Реле для светодиодных поворотников…. Реле указателя поворотов – современное новшество Реле поворотов 495.3747 для светодиодов




Народ очень много пишет о внедрении светодиодов, пусть то купленные или самодельные, в поворотники, а потом задается вопросом, что они очень часто моргают. Я тоже задавался этим вопросом, тем более хотелось и надо переделать переднюю оптику, но тормозил вопрос частого моргания.

Начитавшись переделок и реле в том числе, было приобретено реле поворотов для переделки, но вскрыв его обнаружено, что оно не такое как переделывают люди для светодиодов, то есть не зависимое от нагрузки. Оно долго валялось и вот пришло время экспериментов.

О главном.
И так, вот приобретенное реле на просторах ларьках и магазинах автозапчастей

Методом “научных экспериментов” было определено, что данное реле не зависит от нагрузки! НО ДЛЯ ЕГО ЗАПУСКА НЕОБХОДИМА ХОТЯ БЫ 1W ЛАМПОЧКА (КОНТРОЛЬКА НА ПАНЕЛИ ПРИБОРОВ)!

Подводные камни.
Побывало во время экспериментов два реле, фиатовское и купленное, у обоих подключение одинаковое, то есть плюс минус и нагрузка. И я без задней мысли решил поставить купленное вместо родного. Но вот тут то меня и ждала.опа, поставив реле и включив оно даже не успело сказать мяу. Оказывается у “японского” родного реле плюс и масса поменяны местами, и я новое просто спалил переполюсовкой, моментом сгорел один из транзисторов.

Интересное.
С налету купить и перепаять транзистор не получилось, кинулся на поиски такого же, но увы с такой же маркировкой не нашлось, но попался почти такой же, по крайней мере совпадают “3777”

По моему мнению, главное чтобы совпали цифра
Аккуратно вскрыв его в ларьке увидел, что схема у него такая же как и у сгоревшего

Схемы очень похожи, небольшие разницы в номиналах




И в правду данное реле так же не зависит от нагрузки.
Но у первого (сгоревшего) частота моргания (кстати уже восстановленного) немного реже чем у второго, хотя оба они подходят под “стандарт”. Ну уж если кому интересно, то частоту можно выбрать самому подбирая и изменяя емкость конденсатора.

Вывод.
Кому интересно и кто хочет внедрить в свою машинку светодиодные повороты, то ищите данные реле поворотов. Но не забывайте проверить полярность, ибо на иностранцах возможна смена полярности.

Всем удачи в изобретениях, ни гвоздя, ни жезла! И надеюсь моя инфо кому-нибудь пригодиться!

Если не все, то многие автолюбители знакомы с ситуацией когда реле указателей поворотов начинает менять периодичность своей работы при перегорании лампы в указателе поворота. Периодичность работы реле привязана к сопротивлению нагрузки, то есть к установленным лампам. При увеличении сопротивления нагрузки, что именно и происходит при перегорании или размыкании одной из ламп реле начинает срабатывать наиболее часто. Тот же самый эффект наблюдается и при установке светодиодов в указатели поворотов, так как их потребляемая мощность меньше, а это значит сопротивление значительно больше.
Изучив материал данной статьи, вы сможете доработать штатное реле указателей поворотов для светодиодов, чтобы оно срабатывало с нужной вам периодичностью.

Прежде всего немного о штатном реле. Реле указателей поворотов 3 контактное о котором пойдет речь устанавливается на автомобили начиная с ВАЗ 2108 по настоящее время, то есть на ВАЗ 2109, 2110, 2111, 2112, Ладу Приору, Ладу Калину, автомобили ГАЗ. Маркировка 495.3747, возможно 495.3747-01.

Для доработки реле необходимо будет вскрыть корпус. Для этого возьмите отвертку с плоским лезвием и снимите крышку корпуса оттягивая пластмассу защелок с двух противоположных сторон

Схема штатного реле приведена на корпусе реле, хотя схемой это трудно назвать (не указаны не номиналы, не другие обозначения)

В итоге нормальная принципиальная схема приведена ниже:

Теперь разберемся, что в этой схеме за что отвечает и как нам изменить работу чтобы при увеличенной нагрузки не изменилась частота срабатывания указателей поворотов. Первое это подключение. К выводу 31 подключается масса. 49а - вывод на лампы, 49 - вход "+" от выключателя указателя поворотов.

R3 - резистор ограничивающий ток на управляющую базу транзистора в микросхеме; R1 и С11 - именно эти радиоэлементы и отвечают за частоту выходного сигнала от ножки 3 микросхемы. От ножки 3 осуществляется питание обмоткой реле; Вывод 7 - тоже интересный вывод. Вывод контролирующий изменение сопротивления и соответственно напряжения на контакте 49 а. Именно он и дает команду микросхеме менять частоту при перегорании ламп.

Теперь представляя функциональное назначение элементов реле, нетрудно определиться с мерами по сохранению частоты срабатывания указателей поворотов при изменении их внутреннего сопротивления, то есть например при установке светодиодов.

Возможно изменить номинал емкости, увеличить его в два раза (заменив на конденсатор 4,7 мкФ вместо 2,2 мкФ - на фото емкость увеличена за счет параллельного подключения дополнительного конденсатора к штатному),

но при этом наблюдается некорректная работа аварийной сигнализации. Она будет работать с частотой в два раза ниже. Вариант с изменением сопротивления тоже не совсем удачен. Так как фактически здесь придется эмпирическим путем подбирать резистор ограничивающий ток на вывод 4, тоже не совсем удачный вариант.

Остается последний и пожалуй наилучший выход. Фактически убрать контроль за сопротивлением нагрузки. Разрезав фольгу на печатной плате (красная линия) идущую к выводу 7 микросхемы мы получим устойчивое по частоте срабатывание указателей поворотов.

Единственным недостатком такой доработки реле для светодиодов будет отсутствие за контролем перегоревших светодиодов, так как мы убрали фактически зависимость частоты от сопротивления нагрузки.
И конечно на последок хотелось сказать, что в настоящее время в связи с спросом на аналогичный товар, в частности реле указателей поворотов для светодиодов можно найти готовые решения в автомагазинах или интернет магазинах. То есть приобрести уже специализированное для работы со светодиодами реле, стоимость их составит примерно от 10 $


Как известно, все современные автомобили оборудованы указателями поворотов, которые представляют собой мигающую на левой или правой части кузова лампочку или светодиод. Иногда штатное электромеханическое реле выходит из строя, а достать мощное автомобильное реле бывает не всегда так легко. На помощь приходят полупроводниковые приборы – ведь построить такое реле мощно всего на паре транзисторов.

Схема реле


Схема представляет собой несимметричный мультивибратор, он включается в разрыв цепи последовательно с лампочкой и источником питания. При подаче напряжения лампочка сразу же начинает мигать. VT2 на схеме – полевой транзистор, именно через него протекает весь ток лампочки. Предпочтительнее применить транзистор с максимально низким сопротивлением открытого перехода. Сюда подойдут IRFZ44N, IRF740, IRF630. Если вместо лампочки используется светодиод небольшой мощности, можно использовать и биполярный транзистор, например, TIP122. Транзистор VT1 средней мощности структуры p-n-p, подойдут BD140, КТ814. Диод D1 можно ставить 1N4007 или 1N4148. От ёмкости конденсаторов и сопротивления резисторов напрямую зависит частота миганий. Для увеличения частоты нужно уменьшить ёмкость конденсатора С2, а для уменьшения частоты, наоборот, увеличить его ёмкость. Также можно поэкспериментировать с номиналами других элементов схемы и наблюдать, как будет меняться скважность импульсов.

(cкачиваний: 456)


Сборка схемы

Вся схема собирается на миниатюрной печатной плате размерами 35 х 20 мм, изготовить её можно методом ЛУТ. Дорожки после травления обязательно нужно залудить, тогда медь не будет окисляться.


В первую очередь на плату запаиваться резисторы, диод. После них всё остальное – пара транзисторов, электролитические конденсаторы и клеммник. Важно не перепутать цоколёвку транзисторов и полярность конденсаторов, иначе схема не будет работать. Когда все детали запаяны на плату, обязательно нужно смыть остатки флюса, проверить правильность монтажа.


Настройка и испытания реле поворотников

Для пробы в качестве нагрузки можно подключить несколько мощных светодиодов. Минус нагрузки подключаем напрямую к минусу источника питания, а плюс заводим на плату. Если же для проверки используется лампочка, подключать её можно любой полярностью. Подаём напряжение, и лампочка сразу же начинает мигать. Частоту мигания можно менять в широких пределах, именно поэтому данной схеме можно найти множество других применений, кроме использования в качестве реле поворотников. Например, с её помощью можно сделать задний мигающий фонарь для велосипеда, достаточно лишь увеличить частоту вспышек уменьшением ёмкости конденсатора. Схема может коммутировать большую мощность – до нескольких сотен ватт, если применить полевой транзистор, рассчитанный на соответствующий ток. При мощности более 100 ватт транзистор желательно установить на небольшой радиатор, иначе возможен его нагрев при долговременной работе. Такая схема, в отличие от традиционного электромеханического реле не имеет подвижных частей, поэтому она значительно долговечнее, если использовать при детали надлежащего качества. При необходимости, в цепь последовательно с нагрузкой включается также предохранитель, обозначенный на схеме как FU1. Удачной сборки.

Решил я себе все таки поставить везде диоды. купил реле 494.3747

но когда вскрыл увидел немного другое, не то, что в первом сообщении

по этой схеме нашел нужную 7-ю ногу которая отвечает за мигание.

и прервал контакт

Сейчас у меня стоит вот такое 3-х контактное реле

Методом научного тыка, не получилось активировать его. Вот тут нашел схемку

верхнее это нового образца, нижняя это как у меня сейчас.

Почитав еще немного, понял, что могу аварийку сделать наконец то)))))

берем 8 контактную кнопку аварийки и начинаем подключать:

1) Контакт кнопки 1 - К голубому проводу колодки подрулевого переключателя поворотов. для подключения кнопки необходимо найти колодку правого трёхрычажника, я брал провода на кнопку с неё. подключался к колодке идущей с подпанельной косы, а не с трёхрычажника.

2) Контакт кнопки 2 - Сдвоенный оранжевый провод, который раньше подключался к реле. Провод предварительно нужно удлинить.

3) Контакт кнопки 3 - К голубому с чёрным проводу на колодке подрулевого переключателя поворотов.

4) Контакт кнопки 4 - К контакту 1 на реле, где стоял голубой провод!

5) Контакты 5 и 6 на кнопке отсутствуют!

6) Контакт кнопки 7 - Подключаем ко 2 контакту на реле, так сказать сдваиваем провод с тем, который уже туда подключён. Или на схеме L

7) Контакт кнопки 8 - постоянный "плюс".

Вариант еще один:

оранжевый и голубой провод узнать легко, а вот третий провод, который на старом реле подключается к контакту "L" - он может быть и фиолетовым и чёрным и всяким разным) Далее подключаем на контакты нового реле:

1 контакт - оставляем пустым, в последующем соединим его с кнопкой аварийки

2 контакт - сюда мы подключаем провод, шедший от контакта "L", а также на этот контакт пойдёт ещё один провод (получается сдвоенный провод)

3 контакт - цепляем голубой провод, который шёл на старое реле

4 контакт - делаем коротенький провод с круглым концом для того, чтобы зацепить его на штырь крепления самого реле под гайку. Это и есть Масса, которая в старом реле выполнялась при помощи целого корпуса.

1) Контакт кнопки 1 - К голубому проводу колодки подрулевого переключателя поворотов

2) Контакт кнопки 2 - Сдвоенный оранжевый провод, который раньше подключался к реле. Провод предварительно нужно удлинить при помощи клеммы-папа.

4) Контакт кнопки 3 - К голубому с чёрным проводу на колодке подрулевого переключателя поворотов.

5) Контакт кнопки 4 - К контакту 1 на реле!

6) Контакты 5 и 6 на кнопке отсутствуют!

7) Контакт кнопки 7 - Подключаем ко 2 контакту на реле, так сказать сдваиваем провод с тем, который уже туда подключён.

8) Контакт кнопки 8 - постоянный "плюс", взять можно где угодно, но прикуриватель для этого не подойдёт - почему я не понял... типа перегруз будет когда включишь прикуриватель и будут моргать лампы? диоды потребляют крайне мало, поэтому наверное речь о запрете с обычными лампочками.

Очень часто люди задают вопросы о том, что же нужно сделать чтоб после установки светодиодных ламп, повороты мигали с нормальной скоростью.

Так же бывает что после установки светодиодных ламп, повороты вообще перестают работать.

Давайте разберем две разных ситуации.

1. После установки светодиодных ламп, повороты работают, но мигают слишком часто. Причем чем лампы слабее, тем чаще будут мигать.

Что нужно сделать в этом случае:

Снимаем реле поворотов, разбираем его.

Находим в нем один-единственный электролитический конденсатор.

На фото он помечен красным прямоугольником.

Подбираем его емкость так, чтобы повороты мигали с нормальной скоростью.

Не помню точно,но кажется в стоке он 2.2 Мкф.

Мне с моими довольно мощными светодиодными лампами потребовалось увеличить его примерно вдвое, до 4.7 Мкф.

Рабочее напряжение конденсатора может быть любым но не менее 16 а лучше 25 Вольт.

2. После установки светодиодных ламп, повороты не мигают вообще.

Сигнал поворота, должен быть виден всегда, в том числе днем, при солнечном свете, а не только ночью.

Но если Вы считаете что лампы подходят, тогда дорабатываем реле для работы со слабыми лампами.

С обратной стороны платы видим много всего.

Нам нужен резистор заключенный в красный прямоугольник.

Его номинал в стоке 3.3 кОм

Нам нужно его уменьшить. Если есть возможность (и способность) заменить его, то меняем его на резистор от 2 до 2.5 кОм. В принципе работает и с 3 кОм, но не знаю как будет со стабильностью.

Лучше всё же поставить 2.5 кОм для более надежного запуска.

Если с паяльником знакомы слабо, тогда можно взять резистор номиналом порядка 7 ... 9.1 кОм и припаять его просто сверху, параллельно имеющемуся резистору.

После такой доработки, реле начинает работать с лампами от 1 Вт.

Естественно, придется подобрать конденсатор как в первом случае, для приведения частоты мигания в норму.

Но 1 Вт, это очень маленькая мощность. Я бы даже сказал недопустимо маленькая для сигнала поворота.

Если у Вас реле и после этой доработки не работает с Вашими лампами, то лучше их заменить на что то более мощное.

Получается, что Ваши 2 лампы (передняя и задняя), в СУММЕ меньше 1 Вт!

Немного про светодиодные лампы, про их мощность и про цвет.

Дело в том, что в случае со светодиодами нельзя применять тот же принцип как с лампами накаливания. У белого светодиода, очень специфичный спектр свечения. В нем мало желтого цвета и очень мало красного. Поэтому белый светодиод помещенный за скажем красный светофильтр, может потерять до 80% светового потока, в зависимости от качества этого самого светофильтра.
Вот поэтому,

Смотрите:

Вот спектр обычной лампы накаливания:

Видите, в нем ОЧЕНЬ много желтого и красного цвета.

И мало голубого, синего и сине-зеленого. Да и зеленого не очень много.

Именно потому что в основном спектр лампы накаливания состоит из желтого и красного цветов, она одинаково хорошо работает и в поворотах за желтым светофильтром и в габаритах-стоп сигналах за красным светофильтром.

А вот спектр белого светодиода.

Основную часть его составляют голубые тона, а желтого и тем более красного цвета, в его спектре довольно мало.

Вот именно поэтому, светодиодные лампы должны быть именно того цвета, за какой светофильтр Вы их устанавливаете.

Красные для красного и желтые для желтого.

Теперь о мощности.

Белый светодиод это совершенно другой светодиод, нежели цветные светодиоды.

В белом светодиоде, мы видим свечение не самого кристалла, а люминофора, нанесенного поверх кристалла.

А излучение кристалла лишь возбуждает люминофор, заставляя его излучать свет.

Поэтому мощность белого светодиода зависит от двух факторов:

1. Мощность излучения кристалла (мощность возбуждения люминофора)