Логопедическое занятие «Я и моя семья. Конспект интегрированного открытого занятия в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи




Конспект по теме «Семья»

Выполнила: Учитель – логопед

ГУ СРЦН «Причал надежды»

Мухаммеджанова А.В.

Цель: 1. Закрепление представлений о семье, родственных отношениях членов семьи.

2. Развитие связной речи.

3. Развитие памяти, внимания, мышления, мелкой моторики руки.

4. Воспитание бережного отношения к собственному здоровью и здоровью членов семьи, желания заботиться о близких.

    Организационный момент.

Отгадайте загадку:

«Сколько нас живет в квартире?

Вместе нас пока четыре:

Мама, папа, брат, сестра-

Вместе дружная…» (семья)

Молодцы! Сегодня мы с вами поговорим о семье.

    Игра-разминка «Какая у тебя семья?» (по кругу, с мячом)

Пример: большая, маленькая, дружная, трудолюбивая, добрая, строгая, крепкая, работящая, заботливая, веселая, хорошая, здоровая.

    Составление предложения по картинке «Семья»

Кто нарисован на картинке, чужие люди или родственники?

Как можно назвать их вместе, одним словом?

Кто это? (мама). Что она делает?

Кто это? (папа). Что он делает?

Кто это? (бабушка). Что она делает?

Кто это? (дедушка). Чем он занят?

Кто это? (дочка). Что она делает?

Кто это? (сын). Что он делает?

Что делает семья на этой картинке, трудиться или отдыхает?

Может ли жить семья, если все в ней будут только отдыхать?

4. Игра с мячом «Распределим обязанности в семье»

(кто что делает дома?)

Сын - учит уроки, убирает, выносит мусор, ходит в магазин за продуктами, помогает убирать…и т.д.

Дочь - учит уроки, моет и вытирает посуду, вытирает пыль, помогает убирать…и т.д.

Отец – зарабатывает деньги, гладит, ремонтирует…и т.д.

Мать зарабатывает деньги, ходит в магазин за продуктами, готовит пищу, стирает, ухаживает…и т.д.

Бабушка – готовит, вяжет…и т.д.

Дедушка – ремонтирует, помогает…и т.д.

    Дидактическая игра «Кому что нужно?»

Детям раздаются роли: «Мама», «Папа», «Ребенок». Детям предлагается выбрать предмет в зависимости от роли (на столе лежат предметы, имеющие отношение к быту в семье).

После того, как участники выбрали, они садятся и рассказывают, почему они взяли тот или иной предмет и для чего он нужен.

    Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

«Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!»

«Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли пальчики гулять!

Раз, два, три, четыре, пять –

В домик спрятались опять!»

    Игра на развитие временной ориентации, связанной с возрастом «Разложи картинки по возрасту, начиная с самого старшего (младшего)».

«Ребята, какими вы хотите вырасти? Что нужно, чтобы вырасти сильными, крепкими, здоровыми? Чем нужно заниматься? В какие игры вы любите играть зимой на улице? (кататься на лыжах, на коньках, на санках; играть в снежки и т.д.). А летом? (купаться, играть в футбол и т.д.)»

«Ребята, посмотрите внимательно на картинки и ответьте на вопросы:

Кто сильнее – взрослый мужчина или дошкольник?

Кто слабее – взрослая женщина или дошкольник?

Почему надо защищать малышей и стариков?

Почему надо помогать маленьким и старикам?

Почему надо заботиться о детях и стариках?

    Анализ детских рисунков

Надежда Аникина

Логопедическое занятие на лексическую тему «Семья»

Цель: активизация и актуализация словаря по теме, уточнение понимания детей родственных отношений.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

Обобщение и систематизация представлений о семье, членах семьи, об окружающем предметном мире;

Актуализация и активизация словаря по теме "Моя семья" (семья, родители, родственники, забота, мама. папа, дедушка, бабушка, внук, внучка, тетя, дядя, брат, сестра);

Совершенствование навыка составления рассказа по картинке;

Формирование целостного впечатления об изображении на серии картинок;

Совершенствовать грамматический строй речи (формирование образование прилагательного от существительного, употребление простых и сложных предлогов, местоимений).

Коррекционно - развивающие:

Развитие связной речи, общих речевых навыков, зрительного и слухового внимания и восприятия, тонкой и моторики, творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные:

Прививать теплое, заботливое отношение к своим родственникам;

Воспитывать культуру речевых высказываний.

Оборудование: ребус /цифра 7 и буква Я/, мяч, сюжетная картинка «Семья»

Ход занятия:

1. Организационный момент

Ребята, посмотрите на доску и отгадайте ребус. (На листе бумаги изображены цифра 7 и буква Я).

Какая это цифра?

Какая буква?

А теперь скажите, какое слово получилось? («семья»)

Показ сюжетной картинки «Семья» (отгадка)

2. Д/и: «Назови свое имя»

Л. называю своё Имя - громко. Каждый из детей называет своё Имя громко. Позови кого- нибудь громко!

Л. называю своё Имя - тихо. Каждый из детей называет своё Имя тихо. Позови кого- нибудь тихо!

3. Пальчиковая гимнастика

"Дружная семейка"

Раз уселась на скамейке/

Наша дружная семейка:

(пальцы сжаты в кулак)

Самой первой села мама,

(разогнуть большой палец)

Рядом - строгий наш отец.

(разогнуть указательный)

Следом братец и сестрица.

(разогнуть средний и безымянный)

Ну а мне где поместиться

(разогнуть мизинец)

4. Д/и: «Я и моя семья»

Развивать умение соотносить родственные связи, образовывать прилагательное от существительного, использовать ласкательные слова

Кто девочка для мамы? (дочка)

Кто мальчик для мамы? (сын)

Кто мальчик для девочки? (брат)

Кто мама для папы? (жена)

Кто девочка для дедушки? (внучка)

Кто мальчик для бабушки? (внук)

Кто мама для бабушки? (дочь)

Кто папа для мамы? (муж)

Кто папа для бабушки? (сын)

Как ты называешь маму папы?

Ребенок: Бабушка, бабуля!

Как ты называешь папу мамы?

Ребенок: Дедушка, дедуля!

Как называешь сестру папы?

Ребенок: Тетя, тетушка!

Как ты называешь брата мамы?

Ребенок: Дядя, дядюшка!

А кем ты являешься маме, папе своей мамы?

Ребенок: Внуком, внучком.

Ребенок: Внучка, внученька


Логопед: А какие традиции есть в вашей семье?

Дети рассказывают про традиции в своей семье.




5. Мимические упражнения "Настроение"

Логопед: Ребята! Настроение - какое оно бывает?

Дети: Грустное, веселое, печальное, радостное, огорченное!

Изобразить добродушную маму;

Строгого дедушку;

Рассердившегося папу;


Провинившегося ребенка


Родители ушли в гости, а ребенка оставили одного (изобразить состояние тоски и одиночества)

Изобразить непослушного и капризного ребенка;

Жадную сестренку;

Добрую бабушку.

6. Рассматривание сюжетной картины "Семья"

Логопед: Ребята! Посмотрите на картину и расскажите, кто изображен на картине!

Дети: Папа, мама, дедушка, бабушка, сестра, брат.

Логопед: Что делает бабушка?

Ребенок: Бабушка сидит в кресле и вяжет носки.

Логопед: Что делает дедушка?

Ребенок: Дедушка читает газету.

Логопед: Чем занимается мама и папа?

Ребенок: Папа накрывает на стол, а мама варит суп и печет пирожки.

Логопед: Чем занимаются брат и сестра?

Ребенок: Брат строит замок из кубиков, а сестра читает сказки.

Логопед: Как всех этих людей мы можем назвать одним слово?

Дети: Семья!

7. Игра с мячом "Мой, моя, мои"

Логопед называет члена семьи, бросает мяч, ребенок должен использовать в правильном назначении предлог.

Логопед: Семья.

Ребенок: Моя семья.

Логопед: Братья.

Ребенок: Мои братья.

Логопед: Брат.

Ребенок: Мой брат.

Логопед: Сестра.

Ребенок: Моя сестра.

Логопед: Сестры.

Ребенок: Мои сестры.

Логопед: Бабушка.

Ребенок: Моя бабушка.

Логопед: Дедушка.

Ребенок: Мой дедушка

Логопед: Родственники.

Ребенок: Мои родственники.

Логопед: Мама, папа.

Ребенок: Мои мама и папа, мои родители.

10. Итог занятия

Логопед: Ребята о чем мы сегодня с вами разговаривали!

Дети: Мы говорили сегодня о семье!

Логопед: Давайте вспомним стихи о семье!


Дети читают стихи о семье и рассматривают свои семейные альбомы.

1. Мама на папу глядит,

Улыбается,

Папа на маму глядит,

Улыбается,

А день самый будний,

Не воскресение,

И за окошком – не солнце,

Просто такое у них

Настроение,

Просто они

Очень любят друг друга.

От этой любви

И легко, и светло.

Мне с папой и мамой

Так повезло!

2. Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

3. Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

4. Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!©

5. Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

6. Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

7. Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле.

В рамках недели по сказкам К. И. Чуковского, которому исполнилось 135 лет, 31 марта 2017, была проделана большая работа с детьми и как итог.

Групповое логопедическое занятие с обучающимися 3 класса с системным недоразвитием речи Тема занятия: Выделение гласных из слов. Лексическая.

Итоговое подгрупповое логопедическое занятие «Закрепление знаний по лексической теме «Насекомые» Цели занятия: 1) Обобщить знания и обогатить словарь по данной теме. 2) Уточнить названия насекомых, внешние признаки, их строения. 3).

Итоговое подгрупповое логопедическое занятие по закреплению знаний по лексической теме «Перелетные птицы» . I - подгр Цели занятия: 1) Обобщить знания и обогатить словарь по данной теме. 2) Уточнить названия перелетных птиц, внешние признаки,.

Логопедическое занятие по лексической теме для подготовительной группы ТЕМА: “ФРУКТЫ”. Цель: -развивать внимание, мышление. Задачи: -усвоить категории родительного и дательного падежей; - учить образовывать.

Логопедическое занятие по лексической теме для подготовительной группы «Овощи» Цель: закрепить знания учащихся об овощах. Ход урока I. Организационный момент. II. Вступительное слово. - Какое сейчас время года? - В.

Конспект занятия для логогруппы по лексической теме «Осень». Коррекционно-образовательная задача: систематизировать знания детей об осени.

Логопедическое занятие в старшей группе по лексической теме: «Победный май»! с использованием ИКТ. Конспект логопедического занятия в старшей группе

Қазақстан Республикасының Білім және ғылым министрлігі Солтүстік Қазақстан облысы әкімдігінің «Мамлют ауданының психология–педагогикалық түзету кабинеті» коммуналдық

мемлекеттік мекемесі

Тема: Моя семья

Педагог- логопед Рубас В. В.

Тема : Семья.

Цель: Учить ребенка вслушиваться в обращенную к нему речь.

Задачи:

учить узнавать своих близких на фотографии, показывать предложенное логопедом изображение. Закреплять в речи ребенка слова, называющие людей по их роли в семье (мама, папа, дети).

стимулирование слухового восприятия, внимания. Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук;

воспитывать уважительное отношение к членам семьи.

Оборудование: доска, мел, магниты, фотографии родных людей, пальчиковый театр, карандаш, лист с пунктирным изображением солнышка.

Ход занятия.

Орг. момент.

(создание положительного микроклимата на занятии).

Основная часть .

1 . Задание 1. «Кто в доме живет?»

Фотографии родных людей приклеены в окна дома, который нарисован на доске.

Речевая инструкция: «Вот дом. В доме живет семья: мама, папа, сын, дочь Жания, дочь». Далее ребенку предлагается показать, где мама? Где папа? и т.д. Во время показа ребенком своих близких логопед комментирует его действия: «Вот папа; это сын; тут мама» и т.д.

(допустимым является любое высказывание ребенка, но на данном этапе работы главным является развитие понимания речи).

2. Задание. «Семья» (Пальчиковый театр)

Стимулирование слухового восприятия слухового восприятия, внимания. Развитие мелкой моторики рук и координации движений пальцев рук.

Логопед сначала сам читает потешку и одновременно выполняет соответствующие движения, затем рассказывает потешку вместе с ребенком. Затем логопед читает потешку, а ребенок выполняет движения пальцами самостоятельно.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

3.Задание. «У зеркала».

Развитие мимических мышц лица; обучение пониманию эмоционального состояния людей.

Логопед объясняет и показывает ребенку, как могут двигаться брови, губы, щеки. Если ребенок затрудняется, логопед помогает ему своими пальцами найти нужный уклад, фиксируя нужный результат зрительно (в зеркале). Желательно, чтобы ребенок после механической помощи и зрительного контроля выполнил заданный уклад по образцу.

Задание. Сенсорное развитие.

Нарисуй (карандашом) радостное солнышко.(Зрительная опора на 3 задание).

Речевая инструкция: «Посмотри, где лицо радостное, веселое. Покажи в зеркало, какое радостное лицо. А теперь давай нарисуем радостное солнышко. Оно круглое… у него есть глаза,… улыбается,… теперь нарисуем лучи - палочки».

Любовь Дивисенко
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе «Моя семья»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

«МОЯ СЕМЬЯ »

Старшая логопедическая группа

Цель : Формировать представление о семье , как о людях, которые живут вместе.

Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью .

Расширять активный словарь детей за счет слов, обозначающих чувства, нравственные качества (любимый, заботливый, ласковый, нежный, добрый)

Развивать связную речь за счет конструкции сложных предложений

Организационный момент :

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг,

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Вот смотрю я на ваши лица и думаю с кем мне здесь подружиться? Меня зовут Любовь Викторовна, а вы мне ответьте, как вас зовут по имени ласково? (Дашенька, Катюша, Игорек, Ромочка и т. д.)

Вот таких хороших, вот таких пригожих, я приглашаю поиграть :

Покажите, какое бывает выражение лица у папы, когда он сердится

У мамы, когда она радуется

У бабушки, когда она удивляется

У Воспитательницы, когда она огорчается

2. Ребята, сегодня я предлагаю вам поговорить о Семье . Вот перед вами картина. Как можно одним словом назвать то, что на ней изображено (Семья )

Сколько человек в этой семье

Сколько на этой картине мам (две, мама и бабушка)

Сколько на ней пап (два – папа и папин папа)

Сколько сыновей

Сколько дочерей

Сколько внуков (2)

Кем мальчик, назовем его Ваня, приходится маме и папе (сыном)

Бабушке м дедушке (внуком)

Сестре, назовем ее Машенька (братом)

Как вы думаете, какая это семья (большая, дружная, крепкая)

А кто самый старший в этой семье (дедушка и бабушка)

А кто самый младший (сестра Маша)

Пальчиковая игра

Этот пальчик – дедушка.

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – Я

Влт и вся моя семья .

Давайте поиграем в игру «Назови ласково»

Дочь – доченька, мама – мамочка, папа – папочка, брат – братик, сестра – сестренка, деда – дедушка, сын – сыночек, дядя – дяденька, баба – бабушка…

Физминутка

Брату впору башмаки,

Не малы, не велики,

Мальчик с толком, с расстановкой

Занимается обновкой.

То погладит башмаки,

То потянет за шнурки,

Ну, теперь пора в дорогу

Можно сделать первый шаг.

3. А теперь вы расскажите о своей семье . Рассказы детей о своей семье (сколько человек в семье , как зовут маму, папу, брата, сестру, бабушку, дедушку, чем вы любите заниматься всей семьей , как ты помогаешь маме, бабушке. Что ты можешь хорошего сказать о своей семье )

Физминутка

Здравствуй, солнце золотое, здравствуй небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок, здравствуй, маленький дубок,

Мы живем в одном краю, всех я вас приветствую.

4. Ребята, я заметила, что когда вы рассказывали о своей семье , вы все время улыбались. Хорошо, что у вас всех есть семья . Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг-друга , весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были Мир , Дружба, Уважение, Любовь друг к другу.

Семью почитали с древних времен, народ сложил о семье много пословиц . Вспомните, какие вы знаете пословицы.

При солнышке тепло, при матери добро (Даша)

Нет милее дружка, чем родная матушка (Катя)

Золото и серебро не стареют , отец и мать – цены не имеют (Юля)

Ребята, что бы вы хотели пожелать своей семье (Мира, Счастья, Благополучия, Любви ….)

5. Ребята, вы сегодня очень хорошо занимались, очень интересно рассказали о своих семьях .

Разделы: Общепедагогические технологии

Логопедия, один из разделов специальной педагогики, которая помогает в случаях патологии, не только воспитывать правильные речевые навыки, но и перевоспитывать возникшие и неправильно закрепившиеся.

Потребность преодоления того или иного нарушения речи диктуется социальным значением речи, а возможность преодоления зависит как от тяжести нарушения, так и от правильного понимания его сущности, что дает возможность применения наиболее эффективных средств его преодолении.

В своей практической работе приходится пользоваться большим количеством пособий по коррекции нарушенной речи, и в частности лексики и грамматики. Такие авторы как Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Г.В. Чиркина, Г.А. Волкова, Т.Е. Филичева, С.Н. Шаховская помогают практикующим логопедам в организации логопедической работы.

В книге С.Ф. Иваненко “Формирование восприятия речи у детей с тяжелыми нарушениями произношения” представлен системный материал по обучению этого контингента детей. Однако, такого практического материала на данном этапе недостаточно. Мало и специального современного дидактического материала.

В Красногвардейской специальной (коррекционной) школе-интернате обучаются дети с задержкой психического развития (ЗПР), с детским церебральным параличом (ДЦП), с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), умственно отсталые дети, где одним из важнейших направлений обучения на начальном этапе является коррекция их речи.

Для логопедов спецшколы основной задачей воздействия является создание соответствующих условий, т.е. системы мероприятий постепенного и осторожного воздействия на ученика страдающего тем или иным нарушением речи.

Недоразвитие речи у каждой из перечисленных выше категорий учащихся 1-х классов качественно и количественно может быть различно: это касается и фонематического стоя речи, и ограниченности словарного запаса и нарушений грамматического строя. Речевые отклонения могут иметь различное происхождение, различную тяжесть нарушения; дети могут иметь неодинаковые компенсаторные возможности, которые зависят от характера и степени выраженности дефекта, от их индивидуальных особенностей.

Однако, решение этих указанных задач возможно при правильно обоснованной системе воспитания, перевоспитания и обучения, предусматривающей последовательное, целенаправленное развитие речи, с учетом свойственных нашим детям особенностей их психического развития. К нам в школу, поступают дети, плохо к ней подготовленные по своему речевому развитию. Очень важно с первых дней пребывания детей в школе выявить все особенности речевого поведения каждого ребенка. Качество речевого общения детей с ДЦП, ТНР, особенно страдающими различными дизартрическими расстройствами и нарушениями слуховых функций, отличается от общепринятых норм общения и от форм естественного общения у здоровых сверстников. Чрезмерно опекаемые родителями, педагогически запущенные, дети одинаково неприспособленны к необходимым формам установления контакта со сверстниками и взрослыми, не имеют нужных навыков коллективного взаимодействия.

Запас знаний и представлений об окружающем митре у них мал и не дифференцирован, а слово, как сигнал действительности, имеет очень ограниченное значение. Развитие же устной речи, всех ее сторон, как известно, является основной предпосылкой к успешному усвоению школьной программы. Нарушение звукопроизношения и слухового восприятия у учащихся препятствует усвоению звукового анализа, а затем письма и чтения.

Недостаточность словаря и непонимание грамматических форм и выражений приводит к непониманию учебных текстов, условий арифметических задач.

Для детей с церебральными параличами, с тяжелыми нарушениями речи характерны специфические трудности в усвоении лексической системы языка. Установлено, что имя существительное, глагол или предлог составляет более 90% всего лексического запаса этих учащихся. Характерным для этих детей является многократное повторение одних и тех же слов, недостаточная степень владения глаголами, незнание точного их значения.

Лексико-семантические нарушения у младших школьников с ДЦП и ТНР состоят в том, что дети не знают значения многих слов, заменяют значение одного слова значением другого, совпадающего с ним по звучанию, смешивают семантику исходного слова с лексическим значением других слов, находящихся с ним в отношениях синонимической зависимости; иногда вычленяют в слове лишь конкретное значение, не понимая истинного смысла. Дети затрудняются в установлении функциональной общности между значениями многозначного слова, у них крайне ограничены семантические представления, недостаточны языковые абстракции и обобщения.

В связи с этим в спецшколе-интернате VI вида необходимость логопедических занятий с детьми страдающими ДЦП, ЗПР, ТНР очевидна.

Логопеды спецшколы стремятся сделать основной задачей обучения и воспитания своих учеников – интеграцию их в жизнь школы, класса, а затем адаптацию их в социуме. Ориентация на нормально развивающихся детей служит исходной точкой коррекционно-логопедического обучения.

Для того чтобы правильно организовать адекватное структуре речевого дефекта эффективное коррекционное обучение первоклассников с речевыми нарушениями, логопеду необходимо иметь четкое представление о проявлении основного дефекта и возможных последствиях вторичного и первичного порядка.

В связи с этим, в своей работе логопеды школы систематически проводят совершенствовании форм речевого общения и средств языка по следующим взаимосвязывающим направлениям:

Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.

Развитие у детей различных видов устной речи (диалогической, монологической) на основе обогащения знаний об окружающем мире;

Формирование и расширение лексической стороны речи;

Практическое овладение основными закономерностями языка на основе усвоения смысловых и грамматических отношений;

Формирование лексико-грамматической готовности к осознанному усвоению других разделов русского языка (обучению грамматике, грамоте, правописанию).

Логопедические занятия по развитию речи в Красногвардейской специальной (коррекционной) школе-интернате способствуют развитию всех языковых систем полноценной речевой деятельности, подготавливает необходимый фундамент для прохождения программного материала, способствуют социальной адаптации, повышению уровня общего развития учащихся.

Логопедические занятия активизируют и формируют навыки речевого общения, развивают у детей возможность грамматически правильно строить предложения, употребляя эти предложения в общении с педагогами, детьми и родителями, значительно расширяют и выводят на более высокую ступень пассивный и активный словарь, за счет уточнения и расширения понятий и представлений об окружающем мире, устанавливают причинно-следственные связи между предметами и явлениями.

На логопедических занятиях учащиеся овладевают элементарной разговорно-бытовой речью, усваивают грамматические категории: словоизменение существительных в пределах всех падежей, единственного и множественного числа, а также изменению отдельных хорошо знакомых глаголов по числам, усвоению прилагательных, наречий, числительных. Появлению в пассивном и активном словаре не только простых предлогов, но и сложных.

Кроме того, используются упражнения по развитию речемыслительной деятельности психических процессов (операций анализа, синтеза, внимания, восприятия, памяти и др.)

Занятия строятся с учетом того, что на начальном этапе у наших учащихся должны быть сформированы умения, направленные на расширение их потенциального словарного запаса за счет слов, имеющих конкретное значение: обозначение предметов, их признаков и действий.

Особенности в преподнесении лексического материала требуют тщательного оснащения занятия наглядными средствами, которые очень помогают учащимся. На своих занятиях логопеды используют такие лексические и грамматические упражнения, которые нацелены на последовательное развитие словаря, умение оперативно мыслить в пределах той или иной темы, задания для предупреждения и преодоления типичных ошибок детей, развитие грамматического строя речи.

Лексико-грамматические упражнения способствующие развитию речи

I. Тема: “Транспорт”

  1. Измени количество:
  2. автобус – автобусы,
    троллейбус - …,
    машина - …,
    грузовик - …,
    велосипед - …,
    трамвай -….

  3. Подбери прилагательные:
  4. автобус – быстрый,
    троллейбус – полный,
    грузовик – мчащийся,
    машина – красивая,
    трамвай – веселый.

  5. Составь фразу из слов:
    Слова рассыпались:

а) На, путешествовать, водном, хорошо, пассажирском, транспорте.
б) Каждый, развозит, день, автобус, людей, работу, на.
в) Не, загрязняет, велосипед, один из, атмосферу, видов, транспорта, наземного, который.

4. Выбери правильное предложение:

Машина остановилась, потому что загорелся красный светофор.
Красный светофор загорелся, потому что остановились машины.

II. Тема: “Зима. Зимний пейзаж”.

  1. Закончи:
  2. Зимой холодно, а летом ….
    Зимой пасмурно, а летом….
    Зимой снег землю покрывает, а весной он.…

  3. Подбери к качествам подходящие слова:
  4. трескучий…,
    искристый…,
    белая…,
    зеленая….

  5. Объясни, почему так говорят:
  6. Мороз не велик, а стоять не велит.
    Береги нос в трескучий мороз.

  7. Восстанови порядок слов и произнеси фразу:

Реки, около, сугробы, намело.

Логопедическое занятие по теме “Моя семья”

  • Выявление представлений детей о семье, уточнение их понимания родственных отношений;
  • Закрепление в речи употребления имени и отчества родителей;
  • Развитие словаря, связной речи, грамматического и лексического материала;
  • Коррекция внимания с использованием упражнения “лабиринт”;
  • Развитие логического мышления.

Примерный словарь:

  • Семья, мама, папа, дочь, сын, бабушка, дедушка, внук, внучка, брат, сестра, дядя, тетя, большая, дружная, крепкая, Елена Петровна, Иван Петрович.

Оборудование:

  • Предметные картинки по теме “Моя семья”,
  • схемы,
  • лабиринт.

Организационный момент:

Здравствуйте, ребята!

Сегодня я хочу познакомить вас с мальчиком. Его зовут Федотка. Сам он маленький, волосы светлые, а глаза голубые. Однажды Федотка пошел в гости к бабушке и заблудился. Помогите Федотке найти дорогу. (Лабиринт)

Послушайте стихотворение и повторите за мной.

Очень бабушку свою
Маму мамину люблю.
У нее морщинок много
И на лбу седая прядь,
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.

Введение в тему:

А теперь послушайте внимательно.

Бедный Федотка-сиротка,
Плачет несчастный Федотка:
Нет у него никого,
Кто пожалел бы его.
Только мама да папа, да тетушка…
Только дядя да дедушка с бабушкой.

Скажите, пожалуйста, сирота ли Федотка?

Сирота – это кто?

Есть ли у него папа, мама?

Бабушка, дедушка?

Кто еще есть у Федотки?

Актуализация опорных знаний и представлений:

I. Работа по сюжетной картинке. Инструкция.

Посмотрите внимательно на картинку и скажите:

Кого вы видите на картинке?

Расскажите, кто что делает?

Кто самый младший в семье?

Кто самый старший?

Как его зовут? Дайте полное имя.

Придумайте имена для папы и мамы.

Подумайте, кем они могут работать?

Кто может сказать, какая это семья?

(Дружная, большая, крепкая)

II. Игра-обучение “Расскажи о близком человеке”.

Вы можете рассказать о своих близких?

Сначала учитель объясняет ученикам, как надо говорить о близком человеке, с чего начинать:

1) возраст; 2) внешность; 3) характер.

После этого подбирает прилагательное к существительному мама.

Моя мама ________, ________, ________.

Мой папа ________, ________, ________.

Охарактеризовать своих близких.

Физминутка:

Игра с мячом “Назови ласково”.

Мама – мамочка.
Папа – папочка.
Брат – братишка.
Сестра – сестренка.

III. Покажите:

Где мамина дочка?
Дочкина мама?
Бабушкин внук?
Бабушка внука?

IV. Помогите Федотке отгадать загадку:

Сима – сестренка Маруси,
Маруся – сестренка Аси,
Ася – сестренка Люси,
Люся – сестренка Васи.
Ну, а теперь догадайся,
Нет ли хитрости в этом.
Сколько сестренок у Васи?
Не торопись с ответом.

Посмотрите внимательно на картинку и ответьте:

Кто изображен на картинке?

Как назвать их одним словом?

Сколько человек в этой семье?

Кто самый младший, кто старший?

Дайте полное имя?

Скажите, какая это семья?

Работали очень хорошо. Спасибо большое. Оценки. Поощрения.