Урок вежливости в начальной школе. Разработка занятия «Урок вежливости Совместное разучивание песен о вежливости




Тема : «Урок вежливости».

Цель : закрепить и углубить знания учащихся о вежливости;

учить детей употреблять различные словесные формы вежливости;

прививать детям этические нормы поведения.

Ход классного часа.

1. Организационный момент.

Здравствуйте!

2. Подготовительная работа.

Ребята, сегодня к нам в гости пришли Маша и Миша. Они принесли с собой задания, с которыми им самим не справиться и попросили вас им помочь. Поможем Маше и Мише?

(в руке у мальчика конверт с заданиями)

Давайте послушаем первое задание.

Слова напечатаны и вывешены на доску.

  1. Из слова СВЕТ взять вторую и третью буквы – ВЕ
  2. Из слова УЖ взять согласную букву- Ж
  3. В слове МАЛИНА найти второй слог – ЛИ
  4. В слове ВЕРЕВКА найти повторяющиеся согласные буквы – В
  5. В слове КОСТЬ убрать первую букву- ОСТЬ

Ребята, какое слово у нас получилось: ВЕЖЛИВОСТЬ

Молодцы ребята, помогли Маше и Мише выполнить задание.

А что же такое вежливость?

(ответы детей)

3. Тема урока

Вежливость – соблюдение правил приличия. Вежливый человек, значит соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый. (слайд 1)

Послушайте, откуда пришло это слово:

Один мальчик не любил говорить спасибо, пожалуйста, извините, здравствуйте.

Ах, ты невежа – говорили ему.

Он очень обижался и кричал в ответ

Нет, я вежа, вежа, вежа!

Странное слово. Но на самом деле не странное оно, а старинное. В старину вежей называли человека знающего, сведущего, учёного. А “вежество” означало учёность, учтивость. Отсюда и появилось слово “вежливость” – доброе поведение, почтительность.

Так, что мальчик был прав: есть такое слово “вежа”. Только его-то никак нельзя было назвать вежей. Сначала ему нужно научиться говорить здравствуйте, спасибо, пожалуйста, извините и остальные вежливые слова.

Какие вы ещё знаете волшебные слова?

(Ответы детей)

А сейчас Маша и Миша предлагают вам поиграть в игу “Подскажи словечко”. Они хотят, чтобы вы угадайте волшебные слова.

Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого… (спасибо).

Зазеленеет старый пень,
Когда услышит … (добрый день).

Мальчик вежливый и развитый
Говорит при встрече… (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,
Мы говорим … (извините, пожалуйста).

И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят … (до свидания).

Встретил Витю я соседа,
Встреча грустная была.
На меня, он как торпеда,
Налетел из-за угла.
Но представьте, зря от Вити
Ждал я слова … (извините).

А как вы думаете достаточно ли знать только вежливые слова, чтобы быть вежливыми?

(ответы детей)

Один мальчик тоже знал вежливые слова. Послушайте стихотворение о нем и скажите, вежлив ли мальчик Витя?

Малыша обидел Витя,
Но перед школою в строю,
Витя просит: “Извините,
Я ошибку признаю”.
На урок пришел учитель,
Положил на стол журнал.
Следом Витя: “Извините,
Я немного опоздал”.
Спор давно ведется в классе:
Вежлив Витя, или нет?
Разберитесь в споре нашем
И скажите нам ответ.

Скажите, вежлив ли Витя? Почему?

(ответы детей)

Для того, чтобы быть вежливыми вы должны как можно чаще пользоваться волшебными словами. От этих слов становится теплее, радостнее, светлее на душе. В слове заключается великая сила, они могут совершить чудо, поэтому их называют “волшебными”.

ВЫВОД: Чем чаще вы будете говорить людям хорошие слова, тем чаще и они будут говорить их вам. Важно лишь, говорить их искренне, от души.

Ребята, Маше и Мише интересно, а какие вы еще знаете вежливые слова:

Когда вы здороваетесь с кем-нибудь? (Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, с добрым утром, привет.)

Когда прощаемся с кем-нибудь? (До свидания, прощайте, всего доброго, всего хорошего, спокойной ночи, доброго пут. Другу можно сказать – пока.)

Если вы обращаетесь к кому-нибудь с просьбой? (Прошу Вас, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, разрешите, спасибо.)

Когда извиняемся перед кем-нибудь? (Извините, простите; извините, пожалуйста; прошу прощения.)

Молодцы, как много вежливых слов вы назвали.

У Маши и Миши есть два друга Алеша, вежливый, а Незнайка нет. В начале они расскажут историю о вежливом мальчике, а вы ребята должны догадаться какие именно вежливые слова употребил Алеша. ”

4. Закрепление.

  1. Однажды Алеша Крючков ехал в автобусе. Он сел у окна и с удовольствием стал рассматривать улицу. На следующей остановке в автобус вошла женщина с ребенком на руках. Алеша встал и сказал ей “…………..”.
  2. Женщина тоже была вежливая и сказала Алеше: “…………….”
  3. Вдруг автобус неожиданно остановился. Алеша не удержался за поручень и упал на стоящего впереди мужчину. Мужчина хотел рассердиться и сказал Алеша, что надо держаться, но Алеша быстро сказал ему: “…………”
  4. И мужчина улыбнулся и ответил: “Ничего, бывает. Ты сам-то не ушибся?”

Молодцы, ребята. Теперь я уверена, что в подобных ситуациях вы поступите также, как Алеша.

Вот вы и узнали о вежливом мальчике Алеше, а теперь узнаем приключения Незнайки.

1. Встретил Незнайка на улице прохожего и как закричит: “Скажите, сколько сейчас часов?” (Сколько ошибок сделал Незнайка?)

(ответы детей)

  1. Услышал Незнайка ответ, повернулся и пошел дальше. (Что ему надо было сказать прохожему?)

(ответы детей)

  1. Приходит Незнайка утром в школу. У двери класса стоит учительница. Обрадовался Незнайка, подбежал и закричал: “Вера Ивановна! Я вчера интересный фильм посмотрел!”

(ответы детей)

4.Бежит Незнайка по улице, ничего не видит. Торопится всем рассказать, какой он вежливый стал. Навстречу ему идет старичок, под ноги смотрит. Налетел Незнайка на него, толкнул, правда, нечаянно. Но старик сильно рассердился. Но тут Незнайка что-то сказал ему, и дедушка сердиться перестал. (Как вы думаете, что ему сказал Незнайка?)

(ответы детей)

5. Подведение итогов.

Вот и подошел урок к концу, давайте вспомним, о чем говорили.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1» р.п. Чамзинка Чамзинского района Республики Мордовия

Урок вежливости «Как стать волшебником»

(Сценарий внеклассного мероприятия

по речевому этикету в 5 классе)

подготовила учитель русского языка и литературы Печказова Светлана Петровна

Чамзинка

Цель: формировать у учащихся понимание важности вежливого отношения к окружающим людям и необходимости соблюдать правила вежливости, прививать учащимся правила воспитанности и чувства ответственности за свое поведение в обществе, воспитывать доброе, вежливое отношение друг другу.

Оборудование: таблички с «вежливыми» словами «здравствуй», «спасибо», «пожалуйста», «извините» и др., импровизированная волшебная палочка, ситуативные картинки и рисунки на тему вежливого поведения.

В роли ведущих выступают старшеклассники.

Ход внеклассного мероприятия

Ведущий 1: Добрый день, ребята!

Ведущий 2: Здравствуйте!

Ведущий 1: Вы уже, конечно, задумывались над тем, кем вы хотите стать?

(ответы пятиклассников)

Ведущий 2: Вас впереди ждёт очень много славных дел: вы станете врачами, юристами, программистами, инженерами, художниками, бизнесменами, политиками… Но кем бы вы ни стали, прежде всего, вы должны вырасти по-настоящему хорошими людьми.

Ведущий 1: А какого человека мы назовём хорошим? Какими качествами он должен обладать? (ответы пятиклассников: умным, честным, справедливым, мужественным, надёжным, добрым, отзывчивым и, конечно же, вежливым)

Ведущий 2: Именно о вежливости мы сегодня и поведём речь. Наш небольшой урок вежливости называется «Как стать волшебником». Поднимите руку, кто из вас хотел бы хоть на минуту превратиться в волшебника! (пятиклассники поднимают руки)

Ведущий 1: Молодцы! А что необходимо волшебнику, чтобы творить свои добрые чудеса? (ответы пятиклассников: волшебная палочка и волшебные слова, ведущий показывает волшебную палочку) А волшебным словам мы будем сегодня учиться. Помните, в сказке о Золушке один из персонажей говорил: «Я не волшебник, я только учусь!» Попробуем и мы с вами научиться быть волшебниками.

Ведущий 2: Стать добрым волшебником ну-ка попробуй! Здесь хитрости вовсе не нужно особой Понять и исполнить желанье другого – Одно удовольствие, честное слово!

Ведущий 1: Какая же хитрость нужна доброму волшебнику? (ответы пятиклассников: волшебные слова) Много на свете есть простых, добрых умных, полезных слов, но не все из них превращаются в волшебные. Волшебными становятся только те, без которых просто невозможно обойтись.

Ведущий 2: Какие волшебные слова вы знаете? Давайте вспомним их все вместе.

Растает даже ледяная глыба
От слова теплого …(пятиклассники хором: спасибо , ведущий вешает на доску плакат с этим словом). Ведущий 1: Когда нас бранят за шалости,
Говорим …(прости, пожалуйста) .
Ведущий 2: Зазеленеет старый пень
Когда услышит …(добрый день) .
Ведущий 1: Если больше есть не в силах
Скажем маме мы …(спасибо) .

Ведущий 2: Мальчик вежливый и развитый, Говорит, встречаясь … (здравствуйте).
Ведущий 1: В России, Франции и в Дании
На прощанье говорим …(до свидания) .

Ведущий 2: А какие ещё волшебные слова вы знаете? (ответы пятиклассников, ведущие вешают на доску плакаты с этими словами: Будьте добры. Будьте любезны. Извините. Простите! Доброе утро! Благодарю. Спокойной ночи! Добрый день! Добрый вечер! Скажите, который час? Извините за беспокойство )

Ведущий 1: Именно эти слова часто употребляют в своей речи воспитанные, вежливые люди. Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. Вежливый человек – воспитанный, соблюдающий правила поведения, принятые в обществе.

Ведущий 2: Слово «вежливость» образовалось от старинного слова «вежа», которое еще в XVI веке значило «человек, знающий, как себя надо вести». Быть вежливым – значит уметь себя вести и иметь хорошие манеры. Это значит общаться с людьми так, чтобы они чувствовали, что о них заботятся, их любят, ценят и уважают.

Ведущий 1: На Руси первые письменные правила вежливости были составлены князем Владимиром Мономахом. В своих «Поучениях» мудрый князь писал: «Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях. Где ни остано витесь в пути, везде напойте и накормите всякого просящего. Чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, - простой ли человек, или знатный - угостите пищей и питьем. Больного посещайте, мертвого приходите проводить. Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово».

Ведущий 2: А знаете ли вы историю происхождения каких-либо добрых, вежливых слов? (ответы пятиклассников)

Ученик 1: В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: «Спаси вас Бог!» «Спаси Бог» превратилось в короткое «спасибо». Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!».

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить: «Спасибо!»

Ученик 2: Издавна слово «жаловать» означало оказывать внимание, уважать, проявлять почтение. Отсюда и другое, родственное, слово – «пожаловать», то есть откликнуться на просьбу, жаловать вниманием. В слове «пожалуйста» и уважительная просьба, и ответное внимание, и благодарность, и почтение:

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать: «Пожалуйста!»

Ученик 3: Если кто-нибудь причинял кому-то неприятность или неудобство, не желая того, ненароком, он просил простить его, не держать обиды, не винить и говорил: «Извините!». То есть – «снимите с меня вину»:

Если вы кого-то обидели случайно

Или наступили на ногу нечаянно,

Только не молчите, только не мычите,

Долго не тяните, скажите: «Извините!»

Ученик 4: «Здравствуйте» – слово, которое употребляется при встрече как приветственная фраза в русском языке. Однако фактическое значение слова – пожелание здоровья. Так же, как и «Здравия желаю», повелось с древних времен и считалось жестом уважения при приветствии. Выражение произошло от слова «здравствовать» – быть здоровым, благополучно существовать:

Что такое здравствуй? – Лучшее из слов,

Потому что здравствуй – значит, будь здоров!

Правило запомни, а знаешь – повтори:

Старшим это слово первым говори!

Ведущий 1: Вежливость способствуют общению с людьми. Вежливые слова рождают тепло души.

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши,

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Ведущий 2: Сейчас мы решим речевые ситуации и выясним, насколько вы вежливы. Ответьте на вопрос: как нужно здороваться

    с пожилым человеком,

    с мужчиной,

    с женщиной, с равным себе?

(ответы пятиклассников) Ведущий подводит итог: предполагаемый ответ: Младший по возрасту первым приветствует старшего, для рукопожатия первым руку протягивает старший, если он этого не делает, то руки не протягивают. Если здороваются мужчина с женщиной, то первой руку протягивает женщина. Если здороваются равные между собой люди, например офицер с офицером, то первым здоровается тот, кто вежливее. Не подать руки, если тебе протягивают руку - очень невежливо и даже оскорбительно.

Ведущий 1: Опишите речевые ситуации, изображённые на рисунках. Как бы вы поступили в данном случае?

Ведущий 2: Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: вежлив Витя или нет?

Малыша обидел Витя, но пред школою в строю
Витя просит: – Извините, я ошибку признаю. На урок пришел учитель, положил на стол журнал,
Следом Витя: – Извините, я немного опоздал.
– Тихомиров, покажите нам на карте город Псков.
– Извините, – шепчет Витя, – я к уроку не готов.
Спор давно ведется в классе, вежлив Витя или нет,
Разберитесь в споре этом и пришлите нам ответ.
– Какой ответ можно дать? (ответы пятиклассников) Ведущий подводит итог: нельзя нехорошие поступки прикрывать вежливостью

Ведущий 1: Правила вежливости нужно не только знать, но и выполнять. Поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Рука вверх – вежливо! Рука без движения – невежливо!

– Поздороваться при встрече...– Толкнуть, но не извиниться...– Перебивать во время разговора...– Уметь соблюдать на уроке тишину...– Уметь выслушать друга…– Пропустить вперед девочек...– Сказать, уходя: «До свидания!»…– Громко разговаривать...– Помочь поднять упавшую вещь...– Обозвать обидным словом соседа... – Сказать в столовой: «Приятного аппетита»…

Ведущий 2: Какие правила вежливости вы знаете? Сформулируйте их в в стихотворной форме (пятиклассники читают стихи)

Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.Ежели вы вежливы и к совести не глухи
Вы место без протеста уступите старухе.И ежели вы вежливы, то сидя на уроке,Не будете с товарищем трещать, как две сороки.И ежели вы вежливы, поможете вы мамеИ помощь ей предложите без просьбы – то есть сами.И ежели вы вежливы, то вы в библиотекеНекрасова и Гоголя возьмете не навеки.И ежели вы вежливы, вы книжечку вернетеВ опрятном, не измазанном и целом переплете.И ежели вы вежливы, то в разговоре с тётейИ с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьёте.И ежели вы вежливы тому, кто послабее,Вы будете защитником пред сильным не робея. (С.Я.Маршак.)
Вова разбил драгоценную вазу, Бабушка с мамой нахмурились сразу. Но Вова нашёлся: взглянул им в глаза И робко, и тихо «Простите» сказал. И мама молчит. Улыбается даже: – Мы купим другую, есть лучше в продаже... «Простите…» – казалось бы, что в нём такого? А вот ведь какое волшебное слово! Пошёл я гулять, и в саду по привычке Я дёрнул девчонку за обе косички. На крик прибежала девчонкина мать, Меня изловчилась за ухо поймать. Попробовать что ли? И в землю куда-то «Простите меня» я шепнул виновато. «Ступай!» – улыбнулась мамаша слегка, И ухо моё отпустила рука. «Простите…» Ура! Убедился я снова, Какое оно волшебное слово! (В.Юсупов)
Добрые слова не лень Повторять мне трижды в день. Только выйду за ворота, Всем идущим на работу, Кузнецу, ткачу, врачу, С добрым утром!- я кричу. Добрый день! – кричу я вслед Всем идущим на обед! «Добрый вечер!» – так встречаю Всех, домой спешащих к чаю. (О. Дриз)

Ведущий 1: Вспомните, как называется наш урок? (ответы пятиклассников) Наш небольшой урок вежливости называется «Как стать волшебником». Что же необходимо всем нам, чтобы мир стал добрее и наполнился волшебством? (ответы пятиклассников) Да, мы должны знать и употреблять в своей речи словесные формулы вежливости.

Ведущий 2: Вы хорошо усвоили вежливые слова. Но ведь ваше внимательное и вежливое отношение должно проявляться не только в словах, но и в поступках. Мы с вами находимся в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в магазине, в школе, на улице, в театре. Существует много правил, но главное в них – заботиться о близких, всегда быть воспитанными доброжелательными к людям, уметь дружить.

Использованная литература:

    Алоева М.А., Бейсова В.Е. Классные часы в школе. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2010

    Данилов С.В.Праздник длиною в жизнь. С.П-б.: КАРО, 2001.

    Иващенко З.Ю. Уроки вежливости. – М. Пестиж, 2011

    Косова Г.В. Школа вежливости. – Ростов-на-Дону: Проф-Пресс, 2008.

    Лупоядова Л.Ю. Копилка классного руководителя. – Брянск: Курсив, 2008.

Анастасия Кириллова
Разработка занятия «Урок вежливости»

Цель занятия:

Углубить знания детей о вежливости;

Учить детей употреблять различные словесные формы вежливости.

Задачи занятия:

Прививать детям этические нормы поведения;

Сплочение коллектива.

Ход урока

Здравствуйте ребята, очень рада вас всех видеть. Я предлагаю в начале поиграть в одну игру. (Игра «Комплименты»)

Вступительная часть

Сегодня мы с вами будем говорить об очень важной теме – о вежливости. Вежливость основана на соблюдении определенных правил, которые вырабатывались людьми на протяжении многих лет. В последствии эти правила называют этикетом. Но, к сожалению, люди стали об этих правилах забывать. Поэтому сегодня давайте вспомним, что значит быть вежливым.

Основная часть

Какого человека вы считаете вежливым? (ответы) Главное, вежливый человек знает вежливые слова. Вот сейчас я посмотрю насколько хорошо вы знаете вежливые слова. Сейчас каждый ряд по очереди будет называть одно вежливое слово. За каждое названное слово я буду ряду давать по жетончику, чур, не повторяться! В конце игры мы увидим, какой из рядов самый вежливый. Главным образом я буду смотреть на ваше поведение. Ведь вежливость заключается еще и в умении слушать другого человека.

Молодцы, вы все очень вежливые и воспитанные.

А только ли слова должны быть вежливыми? Нет. Еще и поступки! Никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки.

Я как-то стояла в очереди в магазине и наблюдала такую картину. Стояли две девушки, только одна размахивала туда-сюда своей сумкой и громко разговаривала по телефону. Вторая же тихонько стояла и спокойно ждала своей очереди. Очередь была длинная, и та, что с большой сумкой начала ходить туда-сюда возле кассы и кричать, чтобы позвали еще одного продавца. А та, что тише себя вела, просто молча подошла на другую кассу, куда уже пришел другой продавец.

Кого из девушек можно было назвать вежливой?

Какие ошибки допустила девушка с сумкой?

Как нужно было поступить?

Мы должны всегда помнить, что мы все живём, учимся не в одиночестве. Мы находимся в постоянном окружении людей. Дома – это твоя семья, в школе – твои одноклассники, во дворе – твои друзья. И к каждому из них нужно относится уважительно.

Ребята, а вы знаете, что от того, как у тебя складываются отношения с другими людьми, во многом зависит не только твое настроение, но и здоровье. Твое и твоих родных и близких. Наше настроение напрямую связано со здоровьем. Помните я говорила о том, что главная составляющая нашего здоровья – хорошее настроение? Сегодня все доктора знают и часто говорят о том, что оптимисты реже болеют, а даже если заболеют, то восстанавливаются гораздо быстрее. Поэтому нужно совершать хорошие и вежливые поступки, чтобы это хорошее к тебе возвращалось.

Давайте встанем из-за парт и немного разомнемся. Я буду показывать движения, а вы повторяйте за мной.

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести:

В гостях, медведь,

Нельзя реветь,

Нельзя грубить и чваниться.

Знакомым надо кланяться,

Снимать пред ними шляпу,

Не наступать на лапу,

И не ловить руками блох,

И не ходить на четырёх.

Не надо чавкать и зевать,

А кто зевает всласть,

Тот должен лапой прикрывать

Разинутую пасть.

Послушен будь, и вежлив будь,

И уступай прохожим путь,

А старых уважай

И бабушку-медведицу

В туман и гололедицу

До дома провожай.

Так Мишку лет пяти-шести

Учили, как себя вести…

Хоть с виду стал он вежливым,

Остался он медвежливым.

Он кланялся соседям -

Лисицам и медведям,

Знакомым просто уступал,

Снимал пред ними шляпу,

А незнакомым наступал

Всей пяткою на лапу.

Совал куда не надо нос,

Топтал траву и мял овёс.

Наваливался брюхом

На публику в метро

И старикам, старухам

Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести.

Но, видно, воспитатели

Напрасно время тратили!

(С. Маршак)

Есть ученики, которые хотят показать себя обходительными и вежливыми: почтительно здороваются с учителями, извиняются, если причинят кому-либо беспокойство, но случается и так, что дома, в общении с родными, они бывает резким, невнимательным и грубым. Для таких людей нормы этикета – только маска, которую они надевают, чтобы выглядеть воспитанными. Но важно БЫТЬ, а не казаться воспитанным и культурным человеком.

Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопрос: а зачем нам быть вежливыми? (ответы)

Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся чаще всего по-доброму. Только такого человека все любят и уважают. И у него есть верные и надежные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.

А сейчас я предлагаю дополнить наши цветы вежливости. Для этого мне нужны по добровольцу от каждой команды. Сейчас я им буду зачитывать ситуации, а они будут рассказывать, как правильно поступать в данной ситуации. Каждому я буду задавать вопрос по очереди.

1. Ты идёшь со своим другом по улице. Вам навстречу идёт человек – тебе незнакомый, но твой друг с ним здоровается. Твои действия – как ты поступаешь в этом случае?

2. Ты заходишь в кабинет, где кроме твоего классного руководителя, находятся ещё два педагога. Тебе нужно обратиться к классному руководителю. Твои действия?

3. Ты заходишь в свой классный кабинет 14 февраля – день Святого Валентина, и в присутствии всех ребят вручаешь небольшие презенты трём товарищам.

4. Перемена. Каждый из одноклассников занимается, чем хочет. Кто-то общается, кто-то шутит, смеётся, бегает. Но одна девочка сидит за партой, положив голову на руки. Возможно, она плачет или спит?

5. На перемене ты стоишь в кругу одноклассников. Подходит учитель и говорит, что ты как самый лучший из класса, должен помочь перенести книги и журналы, и тогда тебя наградят грамотой. Все ребята отвернулись. Твои действия?

6. Тебе необходимо забрать сестрёнку из детского сада. Подходишь к садику, и видишь двух женщин, которые ругаются в проходе и не дают тебе пройти. Время ограничено. Твои действия?

7. Твой друг знакомит тебя со своим другом и приглашает пойти погулять. Вам не понравился новый знакомый. Но в то же время хочется прогуляться со своим другом. Как поступишь?

8. Ты иногда помогаешь своей соседке – старенькой бабушке – купить продуктов. Твои друзья всё время над тобой посмеиваются. Твои действия?

9. Ты увидел, как у впереди идущей женщины выпал из сумки кошелек. Что ты будешь делать?

Молодцы, вы хорошо поработали! А теперь я хочу вам прочитать историю про одного мальчика.

"Волшебное слово" - В. А. Осеева

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

Подвиньтесь, - сказал ему Павлик и присел на край.

Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:

С тобой что-то случилось?

А вам-то что? - покосился на него Павлик.

Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то.

Ещё бы! - сердито буркнул мальчик. - Я скоро совсем убегу из дому.

Убежишь?

Убегу! Из-за одной Ленки убегу. - Павлик сжал кулаки. - Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!

Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.

Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала. прямо тряпкой, тряпкой.

Павлик засопел от обиды.

Пустяки! - сказал старик. - Один поругает, другой пожалеет.

Никто меня не жалеет! - крикнул Павлик. -Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: "Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!"

Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.

Что же, не берёт тебя брат?

А почему вы всё спрашиваете? Старик разгладил длинную бороду:

Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово.

Павлик раскрыл рот.

Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни- тихим голосом, глядя прямо в глаза.

А какое слово?

Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.

Я попробую, - усмехнулся Павлик,- я сейчас же попробую. - Он вскочил и побежал домой.

Лена сидела за столом и рисовала. Краски - зелёные, синие, красные - лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.

"Обманул старик! - с досадой подумал мальчик. - Разве такая поймёт волшебное слово. "

Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:

Лена, дай мне одну краску. пожалуйста.

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:

Какую тебе?

Мне синюю, - робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.

"Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?"

Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.

Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:

Дай мне кусочек пирожка. пожалуйста.

Бабушка выпрямилась.

Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.

Горяченького. горяченького захотел, голубчик мой! - приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.

Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.

"Волшебник! Волшебник!" - повторял он про себя, вспоминая старика.

За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:

Возьми меня, пожалуйста. За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.

Возьми его, - вдруг сказала сестра. - Что тебе стоит!

Ну, отчего же не взять? - улыбнулась бабушка. - Конечно, возьми.

Пожалуйста, - повторил Павлик. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:

Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!

"Помогло! Опять помогло!"

Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.

Ребята, а что же помогло Павлику? (Павлик использовал вежливое слово, и оно помогло ему в общении со своими родными и близкими)

Если вы, обращаясь к любому человеку, используете «волшебные» слова, то с людьми происходят чудеса – они становятся добрее, приветливее и, наверное, не откажут в просьбе.

Заключительная часть

Дорогие ребята! Я советую вам быть всегда вежливыми, приветливыми, дарить людям радость, и тогда всем окружающим будет приятно с вами общаться. Спасибо вам за работу!

Урок 1
ЧТОБЫ У ТЕБЯ ВСЕГДА БЫЛО МНОГО
ДРУЗЕЙ
Никогда не груби своим товарищам. Не называй обидными словами. Не
давай им прозвищ.
Не старайся кого­нибудь ударить или толкнуть, чтобы занять удобное для
тебя (например, в игре) место. Не забывай здороваться со всеми своими
друзьями. Даже с теми из них, кто совсем маленький.
Дружить можно и нужно и с малышами, и с большими ребятами, и с
мальчиками, и с девочками.
Если ты за что­либо обиделся на своего друга, постарайся поскорей забыть
и простить ему свою обиду. Не злись! Если твой друг просит у тебя какую­
нибудь игрушку или книгу, не отказывай ему. Не жадничай! Если ты сам
взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не
забудь возвратить их вовремя (когда попросил твой друг или когда ты сам
пообещал).

Урок 2
ЧТОБЫ ВОСПИТАТЬ ВОЛЮ И ХАРАКТЕР
Слово "честность", "честь" похожи на слово"чистота". Не правда ли, мой
маленький дружок?
Честным человеком мы называем такого, который"не запачкал" себя
притворством, трусостью и ложью. Честный человек ­ тот, кто правдив и
смел. Тот, кто дорожит дружбой. Кто уважает и любит своих близких и
прочих­остальных знакомых и даже незнакомых людей.
У человека, который всегда старается вести себя вежливо и честно, со
временем вырабатывается сильная воля и твердый характер. Про такого
говорят:
­ Этот человек сам умеет себя воспитывать.
Если ты, мой маленький дружок, тоже желаешь воспитать в себе волю и
характер, вот тебе несколько советов:
Будь дисциплинированным и аккуратным. Не трать попусту на капризы и
глупые дела свое время.
По утрам обязательно делай зарядку, чтобы стать сильным и ловким.(Вдруг
тебе когда­нибудь
понадобится защищать девочку или слабого малыша от задиры­хулигана?)
Веди себя деликатно, по доброму со всеми знакомыми и незнакомыми
людьми.
Всегда уступай свое место в транспорте людям, которые старше тебя. Или
которые ­ ты видишь ­ очень устали, больны. Никогда не обманывай своих
друзей и взрослых.
Лгут и притворяются чаще всего трусливые и плохо воспитанные люди. Не
будь на них похожими!

Урок 3
ЛЕСНЫЕ УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ
Воспитанный человек не ломает ветки деревьев и кустов, не рвет лесных
цветов. Травяной покров
сохраняет влагу и дает приют огромному количеству полезных насекомых и
мелких зверьков. Не сбивай незнакомые тебе или даже известные ядовитые
грибы. Многие из них ­ лекарство для лесных обитателей. Не следует ловить
и приносить в дом лесных зверушек, насекомых и птиц, для них наше
"развлечение" часто заканчивается болезнью, мучением и смертью. Это не
игрушки.
Не разрушай нечаянно или нарочно муравейников! Иначе муравьи не успеют
отремонтировать свой теремок до морозов. И погибнут! И, конечно же,
вежливый человек, пришедший отдохнуть в лес или на луг, не оставит после
себя свалки.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ ЗА СТОЛОМ
Урок 4
Локти на стол не клади, только кисти рук.
Закуски и салаты с больших блюд клади не теми ложками, которыми ешь сам, а теми,
что на блюде.
Ложку или вилку с едой подноси к чуть склоненной голове, но никогда не наклоняйся
к тарелке.
Прожевывай пищу обязательно с закрытыми губами ­ ни быстро, ни медленно, не
чавкай и не
разговаривай с полным ртом.
На тарелку клади ровно столько, сколько съешь.
Когда трапеза закончена, нож и вилку клади на тарелку параллельно друг другу справа.
СОВЕТЫ ЕДОКАМ.
Это ешь вилкой: котлеты, рулеты, гуляш, бефстроганов, салаты, паштеты, омлеты,
рис, макароны, пельмени, овощные гарниры, картофель.
Это ешь с помощью ножа и вилки: жаркое, отбивные котлеты, птицу.
Это ешь ложкой: каши, творог, суп, пюре.
Хлеб берут рукой, не откусывают от куска, а отламывают кусочки и кладут в рот.
Торт, пирожное и другие сладости с кремом не нужно брать руками. Их едят
маленькой ложкой.
Ну вот, а теперь нам надо с тобой решить
ЗАДАЧУ ДЛЯ ХОЗЯЙКИ.
Дано: клеенка, скатерть, салфетки, тарелки (глубокие и мелкие), чашки, стаканы,
вилки, ножи, ложки (столовые, десертные, чайные), цветы и вазочки для цветов.
Требуется: расположить все так, чтобы было красиво, правильно, удобно.
Решение:
1. На поверхность стола положить клеенку, затем скатерть.
2. Мысленно на расстоянии 1­2 см от края проведи прямую линию, по ней ровно
расставь тарелки ­
каждую против стула. Если стол к обеду, на мелкую тарелку поставь глубокую.
3. Ножи расположи справа от тарелок лезвием к ним, вилки ­ слева острием вверх.
Ложки ­
суповую, десертную ­ положи за тарелками параллельно краю стола ручками вправо.

4. Для воды или сока поставь бокалы справа за приборами. Салфетки ­ на тарелки. Не
забудь о
ложках, ножах, вилках для закусок, салатов, масла. Цветы в вазочках украсят
праздничный
стол.
Рассаживайтесь, гости дорогие!
Урок 5
ВЕЖЛИВЫЕ ИГРЫ
Правила игры
1. Соблюдай правила игры, не старайся выиграть и добиться первенства
нечестным путем.
2. Не радуйся, когда другие проигрывают.
3. Обидно, когда проигрываешь, но не падай духом и не злись ни на
победителя, ни на того, по чьей
вине, может быть, произошло поражение.

Урок 6
ПРИНИМАЕМ ГОСТЕЙ
Если ты хозяин.
Любой человек, переступивший порог твоего дома, является гостем,
которого следует принять
любезно и сердечно.
Если гость зашел больше, чем на несколько минут, ты должен предложить
ему снять пальто. Причем ты должен помочь ему повесить пальто на
вешалку.
Постарайся,чтобы гость поскорей освоился и почувствовал себя, как дома.
Предложи ему сесть
на самое удобное место.
Займи гостя беседой, пусть гость сам выбирает тему для разговора.
Не оставляй гостя одного на долгое время. А если тебе ненадолго надо
отвлечься, непременно
извинись перед ним.
Если гость засиделся и не собирается уходить, а у тебя неотложные дела, ты
должен найти очень
тактичную форму, как дать ему это понять.
Пословицы и поговорки.
Гостю щей не жалей, а погуще лей.
В чужом доме не будь приметливым, а будь приветливым.
Не бойся гостя сидящего, а бойся гостя стоящего.

В ногах правды нет.
Гостям дважды радуются: встречая и провожая.
Хозяин весел ­ гости радостны.
Желанный гость зова не ждет.
Частые пирушки изведут полушки.
Гость часто за шапку берется ­ не скоро уйдет.
Вслед гостя не употчевать.
Незваный гость хуже татарина.
Урок 7
ИДЕМ В ГОСТИ
Если ты гость
Знай, что неожиданный визит почти всегда причиняет беспокойство.
Поэтому он допустим
только в случае крайней необходимости.
Если ты дважды постучал или позвонил в дверь, а тебе не открыли, следует
не "ломиться" в дверь,
а спокойно уйти, не проверяя, на самом ли деле хозяев нет дома.
Находясь в гостях, некрасиво оценивать квартиру, делать критические
замечания.
Не выпытывай, что сколько стоило и где куплено, не снимай с полочек
украшения, чтобы рассмотреть их со всех сторон.
Каким должен быть подарок?
Подарок должен иметь определенное назначение. Не дари бабушке ролики,
малышу ­ калькулятор, папе ­ погремушку, маме ­ мужской галстук, а
дедушке ­ куклу. Такие подарки нужны, как рыбе зонтик.
Главное, чтобы подарок принес радость. Надо показать, что ты помнишь о
человеке, учитываешь

его вкус, увлечения. Делая подарок, ты приносишь радость другому, а не
хвастаешься перед всеми
своей щедростью.
Не опустошай родительский кошелек, лучше придумай что­нибудь
оригинальное ­ что­нибудь
смастери, нарисуй.
Вручение подарка сопровождается добрыми пожеланиями и улыбкой.
А тот, кто получает подарок, должен запомнить, что "дареному коню в зубы
не смотрят", то есть
всегда нужно выразить благодарность, даже если подарок не пришелся по
вкусу.
Урок 8
КАК ПРОСЛЫТЬ НЕПРИЯТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
Посмотри на себя со стороны. Какое ты производишь впечатление? Нет ли у
тебя каких­нибудь дурных привычек, которые раздражают окружающих?
Грызешь ли ты ногти? Хлюпаешь ли носом?
Слишком ли громко разговариваешь?
Размахиваешь ли ты руками так, что твои собеседники с трудом
уворачиваются, чтобы не быть задетыми?
Раскачиваешься ли ты на стуле?
Используешь ли ты ноготь мизинца в качестве зубочистки?
Чистишь ли ботинки о штанину брюк?
Хлопаешь ли ты дверью?
Если ты делаешь это, значит, у тебя не так уж мало дурных привычек. И
можешь не волноваться,
люди обязательно скажут тебе вслед: "Какой неприятный человек!".

Урок 9
ВОСПИТАННЫЙ ПЕШЕХОД
1. Переходить улицу следует по подземным переходам или по специальным пешеходным
дорожкам.
2. При этом нужно взглянуть на светофор. При желтом или красном свете переходить улицу
нельзя. А если горит зеленый свет, посмотри налево… если там нет никакого движущегося
транспорта ­ смело шагай до середины улицы. Там остановись и посмотри направо. Если и на этот
раз нет никаких машин, шагай дальше... Но все же будь внимателен ­ вдруг появится машина, идущая
на поворот, или "скорая" c сиреной и мигалкой.
Для пешеходов на светофорах есть и свои сигналы:
"красный человечек" ­ ждите, "зеленый человечек" ­ идите.
3. Когда на дороге нет перехода, ты можешь переходить ее при двух условиях:
­ если дорога хорошо просматривается в обе стороны,
­ если расстояние между пешеходом и приближающимся автомобилем не меньше расстояния
между тремя фонарными столбами. (Пока машина проедет это расстояние, ты успеешь перейти через
дорогу.)
4. Стоящий трамвай следует обходить спереди. (Если обходить его сзади, можно попасть под
встречный трамвай или другой транспорт.) Автобус и троллейбус обходи сзади. (Если
обходить спереди, из­за них не видно едущих за ними машин.)

5. Нельзя играть на проезжей части дороги и даже на тротуаре. Никаких футболов­волейболов,
бадминтонов­теннисов, никаких скейтбордов­роликов и велосипедов! Играй только
во дворах, в парках, на бульварах, где не грозит встреча с машинами.
6. Вне населенных пунктов пешеходы должны идти по обочине или краю проезжей части навстречу
движению транспорта. Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу и в городе, но особенно важно
соблюдать это правило, переходя шоссе за городом ­ ведь здесь машины мчатся гораздо быстрее!
7. При переходе железной дороги будь особенно внимателен! Хотя поезд легче заметить издали, чем
автомобиль, но он часто и едет быстрее. А машинисту быстро затормозить, остановить
огромный состав почти невозможно.
8. Приближается зима, темнеет рано. Если у тебя еще нет светоотражателя, попроси папу или маму
приобрести его и прикрепи к курточке или к школьному рюкзачку. Тогда, освещенный фарами
проезжающей машины, даже в темноте ты будешь хорошо заметен.
Урок 10
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДОБРЫХ ВОЛШЕБНИКОВ
Я думаю, что ты, дружок, конечно, не боишься злых волшебников. Зачем бояться их, когда каждая
девочка и каждый мальчик знают, что сказки кончаются по­доброму? А между прочим, волшебники
живут не только в сказках! Каждый человек, который добр, который честно, старательно, с любовью
выполняет свою работу, чуть­чуточку волшебник. Честное сказочное! Разве не волшебство ­ на
пустыре, на голом месте за несколько месяцев построить прекрасный дом?
А вылечить больного человека? Или... Вырастить сад? А придумать и смастерить­собрать грузовик?
А испечь сладкий­вкусный торт? Да­а... На белом свете вокруг нас таких несказочных волшебников
не так­то мало! Тебе, конечно, очень хочется многому научиться у
твоих знакомых волшебников. Ведь ты сам пока что не умеешь творить чудес. Впрочем… Тут,
кажется, я ошибаюсь. Хотя тебе совсем немного лет, на земле не так уж мало дел и для тебя. Все
зависит лишь от твоих желаний и стараний. И я, конечно, верю в то, что ты не будешь лениться и
постараешься каждый день совершать хоть одно доброе чудо.
Упражнения для добрых волшебников.
Упражнение 1.
Попроси маму или бабушку дать тебе небольшой таз. Налей в него немного теплой воды. Найди
тряпку, которой мама обычно моет пол. Окуни ее в таз с водой. Затем аккуратно выжми ее. И

старательно протри влажной тряпкой пол на кухне. При этом тряпку надо несколько раз окунуть в
воду и отжать. Не оставляй невымытыми углы и часть пола под столом и стульями. Закончив это
дело, пожалуйста, не забудь выжать и повесить сушить тряпку.
Упражнение 2.
Вместе с папой или старшим братом (можно с сестрой или с мамой) насобирайте в лесу сухих и
достаточно толстых прутьев. Сделайте из них палочки примерно одинаковой длины. Из этих
палочек смастерите изгородь вокруг знакомого вам муравейника ­ теперь он будет хорошо заметен
всем прохожим. И кто­нибудь нечаянно на него не наступит и не разрушит муравейный терем.
Упражнение 3.
Помоги своему младшему брату или сестренке одеться, обуться, погуляй с ним, накорми кашей.
Упражнение 4.
Смастери для птиц и белок кормушки на зиму. И не забудь приносить и насыпать в них корм.
Урок 11
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ НА ЛЬДУ
Всегда обращай внимание, какого цвета лед. Если зеленоватый и синеватый ­
значит, его толщина
около 10­12 см. Такой все выдержит. Если же лед матово­бледный, с
желтизной, то он очень
непрочный. Здесь ходить нельзя, можешь провалиться. Запомни, что опасно
передвигаться по льду во время оттепели или когда его занесут снежные
сугробы. Если перейти речку по льду необходимо, а на нем нет проторенной
дорожки, для осторожности лед проверяй – сначала, а ударь по нему
палкой. Если после удара появилась вода ­ возвращайся, это место надо
обходить.

Если все­таки лед затрещал, провалился под ногами и ты в полынье? Не
поддавайся панике, не маши руками. На лед надо выбираться в ту сторону,
откуда шел, осторожно выползать, широко расставив руки, не наваливаясь.
Не пытайся встать на кромку льда. Откатись подальше от полыньи и только
на берегу вставай на ноги. Беги быстрее, чтобы согреться и поскорее
попасть в теплое место. А если ты увидел человека, провалившегося под
лед? Кричи громче, зови ни помощь. Подходить к полынье нельзя, только
подползать, положив под себя что­нибудь вроде доски или лыж. Ни в коем
случае не подавай тонущему руку – вместе окажитесь в воде. Надо
протянуть ему доску, лыжную палку, веревку. Можно использовать длинный
шарф или верхнюю одежду ­ куртку или пальто. Человек, попавший в
полынью, замерзает, одежда его намокает и тянет на дно, он быстро теряет
силы. Поэтому спасающий должен действовать хоть и осторожно, но смело
и решительно.
Урок 12
ПРАВИЛА ДРУЖБЫ
Помогай товарищу: если умеешь что­то делать, научи и его; если товарищ
попал в беду, помоги ему, чем можешь.
Делись с товарищами: если у тебя есть интересные игрушки, книги,
поделись с другими ребятами, с теми, у кого их нет.
Играй и работай с друзьями так, чтобы не брать себе все самое лучшее.

Останови товарища, если он делает что­то плохое.
Если друг в чем­то не прав, скажи ему об этом.
Не ссорься с друзьями; старайся работать и играть с ними дружно, не спорь
по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что­то хорошо получается; не
завидуй товарищам – надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не
стесняйся в этом признаться и исправиться.
Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят.
Урок 13
ПРАЗДНИК КРАСОК
Попробуйте сами создать­нарисовать праздничный город.
Пусть каждый нарисует дом, башню или дворец.
Аккуратно вырежьте эти рисунки и наклейте их на один самый большой
лист бумаги…Вот и получится у вас город.

Каждый пусть нарисует дерево или цветок.
Вырежьте их и наклейте на тот же самый лист. И в вашем сказочном городе
по вашему хотению вырастут деревья и цветы.
Теперь нарисуйте всяких­разных зверей и птиц, вырежьте их и приклейте
туда же. Так в вашем сказочном городе появятся жители­обитатели, как в
самой настоящей, самой волшебной сказке.
А можно нарисовать большой цветок ­ например, цветик­семицветик.
Раскрасить лепестки, на каждом лепесточке с обратной стороны написать
добрые слова и пожелания. А потом подарить маме.
Правда, здорово получилось?
Урок 14
ПРАВИЛА ПРИВЕТСТВИЯ

На всякий случай напомню тебе, что младшие приветствуют старших. Хотя
воспитанный человек и не ждет, когда с ним поздороваются, а делает это
сам, не давай себя опередить.
Если те, с кем ты хочешь поздороваться, далеко от тебя ­ на другом конце
зала, например, ­ не маши руками и не оглушай всех своими криками.
Встретившись взглядом со своими друзьями, приветливо им кивни. Этого
будет достаточно.
Шумные и бурные восклицания типа "кого я вижу", "ну наконец­то", "где ты
пропадал" приветствиями никак не назовешь.
Если один и тот же человек в течение дня встречается тебе не однажды,
приветствуй его всякий раз, но в разной форме ­ кивком головы, улыбкой,
легким взмахом руки, пожеланием
приятного аппетита (во время обеденной встречи).
Урок 15

КАК ПРЕДСТАВЛЯТЬСЯ И ПРЕДСТАВЛЯТЬ
ДРУГИХ
Не всем это легко ­ представляться. Но общение без знакомства
невозможно. Так что стеснение придется преодолеть. А чтобы не оказаться
в неловком положении, учти, что младшие представляются старшим и что
женщины (не важно, какого они возраста) первыми мужчинам не
представляются. Исключение можно сделать лишь в отношении пожилого
мужчины.
Называя себя, посмотри собеседнику в глаза и улыбнись. На вопрос "как
тебя звать" правильным будет ответ "меня зовут... (не звать).
Если ты пришел в гости позже других и увидел среди приглашенных много
незнакомых тебе людей ­ подойди к хозяевам, поздоровайся с ними. Хозяева
сами тебя представят.
Представляя гостей, начни с малышей, затем старших и сверстников.
Называй имена спокойно и четко. Не стоит при этом добавлять: "это тот
самый", "я вам вчера о ней говорил"... Надеюсь, ты понимаешь, почему?
Урок 16

КАК ВЕЖЛИВО РАЗГОВАРИВАТЬ ПО
ТЕЛЕФОНУ
Прежде всего ты должен быть вежливым и, по возможности, кратким. По телефону лучше
переговорить, а поговорить можно при встрече.
Услышав звонок, поспеши взять трубку, а сказав "алло", не забудь ответить на приветствие.
Если тебя попросили пригласить к телефону кого­то из домашних, твое любопытство ­ "кто
это?", "а зачем она вам нужна?" – будет бесцеремонно. Все, что считает необходимым,
звонящий скажет сам. А вот поинтересоваться, не передать ли что­либо в случае, когда того, кому
звонят, нет дома, будет и уместно, и любезно с твоей стороны.
Если ты занят, скажи, извинившись, что перезвонишь. Но только не забудь это сделать!
Ошиблись номером ­ ответь вежливо, не сердись, ведь и с тобой такое случалось.
Не набирай номер телефона по памяти, если не уверен, что помнишь его как следует. А уж если
ошибся, ни в коем случае не расспрашивай, куда попал и какой это номер телефона. Сказав:
"Простите, я ошибся", положи трубку.
Начиная разговор, поприветствуй и представься.
Ты поступишь правильно, если спросишь, не отвлек ли ты от дел своим звонком и могут ли сейчас с
тобой поговорить.
Телефонный разговор ­ это в некотором роде непрошенный визит. Может оказаться, что твой
звонок для кого­то не первый и не последний. А поэтому не забывай: воспитанные люди никогда не
злоупотребляют телефонными разговорами и звонят лишь по необходимости.

Урок 17
ВЕЖЛИВЫЙ СОБЕСЕДНИК
­ Будь доброжелателен и уважителен к тем, с кем говоришь, а поэтому
помни, что такие выражения, как "с тобой бесполезно разговаривать", "ну
как ты не поймешь?", "я еще таких бестолковых не встречал", " тебе этого
не понять", "ты, конечно же, не знаешь" вежливый человек не употребляет.
­ Помни, что и твоему слушателю есть что сказать. Дай и ему возможность
вступить в разговор.
­ Будь внимателен к собеседнику. Умей заметить, что он спешит, до того,
как он сам тебе скажет об этом. Вовремя смени тему разговора, если она не
интересна или неприятна слушателю.
­ Не обсуждай поведение, манеру одеваться, причины других людей ­
прослывешь "сплетником" ("сплетницей").
­ Не будь болтлив. Долгий разговор утомителен для слушателя.
­ Не используй в разговоре слов, смысл которых тебе не вполне ясен, а
также и тех, значения которых может не знать твой собеседник.
­ Не жестикулируй (не размахивай руками). Если ты выражаешься точно и
ясно, тебя и так поймут без труда.

Урок 18
ВЕЖЛИВЫЙ СЛУШАТЕЛЬ
­ Если к тебе обратились, а ты в это время занят, оставь все свои дела и
посмотри на собеседника, вырази свою готовность участвовать в разговоре.
­ Слушай внимательно и до конца. Не перебивай. Не подсказывай
говорящему слова, не заканчивай за него фразы, не делай по ходу беседы
замечаний. Учти и то, что человеку надо просто иногда выговориться.
­ Если в вашем разговоре участвуют несколько человек, не реагируй на речь,
которая к тебе не обращена.
­ В твоем присутствии допустили бестактность, резко и раздражительно
заговорили. Постарайся сразу прекратить разговор, но сделай это без
вызова.
­ Насмешничают или обзывают других? Переведи разговор на другие темы.
­ Старайся слушать собеседника внимательно и участливо, чтобы у него
было ощущение, что ты с ним говоришь.

Урок 19
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ
Когда ты выходишь из своего дома (маленького мирка) в большой мир (на
улицу, в культурное учреждение...), туда, где много людей, необходимо
соблюдать определенные правила общения. Нельзя, например, допускать
возникновения следующих ситуаций:
­ пожилой человек стоит в трамвае, с трудом удерживая равновесие, а
рядом спокойно сидят молодые люди, которым и в голову не приходит
уступить ему место;
­ посетитель ресторана, кафе, слизывает подливу с ножа;
­ находясь в обществе, ты, забывшись, ковыряешь спичкой в зубах;
­ ты утомляешь своих гостей комментарием к телепрограмме, совсем не
заботясь о том, интересно ли им это;
­ ты безучастно наблюдаешь за тем, как твоя мама, сгибаясь под тяжестью
сумок, возвращается домой.
Поступая таким образом, ты демонстрируешь неуважение к окружающим и
напрасно рассчитываешь на их уважение к себе. Ошибается тот, кто думает,
что правила хорошего тона необходимы только тогда, когда на нем красивая
одежда и он пришел в гости или на концерт, а в повседневной
жизни они не нужны их можно снять вместе с нарядом и оставить на
вешалке до поры, до времени. Быть тактичным, внимательным и приятным в
общении следует не только среди посторонних людей, это необходимо в
первую очередь дома, в кругу семьи, в школе.

Урок 20
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ
ТРАНСПОРТЕ
При входе в городской транспорт не расталкивай всех локтями, пропускай женщин,
пожилых людей и девочек (если ты мальчик) вперед, помоги им подняться в салон. Не
останавливайся у входа (если ты не выходишь на следующей остановке), а пройди в
середину салона.
Воспитанный человек уступает место пожилым людям, малышам, женщинам с
тяжелыми сумками.
В общественном транспорте не стряхивают снег или капли дождя с одежды, не едят, не
входят с мороженным в руках и, конечно, не курят.
В салоне не причесываются, не чистят ногти, не ковыряют в носу, зубах, ушах...
Газету читают в сложенном виде, не разворачивая; не заглядывают в книгу или газету
соседа. А глазки скажут тебе "спасибо!", если ты вообще откажешься от привычки
читать во время движения.
Не разглядывай в упор пассажиров, не опирайся на них всем телом.
Входя в транспорт, нужно снимать рюкзаки и сумки­ранцы, чтобы не задеть (иногда
даже запачкать) людей.
Если тебе трудно держать торт или цветы, когда ты едешь стоя, можно вежливо
попросить сидящих подержать их.
Находясь в салоне, не следует громко смеяться и разговаривать, обсуждать свои
проблемы, спорить во всеуслышанье с друзьями. Тем более непозволительно
оскорблять людей, сделавших вам замечание.
Родители должны следить за тем, чтобы дети не пачкали ногами одежду окружающих и
сиденья.
Не занимай места для пассажиров багажом или пакетами, крупные вещи лучше
перевозить не в часы пик. А громоздкие острые предметы (например, лыжи) перевозят
хорошо упакованными.
Хозяевам животных: кошек, птиц, мелких грызунов желательно перевозить в
специальных клетках; собак ­ обязательно в наморднике.

К выходу надо готовиться заранее (особенно, если много пассажиров). Спрашивай у
стоящих впереди: "Вы выходите на следующей остановке?" Не оттесняй молча людей
прокладывая себе дорогу, а, извиняясь, попроси разрешения тебе пройти.
Если женщина (девушка) едет с мужчиной (молодым человеком), то он первый
проходит к выходу и первым выходит, помогая сойти спутнице.
В любом виде транспорта будь внимательным и предупредительным такие слова, как
"Будьте добры", "Благодарю Вас" придадут тебе уверенность в любой ситуации и
создадут у окружающих мнение о тебе как о человеке воспитанном и
доброжелательном.
Урок 21
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В МЕТРО
Спокойно и осторожно входи на эскалатор, стараясь не подталкивать
людей, идущих впереди.
Если около тебя оказался пожилой человек или инвалид, постарайся ему
помочь при входе на
эскалатор или в вагон.
Не беги по эскалатору.
На эскалаторе следует стоять с правой стороны.
Не прислоняйся к поручням эскалатора и к дверям вагонов электричек.
Входя в вестибюль метро и выходя из него, придерживай двери.
Выполняй эти несложные правила, чтобы обеспечить как свою безопасность,
так и окружающих людей.

Урок 22
В МУЗЕЕ И КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕЕ
Не мешай другим посетителям ­ не говори громко; не шаркай ногами по
полу; закашлявшись, выйди из зала; не загораживай собою экспонаты.
Не навреди самим экспонатам ­ не касайся их руками, как бы любопытно не
было; не прикасайся и к стеклам витрин.
Вернисаж ­ это торжественное открытие выставки.
И хотя атмосфера на нем непринужденная, громкий смех, суета,
посторонние разговоры недопустимы.
Если художник ­ виновник торжества – тебе знаком, непременно подойди и
вырази все впечатление от выставки. Или просто поблагодари и пожелай
успехов.

Урок 23
СНЕСЛА КУРОЧКА ЯИЧКО...
Яйцо, сваренное вкрутую.
Оно обычно подается в холодном виде, уже очищенным и разрезанным пополам или
мелко порубленным. Его едят при помощи ножа и вилки. Если же крутое яйцо подано в
скорлупе, то есть его можно так, как тебе удобно (особенно если нет дополнительной
посуды, куда складывать скорлупки).
Яйца всмятку (как и в мешочек) подают в горячем виде в специальных рюмочках­
подставках, находящихся на блюдце. Верхушку яйца надо срезать чайной ложечкой и,
подцепив той же ложечкой, переложить на блюдце. Если у тебя это не получилось,
ничего страшного: аккуратно сними пальцами неотлетевшие части скорлупки и положи
их на блюдце. Теперь чайной ложечкой вычерпывай полужидкое яйцо.
Яичница­глазунья.
Тебе потребуются: вилка, нож и чайная ложечка с заостренным концом. Слева от
тарелки находится
вилка, справа ­ нож (ближе к тарелке) и ложечка (снаружи).
1) Кончиком ложки аккуратненько проткни желток сбоку, поближе к белку, чтобы
жидкий желток вытек в ложечку.
2) Съев содержимое ложки, вычерпай остатки желтка и тоже съешь.
Если глазунья состояла из нескольких яиц, повтори пп. 1­2.
3) Оставь ложку на дальнем от себя краю тарелки.

4) Белок сложи пополам при помощи ножа и вилки (потому что тонкий слой плохо
цепляется на вилку).
5) Отрезай ножом маленькие кусочки белка и отправляй их в рот при помощи вилки.
Яичница­болтунья (яичная кашка).
Как мелкокрошенное блюдо или суфле едят вилкой и тупым ножом.
Толстый белковый омлет (яичное суфле).
Едят вилкой или десертной ложкой.
Омлет.
Едят при помощи вилки и ножа.
Урок 24
В ТЕАТРЕ И КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ
Посещение театра или концерта можно считать выходом в свет. Поэтому
советую тебе не просто одеться, а нарядиться и прихватить с собой туфли.
Приходить в театр или на концерт надо пораньше, чтобы было время и
привести себя в порядок, и погулять в фойе.
К своему месту проходят лицом к сидящим. Если при этом ты случайно
кого­то задел, обязательно извинись.
Во время спектакля не разговаривай даже шепотом и не ищи случайно
оброненную вещь ­ она никуда не денется до перерыва.
На концерте не подпевай исполнителю, если он об этом специально не
просит ­ все же люди пришли послушать не твое пение).

На музыкальных концертах не спеши апплодировать, если не очень хорошо
знаешь музыкальное произведение: пауза в исполнении может означать не
конец исполнения, а перерыв между частями.
Цветы, принесенные для актеров, заранее освободи от оберточной бумаги
(это не относится к красивой специальной упаковке). Кстати, цветы можно
передать, например, через администратора ­ он всегда в зале. Но
договариваться об этом надо до начала концерта или в перерыве.
Урок 25
В КИНОТЕАТРЕ
Конечно, кинотеатр ­ это не концертный зал и не театр, но и здесь есть свои
правила.
Если головной убор мешает сидящим сзади, его снимают не дожидаясь
просьбы об этом. И так поступают не только мальчики, но и девочки.
Если кто­то сделал это ради тебя, обязательно поблагодари.
Не комментируй увиденное, не выражай свое мнение о фильме и отношение
к героям по ходу просмотра.

Это мешает другим. А если кто­то думает иначе, может возникнуть спор
или шумное обсуждение, чему не место в кинотеатре. Не забывай, что люди
пришли смотреть фильм, а не слушать комментарии и споры.
Урок 26
В ТЕАТРЕ, В КИНОТЕАТРЕ, НА КОНЦЕРТЕ
"Перевертыш"
Подавая свои вещи гардеробщице, ни в коем случае не перебрасывай курточку или
плащ за барьер.
Пусть он сам поработает. Если так сделает каждый зритель, у гардеробщицы
разовьются прекрасные мускулы. Номерок лучше всего повесить на палец, так будет
удобно вращать его. Именно для этого на номерках сделана дырка или привязана
веревочка. Если твое место в середине зала, не торопись занимать его. Пусть сначала
сядут все остальные. Зато потом, когда ты будешь проходить, им придется встать.
Такая зарядка очень полезна для здоровья. Как только ты устроился на месте, начинай
хлопать. Ведь просто несправедливо, что ты готов, а представление или фильм еще не
начался.

Не забудь: вам с товарищем не так уж часто приходится просидеть рядом полтора­два
часа.
Используйте эту возможность, чтобы рассказать все новости и обсудить сложные
вопросы. Одно плохо: приходится иногда напрягать голосовые связки, так как мешает
музыка или реплики актеров... Купи в буфете шоколад, но сразу не ешь. Иди в зал и
разверни тогда, когда певец или музыкант выйдет на сцену. Знаешь, как приятно есть
шоколад и конфеты под музыку! Обязательно звонко шурши фольгой. Не будь
эгоистом. Если тебе известно содержание фильма или спектакля, быстренько расскажи
самое главное соседям. Они будут так благодарны! Помни, что долго сидеть
неподвижно очень вредно для организма. Поэтому больше двигайся: поворачивайся,
наклоняйся, упирайся ногами в спинку переднего сиденья, спихивай руки соседей с
подлокотников.
Обязательно во время представления или показа фильма несколько раз выйди из зала и
прогуляйся по фойе. Вернувшись, не забудь громко узнать у друга, что происходило за
время твоего отсутствия. Дружок, ты догадался, что делать надо все наоборот?:­)
Урок 27
ЦВЕТЫ В ПОДАРОК
Если ты знаешь, какие цветы у твоих друзей или родственников любимые, то
не раздумывай и дари именно их.
Ребенку уместно подарить небольшой букетик (фиалок, незабудок,
ромашек, мимоз...), перевязанный яркой ленточкой. Можно подарить
тюльпан. Говорят, он раскрывается на смех ребенка.

Маме хорошим подарком будут розы или гвоздики, бабушке ­ цветы нежных
тонов: лилии, хризантемы... Папе и дедушке подари красные гвоздики.
Старшей сестре можно подарить нераспустившиеся розовые или красные
розы. Старшему брату хорошим подарком станут темные розы.
По традиции в подарочном букете должно быть нечетное число цветов: 3, 5,
7... Если ты даришь один цветок, обрати внимание: он должен быть не
хрупким и не мелким.
Цветы преподносят, заранее освободив их от бумаги. А если цветы в
нарядной подарочной обертке, то ее не снимают.
Букет несут по улице и дарят стеблями вниз.
Хороший вариант ­ комнатный цветок в красивом горшочке. Но лучше
заранее узнать вкусы и предпочтения того, кому хочешь сделать подарок.
Подаренные цветы сразу ставят в воду в той комнате, где принимают гостей.
Урок 28
КАК ЕДЯТ ФРУКТЫ
АНАНАС. Подают нарезанными ломтиками с кожурой. Едят с помощью
десертной вилки и ножа, вырезая треугольнички.
АРБУЗ и ДЫНЯ. Подают разрезанными на ломти. Мякоть едят чайной
ложкой или с помощью десертной вилки и ножа.
АПЕЛЬСИН. Очень сложно есть за столом. Первый способ: вымытый
апельсин нарезать кружочками; держа кружочек в руке и разорвав кольцо
кожуры, выедают мякоть.

Второй способ: полностью очистить апельсин от корки и разделить на
дольки, которые можно брать рукой.
БАНАН. Очищают от кожуры, мякоть едят чайной или десертной ложкой
либо десертной вилкой.
ВИНОГРАД. Обрывают с грозди, кладут на свою тарелку и едят по одной
ягоде.
ВИШНЯ. Подают с черешками, держа за которые, ягоды съедают. При этом
косточку выплевывают на десертную ложку, поднося ее близко к губам.
Затем кладут косточку на край блюдца.
ГРЕЙПФРУТ. Подают разрезанным поперек. Съедобная средняя часть
очищается ножом от кожуры и посыпается сахарной пудрой. Едят
десертной ложкой.
ЗЕМЛЯНИКА. Если подают с чашелистиками, то едят, держа за черешок и
обмакивая в сахарную пудру. Если подают ягоду без чашелистиков, то
предварительно посыпают сахарной пудрой целиком и едят чайной
ложечкой.
ЛИМОН. Нарезают ломтиками. Берут специальной маленькой вилочкой и
кладут в чашечку с чаем кофе. Ложечкой выдавливают сок, остатки лимона
вынимают и кладут на край блюдца.
ЯБЛОКИ. Разрезают на 4 части, пользуясь ножом и вилкой. Дольки едят
руками.
ГРУША. Разрезают на 4 части, как и яблоко, но едят с помощью вилки и
ножа.
МАНДАРИН. Очищают от кожуры и делят на дольки, которые берут
руками.
ПЕРСИК и СЛИВА. Разрезают пополам, удаляют с помощью ножа и вилки
косточку.
АБРИКОС. Едят или как персики, или как вишни.
Урок 29
ЛЕСНОЙ ЭТИКЕТ
ЗАЙКА И БЕЛОЧКА
Зайка с белочкой играют
У высокой ели.
В небе звёзды исчезают,
Значит, быть метели.
Зайка варежки снимает,
Быстро белке надевает,
Вот какой мальчишка

Маленький зайчишка.
Не страшны теперь метели ­
Белку варежки согрели...
Зайка с белочкой гуляли
Вместе до рассвета,
Их глаза в ночи сияли
Бусинками света.
УПРЯМЫЙ ОСЛИК
По узенькой дорожке
Ползли сороконожки,
За ними шли утята,
Весёлые цыплята.
Встал ослик на пути.
­ Дай, ослик, нам пройти!
­ Не верю я ушам, ­
Сказал он малышам.
Расставил ослик ножки
На ширину дорожки:
­ Я даже носорогу
Не уступлю дорогу.
ЭТИКЕТ
Если ты мужчина­бобр,
Будь к бобрихе очень добр.
Если ты мужчина­тигр,
Предложи побольше игр.
Если ж ты мужчина­ёж,
Для подружки всё найдёшь.
И ещё совет я дам
Всем звериным господам:
Чаще с милой говорите,
И цветы, цветы дарите!
* * *
Учат люди, учат звери:
Маме с папой надо верить.
Каждый раз перед едой
Помните совет простой ­
Мойте мордочки и лица,
Лапки, руки и копытца.
Это правило для всех ­
Носишь ли, не носишь мех.
* * *
Среди ёлочек, сосёнок
Заплутал малыш лисёнок.
Тороплюсь ему помочь ­
Лес накроет скоро ночь.
К маме с папой в дом родной
Мне известною тропой.
Ведь с лисёнком мы друзья,
А друзей бросать нельзя!
Урок 30
ЭТИКЕТ ДЛЯ КАРАПУЗОВ
В садик не бери конфетки,
Ведь другим обидно деткам.

Маму провожай спокойно
И веди себя достойно.
Не дерись и не ругайся,
Грубо ты не выражайся.
Воспитательницу слушай,
Без приказа спи и кушай.
На тарелку ты не плюй,
А как следует прожуй.
Не толкай свою подружку,
Если держит в ручке кружку.
Помоги тем, кто слабее,
Будь умнее и добрее.
Одевайся побыстрей,
Не задерживай детей.
Лезь туда, где это можно,
Только очень осторожно.
Игрушку ты не отнимай,
Возьми другую, поиграй.
После сна ты потянись,
Умой лицо и расчешись.
С незнакомым не ходи,
Воспитателя зови.
Маму радостно встречай,
По подружкам не скучай.
Урок 31

ЭТИКЕТ ДЛЯ КАРАПУЗОВ
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ
Аккуратно кушай хлеб ­
Это кухня, а не хлев.
Не вертись юлой на стуле,
Головой не лезь в кастрюлю.
Супчик кушай аккуратно,
Не выплевывай обратно.
Пей чаек, не проливая!
Что за лужица большая?
Что за грохот? Что упало?
Маша за столом мечтала.
Не корми котлетой кошку,
А сама поешь немножко.
Вытирай салфеткой рот
И не капай на живот.
Ложкой ешь кисель и кашу,
Суп, пюре и простоквашу.
Вилкой можно брать картошку,
Мясо, рис... Не надо ложкой!
Ручкой можно брать пирог,
Глазированный сырок.
И скажи спасибо всем,
У кого ты пищу ел.

Урок 32
ЭТИКЕТ ДЛЯ КАРАПУЗОВ
В ГОСТЯХ
Сначала ты договорись,
Потом уж в гости соберись.
Одеваемся нарядно,
Чтобы выглядеть парадно.
Ты оделся, расчесался...
Почему ж не умывался?
Не ходите без подарка,
Не должно его быть жалко!
Если вас не пригласили,
Не врывайтесь в гости силой.
Не забудь ботинки снять,
Дома в них нельзя гулять!
Не шали и не кусайся,
Без причин не обижайся.
Не ломай столы и мебель,
Где б в гостях, мой друг, ты не был.
Будь воспитанным и скромным,
По местам не шарь укромным.
Бить ногой не надо кошку
И бросать под стол картошку!
Похвали хозяев, дом,
А также то, что в доме том.
Ты обулся, куртку взял...
А "До свидания!" сказал?

Урок 33
ЭТИКЕТ ДЛЯ КАРАПУЗОВ
В ТРАНСПОРТЕ
Уступай старушкам место,
Если стало очень тесно.
Не кричи, что сесть мечтаешь ­
Постоишь и не растаешь.
Стой спокойно и держись,
Не рыдай и не вертись.
Здесь ничем сорить не надо ­
Быть воспитанным отрада.
Фантик на пол не бросай,
А упал он ­ поднимай.
Не пинай других ногами
И не пачкай сапогами.
Песни громко ты не пой,
Потихоньку рот закрой.