет! Ведь растения выделяют кислород, которым мы дышим, а без кислорода мы погибнем. А мы выделяем углекислый газ, который необходим растениям. Получается взаимообмен веществ. Значит мы друг без друга жить не можем, поэтому необходимо беречь природу.

Трудовая деятельность : сгребаем снег вокруг деревьев . Утепляем корни.

Подвижные игры : "Раз, два, три к дереву беги "

Цель : закреплять в детях умение бегать, развивать быстроту.

Индивидуальная работа : на одной ножке по дорожке (упражнение) .

Игры по желанию детей.