Стилевые черты публицистической речи. Публицистический стиль речи: характеристика, примеры




Публицистический стиль, примеры которого помогут составить мнение о его особенностях, - стиль общественной коммуникации. Это особенный набор языковых средств, формул, с помощью которых средства массовой информации доносят важную информацию до социума. Поскольку люди ежедневно имеют дело с этим стилем, важно знать его особенности.

Публицистический стиль: языковые особенности, сфера использования

Коммуникация усложняется по мере развития человека, общества, в котором он живет. Это приводит к тому, что в языке формируются специальные коммуникационные системы. Это стили речи.

В зависимости от цели их применения формируется комплекс грамматических, лексических стандартов, согласно которым подбираются языковые средства. Их называют функциональные стили речи, поскольку применяются они только в определенной сфере и имеют специфическое предназначение в донесении той или иной информации.

На протяжении жизни человек имеет дело с различными стилевыми направлениями:

  • разговорный стиль используется в повседневной жизни. Человек употребляет простые слова и фразы, добавляет эмоциональные междометия, экспрессивно окрашенную лексику, неполные предложения;
  • к официально-деловому прибегает, когда составляет бюрократические документы (заявления, докладные, приказы). В этом стиле царствует его величество шаблон, строгость и четкость формулировок;
  • научный стиль встречается в учебниках, научных и научно-популярных статьях и книгах;
  • художественный стиль реализует потенциал в литературных произведениях;
  • публицистический раскрывает свою сущность в газетных и журнальных статьях, выступлениях политиков, чиновников и т. д.

Публицистический стиль сопровождает человека ежедневно, поскольку основная сфера его реализации - это средства массовой информации. В течение дня люди контактируют с различными информационными ресурсами:

  • читают новости в газетах и на новостных сайтах в интернете, научно-популярные статьи в журналах и альманахах, рекламу в брошюрах и буклетах, плакатах, репортажи, интервью, отзывы, рецензии;
  • смотрят по телевидению популярные ток-шоу, выпуски последних новостей;
  • слушают выступления политических деятелей и работников культуры.

Этот стиль имеет свои специфические черты. Зная признаки публицистического стиля, легко отличить его от других коммуникационных направлений и самостоятельно использовать для написания текста информационного характера - новости, доклада, выступления, журнальной или газетной статьи, статьи в интернет-блоге.

Публицистический стиль сочетает свойства нескольких стилей - научного, художественного, официально-делового. Вот какие черты ему присущи:

  • Образность и эмоциональность .

С помощью художественных образов, поэтических сравнений и описаний создается особая атмосфера восприятия информации - трагическая, драматическая, лирическая, романтическая и т. д.

Эмоциональность, которую формируют риторические обращения, вопросы, восклицания, фигуры умолчания, создает переживание. Благодаря ему информация становится составляющей индивидуального опыта человека.

  • Оценочность .

Журналист старается объективно преподнести сведения, однако они обязательно подаются в определенном ключе. Публицистика нацелена на формирование определенной точки зрения, общественного мнения, поэтому без оценки событий, без их всестороннего анализа не обойтись.

  • Достоверность и информативность .

Пост в интернете, статья в журнале, выступление обязательно содержат социально, культурно, общественно значимую информацию. В публицистических текстах царь и бог - информация, сведения и данные о человеке, обществе, культурном, политическом, бытовом пространстве, в котором существуют люди.

Публицистические тексты предоставляют проверенную информацию, поскольку журналисты, блогеры должны пользоваться достоверными, проверенными или официальными источниками, подкреплять свои слова ссылками на документы, факты, фото- и видеофиксацию.

  • Логика изложения.

Публицистический текст представляет собой последовательно изложенные тезисы, подкрепленные фактами или примерами. Между ними должна быть логическая связь, которая помогает читателю/слушателю воспринять информацию и сформировать определенное мнение.

  • Языковая общедоступность.

Аудитория публицистики - общественность - люди различных социальных групп, профессий, возраста, интересов, социального положения и т. д.

Публицистические тексты должны быть понятны массам. Поэтому в них используют общепринятую лексику, простые и сложные предложения, иногда - популярные публицистические штампы. Красочность высказываниям придают фразеологизмы, экспрессивно окрашенные слова, разговорная, а иногда и жаргонная лексика, сленг, диалектизмы.

Выбор лексического материала, грамматические приоритеты определяет автор статьи, заметки, фельетона. Главный критерий выбора - аудитория. Так, рассказ о новых жителях зоопарка, рассчитанный для детской аудитории и взрослой, будет отличаться. Детям автор красочно и эмоционально опишет животных, их привычки, а взрослым, кроме ярких образов, приведет статистические данные - вес, рост особей, опишет их рацион.

Публицистика - неотъемлемая часть нашей жизни, поскольку именно из устных и письменных текстов такого рода состоит информационное пространство, в котором живет общество.

Зная основные черты этого стиля, сможете безошибочно определить публицистические тексты и даже составите их самостоятельно.

Публицистический стиль речи: примеры

В понимании любого явления нет ничего лучше, чем наглядность. Ознакомьтесь с примерами публицистических текстов, чтобы оценить особенности этого стиля и его отличия от других функциональных стилей языка:

Чингиз Айтматов «На снегах Манас-ата» (очерк)

«Наш Шекер - большой, крепко укоренившийся кыргызский аил. Триста с лишним дворов. Как ни приеду - то тут, то там - новые дома под новыми крышами. Прибавляются дворы. Растет айл. И стоит он на видном месте, как говорят у нас, у «головы воды» - в предгорье, под самым Таласским хребтом, как раз в створе здешней великой двуглавой вершины напротив пика Манаса. На ту высоченную гору взлетел на коне Манас обозревать местность вокруг - не идут ли откуда враги!... (Не трудно вообразить, какое огромное пространство мог оглядывать Манас с той высоты. Масштабы поистине эпические. Таким хотелось видеть в древности народу своего сына и героя Манаса). Как бы то ни было, оттуда, из-под вечных снегов Манаса, прибегает в долину бурная и студеная Куркуреу, приносящая воду, а стало быть, жизнь всему, что живет на этой земле...».

Алексей Водовозов «Лучше всего монетизируются страхи» (аналитическая статья)

«В Европе вспышка заболевания корью среди детей: только за первое полугодие зарегистрирована 1 тысяча случаев заражения. Врач-терапевт высшей категории и научный журналист - о роли антипрививочников в том, что мы до сих пор не справились с этим заболеванием.
В первую очередь вспомним, что, по данным ВОЗ, корь - одна из основных причин гибели детей в возрасте до пяти лет. Основной задачей вакцины от этого заболевания всегда было снижение детской смертности. Тот факт, что она способна защищать человека позднее, - это только приятный бонус.
В эффективности вакцины сомневаться не приходится. Обзор нескольких исследований показывает, что вакцинация защитит дошкольника от заболевания как минимум в 95% случаев, подростка или школьника - в 98% случаев, а повторные прививки с вероятностью в 92% для одной дозы и с вероятностью в 95% для двух предотвратят случаи вторичной кори. Австралийские ученые подтвердили результаты коллег - эффективность вакцин от кори составляла больше 95%».

Рецензия на постановку пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион» коллектива театра «Современник» (режиссер - Галина Волчек)

«Действие пьесы Бернарда Шоу начинается под портиком церкви св. Павла. Именно там, сидя рядом с одной из колонн, главная героиня - бедная цветочница Элиза Дулитл - продавала прохожим свои фиалки. Первая ремарка пьесы, по всей видимости, произвела неизгладимое впечатление на художника спектакля Павла Каплевича, выстроившего на сцене настоящую колоннаду и одевшего всех героев в фиолетовые костюмы и платья.
Среди придуманных Каплевичем холодных, безжизненных, монументальных мраморных столбов протекает жизнь профессора Хигинса. Такое впечатление, что выдающийся филолог, истинный джентльмен живет на вокзале. Ни намека на чисто английскую респектабельность и уют домашнего очага (столь вдохновенно описанных драматургом). А от разнообразных оттенков фиалкового цвета, окрасившего костюмы персонажей, уже к середине первого действия начинает кружиться голова».

Публицистика богата и разнообразна. С ее примерами сталкиваемся ежедневно. Зная особенности этого стиля, сможете легко оценить мастерство автора, его владение словом и вниманием аудитории. Возможно, эти познания пробудят желание создать собственный блог, колонку или сделать интересное сообщение в газету, журнал.

Среди функциональных стилей русского языка одним из самых необычных является публицистический. Именно ему мы и постараемся дать характеристику в этой статье.

Стили речи

В русском языке обычно выделяют пять функциональных стилей. Они различаются целями и языковыми средствами выразительности, имеют разных адресатов, реализуются в разных жанрах. Стили речи:

  • научный;
  • официально-деловой;
  • публицистический;
  • разговорный;
  • стиль художественной литературы.

Определяя стиль текста, надо учитывать все стилистические особенности.

Особенности публицистического стиля

Примеры публицистического стиля речи найти нетрудно: он используется в статьях, заметках, фельетонах. Его нередко называют “стиль газеты”.

Главная цель текста в публицистическом стиле – оказать воздействие на адресата. Адресат такого текста обычно массовый: читатели газеты, радиослушатели и т.п.

В тексте публицистического стиля речи приводятся различные факты. Нередко там есть и статистические данные или другие цифры. Но от научного стиля публицистический отличается тем, что эти факты приводятся приблизительно, допустимы гиперболы, литоты. Например, “1002 человека” может быть подано как “более тысячи человек”. Среди фактов отбираются наиболее яркие, впечатляющие, остальные игнорируются. Это делается потому, что цель публицистического стиля не в том, чтобы воссоздать точную картину явления, а в том, чтобы убедить в чем-то читателя или слушателя.

Однако в статьях на научную тему (например, биографических очерках или экономических обзорах) можно встретить и терминологию, и точные факты, только обычно без ссылок на источник.

Речевое оформление текста в публицистическом стиле

Поскольку публицистический текст призван воздействовать на адресата, он всегда очень яркий и выразительный. Публицисты применяют всю палитру изобразительных средств литературного языка: метафоры, сравнения, гиперболы, параллелизм и т.д.

Очень актуальны экспрессивные слова и выражения, игра слов.

В публицистическом стиле не редкость риторические фигуры:

  • вопросы “Что мы можем ответить на это?” ;
  • восклицания “Не позволим порочить честное имя!..” ;
  • фигуры умолчания “Мы не будем говорить о том, что этот человек страдает алкогольной зависимостью, – речь сейчас не об этом”.

Иногда из-за этого текст кажется довольно агрессивным. Впрочем, подбор изобразительных средств зависит от “целевой аудитории”: для достижения своей цели он должен ориентироваться на адресата, подстраиваясь под него на всех уровнях, от синтаксиса до лексики.

Формы и жанры

Основной формой текста в публицистическом стиле является монолог.

Поскольку возможны и устные, и письменные тексты, в жанровом отношении стиль очень разнообразен.

Устные произведения в публицистическом стиле: ораторское выступление, выступление в ходе дискуссии и т.д.

Письменные жанры: публицистическая статья, обзор, репортаж, интервью и т.д.

Который используется в жанрах : , очерк , репортаж , фельетон , интервью , памфлет , ораторская речь.

Публицистический стиль служит для воздействия на людей через СМИ (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты). Он характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью. В нём широко используется, помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология , эмоционально окрашенные слова, употребление коротких предложений, рубленая проза, безглагольные фразы, риторические вопросы , восклицания, повторы и др. На языковых особенностях данного стиля сказывается широта тематики: возникает необходимость включения специальной лексики, требующей пояснений. С другой стороны, ряд тем находится в центре общественного внимания, и лексика, относящаяся к этим темам, приобретает публицистическую окраску. Среди таких тем следует выделить политику, экономику, образование, здравоохранение, криминалистику, военные темы.

Для публицистического стиля характерно использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской (энергичный старт, твёрдая позиция, тяжелейший кризис).

Этот стиль употребляется в сфере политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата.

Функции публицистического стиля:

  • Информационная - стремление в кратчайший срок сообщить людям о свежих новостях
  • Воздействующая - стремление повлиять на мнение людей по поводу какой-либо общественно-политической или социальной проблемы

Задача речи:

  • воздействовать на массовое сознание
  • призывать к действию
  • сообщать информацию

Лексика имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные и жаргонные элементы. Лексика, характерная для публицистического стиля, может употребляться и в других стилях: в официально-деловом, научном. Но в публицистическом стиле она приобретает особую функцию - создать картину событий и передать адресату впечатления журналиста от этих событий.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 3

    Просмотров:

Публицистический стиль и его особенности


Введение

публицистический стиль речь информационный

Целью данной работы является изучение публицистического стиля речи и его особенностей.

Задачи: рассмотреть общую специфику публицистического стиля; определить его основные функции; изучить различные подстили, относящиеся к публицистическому стилю и, наконец, раскрыть языковые особенности данного стиля речи.

Публицистика тесно вплетена в жизнь любого современного общества, которое трудно представить без средств массовой информации (СМИ), рекламы, политических воззваний и выступлений. Кроме того, именно публицистические тексты являются индикатором языковой культуры всего общества в целом.

Рассмотрим ниже особенности публицистического стиля речи.


Общая специфика


Языковые особенности каждого из стилей определяются теми задачами, которые стоят перед автором текста. В публицистике описываются социально значимые события: бытовые, спортивные, культурные, экономические, политические. Эти события затрагивают интересы большой аудитории - а значит, адресат публицистического текста является массовым.

Цель автора публицистического текста - донести до читателя, зрителя, слушателя определенную информацию и дать ее оценку, убедить в своей правоте адресата. Сочетание информативного и оценочного планов в публицистическом стиле речи приводит к использованию как нейтральных, так и крайне экспрессивных языковых средств. Наличие терминов, логичность изложения и присутствие нейтральных по стилистической окраске слов сближают публицистический стиль с научным и официально-деловым. При этом значительная языковая экспрессия делает публицистический текст авторским, менее стандартизированным.

В публицистике обязательно следует учитывать, кто именно является адресатом в каждом конкретном случае. Исходя из этого, автор строит свой текст в соответствии с возрастом, полом, социальным статусом, жизненными интересами читателя.


Функции


Выделяют две функции публицистического стиля: информационную и воздействующую .

Информационная функция в публицистическом тексте сводится к передаче адресату определенных сведений и фактов. При этом данные сведения и факты используются лишь в том случае, когда они представляют общественный интерес и не противоречат убеждениям, высказываемым автором текста.

Публицистика призвана активно вмешиваться в социальную жизнь, формировать общественное мнение. И поэтому очень важной является ее воздействующая функция. Автор публицистического текста является не равнодушным регистратором событий, а их активным участником и комментатором. Его цель - убедить адресата в своей правоте, воздействовать на читателя, внушить ему определенные идеи. Позиция автора является прямой и открытой.

Функции публицистического стиля тесно и неразделимо связаны между собой.


Подстили


Публицистический стиль является сложным и разветвленным, характеризуется многочисленными переходными влияниями. В связи с этим выделяют три его основных подстиля: политико-идеологический , политико-агитационный и собственно публицистический . Каждый подстиль подразделяют на разновидности в зависимости от жанровых и иных особенностей. Жанровые различия здесь очень ощутимы.

Политико-идеологический подстиль представлен партийными документами и характеризуется наибольшей официальностью и малой экспрессией текста. Данный подстиль достаточно близок к официально-деловому стилю. Во времена СССР он был более распространен, чем в современной России.

Воззвания, прокламации, приказы относятся политико-агитационному подстилю. В данном подстиле наиболее значимой является воздействующая функция. Политико-агитационные тексты преимущественно ориентированы на взрослое политически активное население страны.

Наиболее распространенным является собственно публицистический (газетно-публицистический) подстиль. Поэтому рассмотрим его более подробно.

Газетно-публицистический подстиль очень быстро развивается, динамично отражая социальное и культурное состояние общества. За последние пятьдесят лет он претерпел существенные изменения в плане снижения декларативности и расширения содержательного и языкового диапазона.

Данный подстиль наиболее тесно связан с повседневной жизнью общества и, соответственно, подвержен влиянию разговорного стиля. При этом сфера межличностного общения современного человека охватывает темы и науки, и производства, и спорта, и общественной деятельности. В результате в собственно публицистическом подстиле наиболее заметны переходные, межстилевые влияния. Сочетание элементов разных стилей приводит одновременно и к частичной нейтрализации, и к сохранению исконной стилистической окраски. Язык газеты близок к обиходной речи многих современных людей, но отличается большей экспрессией и красочностью. В пределах газетно-публицистического подстиля совершается своеобразная стилистическая переориентация языковых ресурсов. Часть газетной лексики становится общеупотребительной, проходит общеязыковую адаптацию. В то же время многие речевые единицы пришли в газету из научной, профессиональной, разговорной речи и со временем начинают восприниматься преобладающей частью аудитории как «газетизмы» (например, «производительность труда», «снижение себестоимости», «красный уголок» и пр.).

В результате формируется новая стилистическая целостность, которую можно условно назвать общественно-обиходной. Она составляет основной полунейтральный фон газетно-публицистического подстиля и является связующим звеном между языком СМИ и языком сферы межличностного общения.

В собственно публицистическом подстиле выделяют четыре типа жанров: информационные , аналитические , художественно-публицистические , рекламные . К информационным жанрам относятся репортаж, интервью, информационная статья; к аналитическим - комментарий, обзор, аналитическая статья; к художественно-публицистическим - очерк, эссе, фельетон, зарисовка; в рекламе используются элементы практически всех жанров.


Языковые особенности


Среди языковых особенностей публицистического стиля выделяют три группы: лексические , морфологические и синтаксические особенности. Начнем с рассмотрения первой группы.


Лексические особенности


В публицистических текстах наблюдается использование элементов всех функциональных стилей и даже нелитературных форм русского языка, включая жаргонизмы. При этом красочность и экспрессия публицистического стиля обусловлена использованием:

·речевых стандартов, клише («служба занятости», «силовые ведомства»);

·типичных газетных оборотов («выйти на передовые рубежи», «маяки производства»). В других стилях они не употребляются;

·научной терминологии, выходящей за рамки узкоспециального употребления («виртуальный мир», «дефолт», «инвестиция»);

·социально окрашенных слов-синонимов («банда наемных убийц»);

·необычной лексической сочетаемости («проповедник кнута», «апостол невежества»);

·слов, отражающих социальные и политические процессы в обществе («политика диалога», «баланс интересов»);

·новых слов и выражений («разрядка напряженности», «консенсус», «холодная война»);

·общественно-политической лексики и фразеологии («общество», «свобода», «гласность», «приватизация»);

·стилистически сниженных слов с негативной оценкой («пиратский курс», «политика агрессий и провокаций»);

·речевых штампов, имеющих канцелярскую окраску и возникших под влиянием официально-делового стиля («на данном этапе», «на сегодняшний день», «в данный отрезок времени»);

·разговорных слов и выражений («тишь да гладь», «орава»).


Морфологические особенности


Морфологические особенности публицистического стиля характеризуются использованием:

·сложных слов («взаимовыгодный», «добрососедский», «СНГ», «ОМОН»);

·интернациональных словообразовательных суффиксов (-ция, -ра, -изм, -ант) и иноязычных приставок (архи-, анти-, гипер-, дез-, пост-, контр);

·отдельных типов отвлеченных существительных с суффиксами -ость, -ство, -ние, -ие («сотрудничество», «осуждение», «непримиримость»);

·образований с русскими и старославянскими приставками, называющих общественно-политические понятия («всеобщий», «сверхмощный», «межпартийный»);

·слов с эмоционально-экспрессивными аффиксами -щина, -ичать, ультра- («важничать», «бытовщина», «ультра-левый»);

·субстантивации прилагательных и причастий (прилагательные и причастия в роли существительных).


Синтаксические особенности


·правильность и четкость построения предложений, их простота и ясность;

·использование всех видов односоставных предложений;

·синтаксические приемы экспрессии (инверсия, риторические вопросы, обращения, побудительные и восклицательные предложения);

·монологическая речь, диалог, прямая речь.


Используемые приемы


Среди различных языковых особенностей публицистического стиля необходимо рассмотреть следующие.

Публицистические штампы . Публицистические штампы имеют двойную природу. С одной стороны, это устойчивые словосочетания, близкие официально-деловым клише («задаваться вопросом», «относиться с недоверием», «открывать блестящие перспективы», «стать ярким событием»). Многие из них являются перифразами, к ним можно подобрать однословные нейтральные синонимы («иметь намерение» - «собираться», «хотеть»; «относиться с недоверием» - «не доверять»). С другой стороны, в публицистических текстах используются клише, обладающие экспрессивностью: «погрозить пальцем», «кусать локти», «хлопать глазами». Большинство этих фразеологизмов имеет устную природу; они появляются в текстах наряду с разговорной лексикой.

Сочетание нейтральных и экспрессивных клише особенно характерно для текстов полемических, оценочных.

Языковая игра - намеренное нарушение норм речевого поведения, вызывающее смех. Психологической основой языковой игры является эффект обманутого ожидания: читатель ожидает, что в соответствии с нормами языка будет написано одно, а читает совсем другое.

Языковая игра задействует средства различных уровней - от фонетики и графики до синтаксиса:

«Наука храма хрома?» - обыгрывается звуковое сходство слов;

«Утоп-модель» - образовывается несуществующее слово;

«Техника опасности» - «разрушается» устойчивое словосочетание.

Прецедентные тексты . К таким текстам относят названия общественных событий, имена или тексты, которые говорящие воспроизводят в своей речи. При этом прецедентные тексты служат своего рода символами определенных стандартных ситуаций (например, говорящие имена).

Источником прецедентных текстов являются «древние» произведения (Библия, древнерусские тексты), устное народное творчество, авторские художественные произведения и пр.

Апелляция к адресату . Средством, помогающим автору публицистического текста убедить читателя в своей правоте, является апелляция к адресату - обращение к читателю, имеющие особый, доверительный характер.

Средством апелляции может быть вопрос, на который автор дает ответ, а также риторический вопрос.

Автор может обращаться к адресату напрямую: «итак, уважаемые читатели…». Он может также призвать читателя к совершению совместного действия («Представим себе другую жизненную ситуацию…»). Все эти средства позволяют автору «приблизиться» к адресату, завоевать его доверие.


Заключение


Таким образом, публицистический стиль является сложным стилем с разнообразными языковыми особенностями, различными сферами применения и обладающим разными функциями. Он в различной степени перекликается с каждым из остальных функциональных стилей русского языка: художественным официально-деловым, научным. При этом публицистический стиль широко распространен как в устной форме, так и в письменной и телевизионной. Вмешиваясь в социальную жизнь каждого человека, публицистика глубоко проникает в современное общество - и тенденция эта только растет со временем.


Список литературы


Лаптева М. А. Русский язык и культура речи/ М. А. Лаптева, О. А. Рехлова, М. В. Румянцев. - Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006. - 216 с.

Васильева А. Н. Газетно-публицистический стиль. Курс лекций по стилистике русского языка для филологов/ А. Н. Васильева. - М.: Русский язык, 1982. - 198 с.

Существует достаточно много определений понятия «стиль». Если сопоставить эти определения, то можно выделить общие положения: стиль - это: 1) разновидность литературного языка, 2) которая функционирует (действует) в определенной сфере общественной деятельности, 3) для чего использует определенные для данного стиля особенности построения текста и языковые средства выражения содержания. Иными словами, стили - это основные наиболее крупные речевые разновидности.

На формирование и функционирование стилей влияют разные факторы. Так как стиль существует в речи, то на его формирование оказывают воздействие факторы (условия), которые связаны с жизнью самого общества. Эти факторы называют внеязыковыми или экстралингвистическими. Выделяют следующие факторы:

· Сфера общественной деятельности: наука, право, политика, искусство, бытовая сфера;

· Форма речи: письменная или устная;

· Вид речи: монолог, диалог, полилог;

· Способ коммуникации: общественный или личный (все функциональные стили, кроме разговорного, относятся к общественной коммуникации);

· Жанр речи: в частности для публицистического стиля - заметка, статья, репортаж и т.д.;

· Функции общения.

В каждом стиле реализуются все функции языка (общение, сообщение, воздействие и т.д.), но ведущей является одна. Например, для научного стиля это сообщение, для публицистического - воздействие. На основании перечисленных факторов традиционно выделяют следующие стили русского языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный и художественный.

Рассмотрим подробнее публицистический стиль.

Публицистический стиль свойственен политической сфере деятельности общества, функционирует в письменной и устной формах, проявляется как в монологе, так и в диалоге и полилоге (дискуссии), является общественным способом коммуникации.

Цель публицистических текстов - информировать граждан о событиях в стране и в мире, а также формировать общественное мнение. Особенностью публицистического стиля является сочетание стандарта (устойчивых языковых форм выражения) и экспрессии (языковых средств, которые оказывают воздействие на эмоции читателя).

Публицистический стиль представлен разнообразными жанрами, которые имеют разные задачи в процессе общения и функционируют в разных условиях. Так, к публицистическим жанрам относятся газетные политические информации, передовые статьи, заметки, фельетоны, памфлеты, лирико-публицистические статьи, а также лозунги, призывы, обращения к гражданам страны, рецензии на фильмы и спектакли, сатирические заметки, очерки, обзоры, то есть все жанры массовой коммуникации (язык газет, журналов, теле- и радиопередач), а также устная форма речи - публичные выступления на общественно-политические темы. В связи с многообразием жанров характеристика публицистического стиля вызывает немало трудностей.

Следует иметь в виду, что публицистический стиль, как и все другие стили, - явление историческое и подвергается изменениям, но в нем сильнее, чем в других стилях, заметны изменения, которые обусловлены социально-политическими процессами в обществе. Так, даже неспециалисту видны перемены в газетном современном стиле в сравнении, например, с языком газет начала века: исчезли открытая призывность, лозунговость, директивность газет, современные газеты стремятся хотя бы к внешней аргументированности изложения, полемичности публикаций. Однако характерные стилевые черты публицистики сохранились.

Для публицистического стиля прежде всего характерно стремление к воздействию на читателя, слушателя. Итак, важнейшая черта публицистического стиля - его воздействующая функция, которую можно обозначить лингвистическим термином "экспрессивная функция". Эта функция публицистического стиля присуща всем его жанрам в любых социально-политических условиях.

Характерной чертой данного стиля является также информативность изложения, связанная с популяризаторской функцией. Стремление сообщить нечто новое для читателя и слушателя обеспечивает успех публицистических жанров. Своеобразие функционирования публицистического жанра, например, в газетах, условия подготовки материала, разный уровень квалификации многочисленных корреспондентов способствует тому, что возникают стандартные языковые средства в текстах газет. Стандартность языковых средств порождается и повторяемостью, и тем, что поиски экспрессивных средств ограничены временем, а потому используются готовые формулы экспрессии.

Таким образом, типичные черты публицистического стиля: стремление к воздействию на читателя - воздействующая функция; информативность; экспрессивность, обусловленная воздействующей функцией; наличие стандарта в выражении. Воздействующая функция публицистического стиля обусловливает экспрессивность этого стиля. Экспрессивность проявляется прежде всего в оценке событий, явлений. Оценочность выражается употреблением прилагательных, существительных, наречий со значением положительной или отрицательной оценки типа: замечательный, интереснейший, важный, достаточный, грандиозный, небывалый и т.п.. Оценочность выражается и использованием высокой книжной лексики: дерзание, Отчизна, Отечество, миссия, вдохновение, ратный подвиг и т.п.. С другой стороны, оценка выражается разговорной и даже просторечной лексикой, например: шумиха, оголтелые, отщепенцы и т.п.

Острая, меткая, образная оценка выражается с помощью метафор, олицетворения, например: новости, спешат, забушевала весна, клевета и лицемерие ходят рядом.

В публицистическом стиле активно используются иноязычные слова и элементы слов, в частности приставки а-, анти-, про-, нео-. ультра- (антиконституционный, ультраправые и др.). Именно благодаря средствам массовой информации в последнее время значительно пополнился активный словарь иноязычных слов, входящих в состав русского языка - приватизация, электорат, деноминация и другие. Оценка может выражаться и при помощи словообразовательных средств, например, суффиксы превосходной степени прилагательных, суффиксы оценки у существительных: высочайший, интереснейший, важнейший, групповщина, дедовщина, штурмовщина.

Синтаксис газетно-публицистического стиля речи тоже имеет свои особенности, связанные с активным употреблением эмоционально- и экспрессивно- окрашенных конструкций: восклицательных и вопросительных предложений, предложений с обращением, риторических вопросов, повторов, расчлененных конструкций и др. Стремление к экспрессии обусловливает использование конструкций с разговорной окраской: частиц, междометий, инверсий, бессоюзных предложений, пропуск того или иного члена предложения и др. Часто оценка выражается уже в заголовках, поэтому к названию статей предъявляются требования выразительности, броскости. Экспрессивность выражается, таким образом, самыми разными языковыми средствами, в том числе и структурой предложения.

Информативность публицистического стиля достигается:

а) документально-фактологической манерой изложения с помощью употребления специальных терминов, специальной лексики, профессиональных слов;

б) обобщенностью изложения, его аналитичностью;

в) "нейтральностью" изложения, чему способствует неэкспрессивная лексика; употребляются сложные синтаксические конструкции, особенно с подчинительной связью.

Характерной особенностью публицистического стиля является наличие особых газетных стандартов, особой газетной фразеологии, возникают газетные клише, например: внести огромный вклад, работать с огоньком, свято чтить, приумножать боевые традиции, общечеловеческие ценности и т.п..

Публицистический стиль использует языковые средства разных стилей, однако основные стилевые черты публицистического стиля выделяются очень четко, и публицистический стиль представляет собой особое явление, сочетая такие черты, как экспрессивность и стандарт, информативность и популяризаторство.